Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Почему Татарстан родина финансовых пирамид? Отвечают: интернет-омбудсмен, блогер-расследователь, социолог и урбанист

Почему Татарстан родина финансовых пирамид? Отвечают: интернет-омбудсмен, блогер-расследователь, социолог и урбанист
«Снег» подводит итоги года в цикле материалов, посвященных главным событиям уходящего 2021-го. Одной из нашумевших тем стал летний «пирамидопад», унесший с собой деньги вкладчиков «Финико», «Антареса», «Френдекса» и ряда других более мелких проектов. Вспоминаем, как это было, и заодно пытаемся разобраться в том, почему Татарстан стал родиной мошеннических инвестпроектов.

Первый пошел!

Сообщения о скором закрытии инвестпроекта «Финико», основанного в 2019 году татарстанцами Кириллом Дорониным, Зыгмунтом Зыгмунтовичем, а также Маратом и Эдвардом Сабировыми, начали появляться этой весной (несмотря на то, что обыски в офисах компании отшумели еще в декабре 2020-го). 

После этого Доронину и его партнерам удалось продержаться примерно три месяца - на громких опровержениях, интенсивном внушении мысли о несокрушимости пирамиды и других манипуляциях. А в начале июля «система по гарантированной генерации прибыли» рухнула


Фото: Максим Каримов


Что мы имеем к декабрю 2021-го? Кирилл Доронин с июля находится в СИЗО и пробудет там, как минимум до февраля. Зыгмунт Зыгмунтович, Марат и Эдвард Сабировы — объявлены в международный розыск (предположительно, троица может скрываться в ОАЭ) и заочно арестованы. Кстати, этим летом корреспондент «Снега» отправился в Джалиль - на родину Марата Сабирова, чтобы вместе с местными погорельцами «Финико» разыскать сооснователя пирамиды. Еще трое «топов» проекта - Лилия Нуриева, Ильгиз Шакиров и Дина Ахметзянова - сидят в СИЗО. Ущерб вкладчикам «Финико» превышает 1 млрд рублей.

Пандемия и популярность скам-проектов

Поскольку «Финико» - крупнейшая их рухнувших в этом году пирамид, мы решили уделить ей чуть больше внимания, составив ретроспективный анализ деятельности проекта. Дата-журналист «Снега» Айдар Зиннатуллин изучил поисковые запросы в Google, YouTube и Яндекс, а также активность пользователей социальных сетей VK.com и Twitter, и выявил несколько важных трендов, связанных с «Финико».

Google Trends зафиксировали рост запросов по словам «финико» и «finiko» в 2020 году - в разгар пандемии (в Татарстане интерес к «Финико» стал проявляться чуть раньше - в самом начале 2020-го, что не удивительно, учитывая корни пирамиды).

Неопределенность в экономике и социальной сфере на фоне хайпа вокруг криптовалют и инвестирования как способа обеспечить себя пассивным доходом, вероятно, создали информационную среду, в которой сообщения «Финико» (как и других скам-проектов) встречали меньше сопротивления критически настроенных пользователей.

Пик поисковых запросов пришелся на середину 2021 года, когда проблемы финансовой пирамиды наконец обнажились. Параллельно с этим, анализ официальных сообществ «Финико» в соцсетях привел нас к другому интересному наблюдению - речь о типичной для пиар-служб крупных западных компаний, действовавших в странах третьего мира, стратегии завуалирования проблем возрастающей информационной активностью.

Если компания публикует пресс-релизы о том, как много средств вкладывается в экологию региона, то, скорее всего, была какая-то техногенная авария либо произошел выброс вредных веществ. Примерно то же самое мы видим в случае с «Финико». Ближе к краху пирамиды активность ее медиа-ресурсов возросла, что неудивительно на фоне слухов о проблемах ее основателей. Одновременно с этим и аудитория сообществ как будто не хотела замечать очевидное и до последнего верила в новый проект финансовый гений Доронина и Ко.

«Антарес»: доведение погорельца до суицида и миграция из России в Африку

Параллельно с предсмертными конвульсиями «Финико» начала рушиться пирамида «Антарес». Справедливости ради стоит заметить, что хотя бы она не относится к Татарстану: ее основали выходцы из проекта «Кэшберри» (ущерб от деятельности этой компании оценивают в 1−3 млрд рублей), а главным идеологом называют латвийца Алекса Рихтера.

В начале июля компания объявила об уходе с рынка СНГ - на фоне жалоб регуляторов. Любопытно, что, судя по статистике сервиса ALEXA, сайты «Антареса» посещались в основном жителями России и Казахстана, но кроме них фиксировались заходы из Египта, Мадагаскара, Анголы и Алжира. Возможно, теперь «Антарес» сфокусировался на африканском рынке, однако наиболее вероятным кажется скорая «реинкарнация» основателей этой пирамиды в других скам-проектах на территории России.

Что касается ущерба, то он не подсчитан. А если говорить о возврате средств погорельцам, то сначала махинаторы заявили, что каждый понедельник инвесторам будет предоставлена возможность выводить по 2% от их убытка. Правда, со временем стало понятно, что деньги придется буквально выкорчевывать - через суд. Также известно как минимум об одном суициде вкладчика: краха пирамиды не выдержал замначальника пожарной части в Юдино, вложивший туда свои средства. 

«Френдекс»: простили и забыли?

Последней надеждой для погорельцев «Финико» и «Антареса» стала платформа «Френдекс». Да, там обещали невысокую доходность, но для ушедших в глубокий минус инвесторов, и это было подарком (которого они так и не дождались - в начале августа проект прекратил работу). 

Как водится, сначала вкладчикам пообещали вернуть деньги. Потом уточнили, что суммы будут определять до 15 октября 2021 года, а сами выплаты начнутся не раньше 16 числа. «Снег» связался с одним из погорельцев «Френдекса» и выяснил, что средства ему (а также его знакомым-инвесторам) так и не вернули. При этом, ничего не слышно о заведении уголовных дел или поисках основателя пирамиды Руслана Пичугина (в чатах погорельцев поговаривали, что он улетел в Дубай и не планирует возвращаться). Видимо, все силы были брошены на «Финико».

По неподтвержденной информации, ранее Пичугин успел поработать в проекте основателя «Финико» Кирилла Доронина - Escalat. Любопытно и то, что фактический адрес «Френдекса»: Казань, проспект Ямашева, 45.

Питательная среда для криптомошенников

«Финико», «Френдекс», «Гафаров и партнеры», КПК «Рост», «LTD Lion» - все эти пирамиды имеют привязку к Татарстану. При этом, в подавляющем большинстве случаев, их основатели умело использовали новые технологии (криптовалюту, внутренние токены и другие инструменты) для масштабирования своих мошеннических схем. 

Сюда же просится недавняя история о том, как Татарстан в очередной раз отметился в «криптомошеннической» повестке: в сентябре власти США ввели санкции в отношении сервиса по обмену криптовалют Suex. Оказалось, что один из его основателей – татарстанец Ильдар Закиров.

Возможно, высокий уровень цифровизации республики и созданная в ней питательная среда для ИТ-предпринимательства, является одной из причин, по которой Татарстан с каждым годом все плотнее ассоциируется различными скам-проектами? Как выяснил «Снег» с этим утверждением отчасти согласен интернет-омбудсмен России Дмитрий Мариничев.


Дмитрий Мариничев. Фото: facebook.com/dmitry.marinichev


«Все, что связано с криптовалютами - это высший пилотаж, глубокое и фундаментальное знание ИТ-технологий. Но каким бы развитым в этом отношении ни был Татарстан или Россия в целом, мы все равно слишком малы с точки зрения продажи этих услуг. При этом, мошенничество - это легкие деньги для человека со знаниями. 

