Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Гора Кала-тау: марийские моления, кипчакский хан и 1000-летний дуб

Гора Кала-тау: марийские моления, кипчакский хан и 1000-летний дуб
Урочища с названием «Кала-тау» («Город-гора») есть, как в Башкирии (Старокалмашевское городище в Чекмагушевском районе), так и в Татарстане. Ахат Хафизов, капитан команды «Кочующие», рассказывает для «Снега» о городе-горе, который расположен в окрестностях Казани.


Гору, которую почитают и татары, и марийцы

Много интересных культурных мест расположено на севере Татарстана, в районе, который называют «Заказанье». Эти края богаты историей, и ведут свои корни со времен Волжской Болгарии и Казанского ханства. Некоторые населенные пункты были основаны здесь много веков назад. Одна такая старинная деревня Айшияз расположена в Атнинском районе недалеко от реки Ашит.

Интересно и то, что добраться в эти края можно по старинной дороге, которая во времена Казанского ханства называлась Алатской дорогой, а во времена Казанской губернии – Уржумским трактом. Чаще всего мы путешествовали по этой дороге в сторону Марий Эл или Кировской области, вдоль неё множество достопримечательностей, священных мест, интересных родников, исторических деревень. А вот про Кала-тау мы узнали случайно, причем от марийского населения.

В одной из деревень нам рассказали, что рядом с границей Марийской республики есть священная гора и святой источник, куда каждый год в один летний день собираются татары из окрестных деревень на свой праздник. При этом все татары там – мусульмане, а вот праздник у них, якобы, языческий, точнее очень похож на языческий, так как они почитают там духа горы.

Также удалось узнать, что в древности эти земли были заселены марийцами, и еще около ста лет назад на эти летние праздники приходили из соседних деревень мари, они тоже почитали духа этой горы и расположенного рядом родника (там была их священная роща). Постепенно мари стали забывать эту традицию, а вот татары до сих пор помнят про это сакральное место.

Где в Татарстане есть «город-гора»?

Гора эта находится недалеко от деревни Айшияз, на коренном правом берегу реки Ашит, и называется она – Кала-тау. В дословном переводе с татарского языка – это Город-гора. Однако в татарском языке термин «Город» можно перевести двумя словами: кала и шәһәр, при этом слово «шәһәр» - более означает город в административном смысле, то есть как населенный пункт, а вот слово «кала» - означает город в древнем смысле, то есть как городище, или как огороженное селение, точнее сказать, крепость. Следовательно, Кала-тау – это гора-крепость. Такой топоним не единственный в Татарстане, гора с названием Кала-тау есть в Нижнекамском районе (на берегу реки Зай), также есть в Сабинском районе (на реке Мёша), и, вероятно, что есть еще в других местах. Были такие горы и в Марий Эл, например, гора Карман-Курык в Моркинском районе переводится как Крепость-гора.

Место это очень древнее, археологи при раскопках подтвердили наличие тут остатков старинного городища, которое включили в государственные реестры под названием «Айшиязское городище». Местные татары почитают эту гору, так как считают, что тут похоронены их предки, которые основали деревню Айшияз (и окрестные селения), а также тут находится могила легендарного хана Айши, в честь которого названа деревня Айшияз. По местным преданиям, хан Айша вел свой род от кипчаков, но состоял на военной службе в Булгарском государстве примерно в 10-11 веке. Он с отрядом воинов был послан на север булгарских земель, чтобы здесь основать крепость для обороны отдаленных границ. Место, где его похоронили, до сих пор называется местными татарами «Ханское кладбище» (на татарском языке: «Хан зираты»).

Татарская крепость и записки Марджани

Археологи в ходе раскопок обнаружили на Кала-тау исторические слои, которые указывают на то, что эту гору использовало в культовых и оборонительных целях местное языческое население еще в 4-7 веках нашей эры (предки марийцев), то есть до прихода булгарских племен в Поволжье.

А во времена Болгарии и Казанского ханства тут располагалась булгарская (татарская) крепость, которая контролировала северные границы и стратегическую дорогу, соединявшую административные центры с Вятским краем (Алатская дорога). Про это городище в своих трудах указывал известный историк и уроженец этих мест Шигабутдин Марджани (он родился на территории нынешнего Атнинского района).

Считается, что при освоении этих земель, булгары были еще язычниками – они поклонялись богу Тенгре. И на этой горе было тенгрианское мольбище булгарского населения. Скорее всего, и после принятия ислама Волжской Булгарией в отдаленных краях этой страны язычество еще долгое время исповедовалось в той или иной формах. Скорее всего, Кала-тау – это пример далеких отголосков почитания предков и стихийных сил природы.

Что такое «Элэшэ бэйрэме»?

Местный праздник проводится здесь каждый год, его дата неизменна: первая пятница июня месяца, название празднества - Элэшэ бэйрэме. Жители окрестных деревень посещают гору Кала-тау и святой источник «Изгелэр чишмэсе» — «Родник святых», расположенный недалеко, в одном из оврагов. Вода в роднике удивительно вкусная и прозрачная, многие паломники в праздничный день набирают воду про запас, по словам местных жителей вода может долго не портиться в домашних условиях.

Гора Кала-тау самой природой предназначена для строительства укреплений, так как она расположена на высоком обрыве, и с трех сторон окружена глубокими обрывами. На самой вершине горы стояла сторожевая вышка, откуда открывался вид во все стороны света. В случае опасности на горе зажигали сигнальный костер, который своим дымом оповещал другие булгарские посты о нашествии врагов. Кроме крутого подъема гору защищали крепкие дубовые стены и высокие башни, взять крепость быстрым набегом было практически невозможно.

Многие побывавшие на горе отмечают тот факт, что при подъеме в гору достаточно быстро устаешь, но, стоит постоять немного на вершине, то силы снова возвращаются к человеку, и он снова чувствует бодрость в своем теле и необычайную легкость. Считается, что тут находится настоящее «место силы», ведь знали наши предки, где строить города и крепости.

Что нашли археологи

Серьезные раскопки и исследования на Айшиязском городище провела летом 1956 года группа археологов под руководством Николая Калинина. На центральной площадке были сделаны раскопы общей площадью около 170 квадратных метров. В слое почвы глубиной до 20-25 см. было обнаружено три кострища и большая яма. Также в грунте были обнаружены камни из песчаника и известняка, куски обгоревших березовых бревен, осколки керамики. Именно по керамике было датировано это городище: вероятнее всего, этот край заселялся в середине первого тысячелетия нашей эры протомарийцами.

Центральная площадка на Кала-тау занимает треугольный мыс, который обрывается в сторону юга (долина реки Ашит). Более пологая северная часть городища защищена двумя линиями обороны в виде валов и рвов, также найдены остатки крепостных стен. Внешняя линия обороны имеет форму полуокружности протяженностью до 90 метров и земляной вал высотой около 1 метра и шириной до 4 метров. Аналогично валу пролегал ров глубиной чуть больше метра и шириной 3-4 метра. В системе обороны были предусмотрены проезды для конных и пеших.

На территории Айшиязского городища расположено ханское кладбище – с татарского: «хан зираты». До наших дней сохранились три надгробных камня, на которых нет никаких надписей. Один могильный камень треснул и обвалился, два других камня имеют высоту до 80 см., вероятно, тут и был похоронен легендарный хан Айша (утверждается, что в этих краях он жил в 960-985 гг.).

При раскопках археологи сделали вывод, что усопшие на этом кладбище похоронены по мусульманскому обряду.

«Изгелэр зираты» и 1000-летний дуб

Примерно в 400-500 метрах от Кала-тау находится «Кладбище святых», среди татар оно называется «Изгелэр зираты», по преданиям тут похоронены воины хана Айши и его многие потомки. На кладбище в стародавние времена был посажен дуб, якобы сейчас ему почти тысяча лет – вокруг него установлена ограда.

Если спуститься от этого кладбища в один из оврагов (недалеко проходит граница природного заказника «Ашит»), то можно посетить святой родник. Этот источник «Изгелэр чишмэсе» расположен примерно в полутора километрах к юго-востоку от деревни Айшияз.

Жители деревни оборудовали лестницей спуск к источнику, для родника сооружена беседка, выход воды заключен в каптаж. Рядом с источником сделаны скамейки, слив воды проходит по трубе. Считается, что вода из родника обладает целебной силой, которая может лечить раны и многие болезни.

Где находится, как доехать:

Республика Татарстан, Атнинский район.

Недалеко от деревни Айшияз (в сторону села Кубян).

Примерные Координаты Кала-тау и родника:

56°16'48.1"N 49°20'26.6"E

Из Казани можно добраться от трассы М-7 (пос. Щербаково), там следует повернуть в сторону населенных пунктов Альдермыш и Дубъязы. Далее следует ехать на Алат и Большую Атню.

В Большой Атне нужно ехать в сторону села Кубян и далее на деревню Айшияз.

Перед деревней Айшияз будет указатель, в том числе, на Кала-тау, и на ханское кладбище.

Фото: Луиза Вафина

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям