Священные места Башкирии: от мавзолея Хусейн-бека до Иремели и горы Нарыстау

Ахат Хафизов, капитан команды «Кочующие», продолжает свой цикл материалов о самых интересных местах Татарстана и Башкирии. В этот раз он для «Снега» рассказывает о топ самых священных мест Башкортостана. 

Предыдущие статьи вы можете прочитать здесь:

Гора Кала-тау: марийские моления, кипчакский хан и 1000-летний дуб

Топ самых крутых «инстамест» в Башкирии: от вершин Иремеля до водопадов Куперли

Топ-5 самых крутых «инстамест» в Татарстане: от вида на Камское море до «Шатер-горы»



В республике Башкортостан есть свои интересные и древние святыни. В древности башкирские племена были почитателями культа Тенгре – бога неба, этот культ был очень распространен среди кочевых тюркских племен. Но уже в 12-13 веках ислам стал проникать на башкирскую землю, стали появляться мусульманские проповедники. В Башкирии много памятных и почитаемых мест, которые связаны с первыми имамами и проповедниками.

Отчасти, священные места связаны с захоронениями святых людей и имамов, которые много потрудились на ниве распространения магометанства (мавзолеи и могильники).

Некоторые сакральные места башкир были почитаемы еще в языческую эпоху, но с приходом ислама – эти места так или иначе стали почитаться уже с точки зрения мусульманской религии, хотя некоторые древние культы на территории Башкортостана сохранились до сих пор. Также башкиры и местные народы почитают некоторые географические объекты, к ним относятся горы и холмы (шиханы), священные источники и родники, а также некоторые озера. Про эти объекты мы также укажем в этой статье.

Мавзолей Турахана

Одно из священных для мусульман мест на Южном Урале и в Башкирии – это памятник истории средневековья - мавзолей Турахана. Расположен он недалеко от поселка Чишмы в Чишминском районе РБ (недалеко от других святынь башкирского народа – кладбище Акзират и захоронение Хусейн-бека). 


Фото: Нуриев М.
 

До сих пор между археологами и историками ведется спор о времени строительства этого мавзолея. Обычно считается, что сооружение построили во времена Золотой орды – в 14-ом веке, но есть сведенья, что мавзолей построен гораздо раньше: в 12-ом или 13-ом веке, то есть либо в домонгольскую эпоху, либо в самом начале монгольского нашествия.

Уже с 10-го и 11-го века (после принятия Волжской Булгарией ислама) и в башкирском краю появились проповедники ислама – одним из них был легендарный Турахан.

Биография и жизнь Турахана окружена тайнами и загадками, народная молва считает, что он был прямым потомком Чингисхана (чингизид), и с детства имел особую религиозную одаренность. Потом уже в зрелом возрасте Турахан побывал в Бухаре, где принял ислам, и стал проповедником мусульманства. Несколько лет он кочевал вдоль Иртыша в Сибирском ханстве (около Тобольска), но уже не смог ужиться со своими родственниками по причине того, что основная масса их была язычниками.

С небольшим отрядом близких родственников и друзей он откочевал в башкирские земли, где занялся объяснением Корана.

После смерти Турахан был захоронен в этом месте, потом над его могилой был возведен мавзолей, и это захоронение всегда почиталось среди башкирского народа. Местные жители помнят многие легенды и предания, связанные с его именем. Многие паломники считают, что тут расположено своеобразное «место силы», где можно получить помощь или исцеление от болезней.

Гора Тратау

Гора Тратау (Торатау или Тура-тау, также Шихан) – уникальный сакральный и священный объект на территории Южного Урала (Башкортостан).


Фото: Файзрахманов И.
 

Гора Тратау – одновременно является памятником природы, культурно-историческим объектом, памятником геологии, одним из чудес России, священной горой башкир, памятником археологии, местом силы.

В переводе с башкирского (тюркского) - Гора Тратау – это крепость-гора или укрепленная гора, а также: гора на которой расположена ханская ставка. Название этой горы могло произойти от укрепленной ставки хана (или иного военачальника), которое располагалось на вершине этой горы в разные века.

 Тратау является священной горой для башкир, многие переводят её название как гора-святилище или Бог-гора, а также Гора высшей правды (закона). Гора считалась священной как у башкир-язычников, так и в последствие у башкир мусульман.

Мавзолей Хаджи Хусейн-бека

Большое влияние на распространение ислама в Башкирии оказало принятие ислама в качестве государственной религии в Поволжской Булгарии в 922 году.


Фото: Файзрахманов И.
 

Также особую роль в распространении мусульманства сыграли проповедники из Бухары и Багдада, а также тесные торговые связи со странами Азии.

Многочисленные случаи проповеди ислама зафиксированы в 12-13 веках, так именно к 12-му веку, по легендам, относится проповедь и гибель святого Аулии Рамазана (чья могила расположена на горе Аушташ). Но в те года многие башкиры еще оставались язычниками.

Начиная с 13 - 14 веков, башкиры уже массово стали принимать ислам, и в тот период первым духовным лидером башкирской земли мог быть Хаджи Хусейн-бек. В эти края его направили из Туркестана (нынешний Узбекистан), он был определен первым имамом Башкирии, а также духовным судьей. Авторитет Хаджи среди верующих башкир был очень высок, его почитали за святого еще при жизни. Перед своей смертью он совершил хадж по святым местам – был в Мекке и Медине, поэтому к своему имени получил приставку – хаджи, то есть мусульманин, который совершил хадж. После хаджа авторитет его среди местных последователей ислама еще более увеличился.

А когда Хаджа Хусейн-бек умер, то почитаемой стала его могила.

У башкир существуют предания, что около мавзолея происходят разные чудесные явления. Так, однажды в ночное время над мавзолеем засиял столб небесного света.

Также около захоронения Хаджи Хусейн-бека появился колодец с целебной водой, который также почитался как святой.

Целебный источник и гора Нарыстау

У башкир и у всех окрестных мусульман (в том числе, и у татар) считается священной гора Нарыстау и источник у его подножья. Расположены они в Миякинском районе Башкирии, в очень живописном месте на Южном Урале (село Нарыстау). Место это настолько положительное и благодатное, что сюда приезжают представители всех религий и национальностей.


Фото: Фатхудинова А.
 

По местным преданиям на вершине горы Нарыстау в 8-м веке были похоронены двое почитаемых людей — отец и сын, Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они были первыми сахабами - проповедниками, которые принесли в башкирский край мусульманство и Коран.

Интересно, что по другой башкирской легенде, на соседней горе покоится не менее значимый для Башкирии человек — это народный герой, батыр по имени Идукай, который защищал башкир от нападений во времена Золотой Орды.

 В настоящее время около могил сахабов-проповедников сооружен черный мемориал с высеченными на нём именами сподвижников пророка Мухаммеда, на камнях высечены арабской вязью имена проповедников.

Гора Ауштау, родник Аулия

На Южном Урале в Башкирии находится красивая гора Ауштау, расположена она всего в 15-20 километрах от Челябинской области Гора эта невысокая, но про неё сохранилось множество легенд и преданий. У подножья горы бьет святой ключ, который называется Аулия, и который почитается местными жителями.


Фото: Хафизов А.
 

Самая известная здесь местная легенда об «Аулие» (о святом Рамазане).

 В этот край приходили мусульманские проповедники, то были случаи, когда их преследовали и даже убивали. Так случилось и на этот раз, когда святой (аулия) Рамазан с караваном путешествовал по этим краям, и проповедовал среди башкир Коран и учение Мухаммеда. И именно в этом месте местным жителям не понравились новые религиозные догмы, они напали на путешественников и убили Рамазана и его друзей.

Рамазану они отрубили голову, но тут случилось чудо – святой взял отрубленную голову в свои руки, а потом поднялся с ней на вершину горы Ауштау.

Местные люди с большим изумлением поднялись за Рамазаном на гору, и там увидели, как над телом святого человека летали белоснежные ангелы. Так они получили свыше подтверждение, что Рамазан был святым человеком и проповедовал Всевышнего.

После свершившегося чуда у подножья горы Ауштау забил святой родник Аулия.

Тогда башкиры, чтобы загладить свою вину перед Богом, и чтобы не быть наказанными, с великими почестями похоронили святого на вершине горы Ауштау. Почитаемым с тех времен стал источник с чудотворной водой. Эта вода очень богата полезными минералами, она излечивает многие болезни и недуги приходящих сюда странников.

Гора Большой Иремель 

Иремель – вторая по высоте гора Башкортостана. Издревле она считалась священной для башкир, и в настоящее время гору часто посещают любители эзотерики и необычных явлений. Иремель находится на стыке Башкирии и Челябинской области, представляет собой две вершины, называемые Большой и Малый Иремель.


Фото: Хафизов А.
 

Сами вершины и окрестные места очень живописны, тут разнообразная природа от смешанного леса и южной тайги до альпийских лугов и каменного курумника. У подножья горы берёт своё начало река Белая (это самая длинная река Башкортостана, которая впадает в Каму на территории Татарстана). По башкирским легендам Иремель является местом обитания богов и духов, которым в древности приносили языческие жертвы, поэтому гору могли посещать только жрецы и старейшины племен. Также существуют легенды о больших пещерах внутри горы, якобы там обитает племя чудь, которое ушло под землю много веков назад.

В настоящее время гору посещают туристы любых возрастов, добраться сюда можно через поселок Тюлюк, откуда на вершину ведет проторенная тропа.