Отрицательный момент я вижу в том, что Татарстан при всем его пуле возможностей, сам по себе структурно и организационно слишком иерархичен и закостенел. Это является фундаментальным фактором возникновения финансовых пирамид. Жесткое иерархическое общество зачастую формирует возможность создания коррупционных схем, либо возможность пристроить нелегальную схему к легальной. Мошенникам в таких условиях легко заручиться поддержкой власть имущих. 

Этот вопрос мог бы решиться, если бы сама государственная модель находилась на том же уровне развития с точки зрения ИТ-экспертизы, что и общество. То есть, власть создала условия, взрастила этот новый класс, а сама не является участником процесса, она оторвана - в силу возраста, образования и так далее. С одной стороны, надо гордиться тем, что локально возникли компетенции такого уровня. С другой стороны, мы вырастили этих «умных», а что с ними делать - не знаем», - поделился своим мнением эксперт.

Коррупция, вседозволенность и лень

О коррупции и несовершенстве системы, как о причине возникновения явления под названием «Пирамида-Татарстан», «Снегу» рассказал разоблачитель скам-проектов Андрей Алистаров.

«Это происходит от дозволенности. Если позволяют, значит процесс будет развиваться – от меньшего к большему. Деятельность татарстанских пирамид не пресекали на начальном этапе, позволяли мошенникам заниматься своим делом даже после написания заявлений в полицию, дали уйти тому же Эрику Гафарову и его подельникам. 

Люди видят эту вседозволенность, видят, что это работает, и создают аналогичные финансовые пирамиды. Они также понимают, что наказание, вероятно, будет не таким уж серьезным. В цивилизованных странах за подобную пирамиду можно получить 25 лет тюремного заключения.


Фото: фотоархив ИА "Татар-информ"


Свою роль играет коррупционная составляющая, а также нежелание расследовать такие дела, потому что с мошенничеством очень тяжело работать. Плюс, у каждого, кто создает подобные пирамиды, обычно везде есть знакомые: их делают люди не с улицы, они имеют определенный круг, который может их поддержать – в правовом, криминальном поле и так далее. Это не простые люди. Поэтому на них тяжело заводятся уголовные дела», - констатирует собеседник «Снега».

Пухнущая Казанская агломерация и повсеместная жажда наживы

В последние годы наметился четкий тренд на формирование Казанской агломерации: в столице Татарстана концентрируются не только деньги, но и огромный человеческий ресурс - со всей республики и из других регионов. «Снег» поинтересовался у урбаниста Аскара Гатиатуллина, не видит ли он здесь связи с появлением в Татарстане все новых мошеннических инвестпроектов.

«Понятно, что Казанская агломерация развивается, но она все равно в 10 раз меньше, чем московская или петебуржская. Или возьмем, к примеру, тот же Краснодар. Казань - не одна такая. Сомнительно, что финансовые пирамиды связаны с градостроительными причинами, наверное, для их появления должны быть чисто социально-экономические мотивы», - предположил эксперт. 


Фото: Владимир Васильев


Мы решили проверить догадку Аскара Гатиатуллина, обратившись к доктору социологических наук Марии Ефловой. 

«Мне кажется, многие - вне зависимости от поколения - подвержены искушению не работать и получать деньги. Это зависит не от возраста, а от обеспеченности населения и расслоения общества. Замечу, что в ловушку пирамид попадают экономически необразованные люди, которые страдают от нехватки денег и не понимают, где найти дополнительные источники дохода.

Есть и морально-этические принципы: когда культурный уровень населения падает и разрушаются этические нормы, появляется жажда наживы, обогащения. Это касается и тех, кто эти пирамиды создает. Организаторы не обладают высокими моральными качествами, но они образованные люди: чтобы создать такую машину, надо хорошо разбираться в том, что делаешь», - высказалась социолог. 


Лина Саримова, Айдар Зиннатуллин

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям