Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Овда, Кужу уп и «Диконька»: как татары в Кировской области искали снежного человека и не нашли

Овда, Кужу уп и «Диконька»: как татары в Кировской области искали снежного человека и не нашли
Капитан команды «Кочующие» Ахат Хафизов о йети из нулевых, марийском фольклоре и… опять про леших

Татарский Шурале 

Чувашский Арсури

Марийский Таргылтыш


В глушь, в тайгу

В конце 90-х и в начале 2000-х годов в Кировской области было достаточно много сообщений про наблюдения и даже про встречи со «Снежным человеком». При этом были газетные заметки про случаи обнаружения следов йети, про найденные лесниками жилища неведомых существ, про экспедиции группы «Космопоиск» в глухие лесные массивы. Существенных доказательств собрать не удалось, вопросы так и остались открытыми: до сих пор не ясно, существует ли снежный человек или это только мифы?

Однако из древности известна пословица, что «ничего не ново под луной», поскольку легенды и предания про огромных человекоподобных существ, покрытых шерстью и волосами, давно бытуют среди марийского народа. Марийский народ уже более тысячи лет проживает на территории Вятского края, а республика Марий Эл расположена «под боком» - немного южнее Кировской области, поэтому указанные мифические существа уже много веков были известны марийцам, и называли они их – Кужу уп или Овдами. Похожие человекоподобные существа есть и у других народов Поволжья (у татар – шурале, у чувашей - арсури).


Фото: leyendasmirdalirs.com


«Волосатые полулюди или полуобезьяны»

Понятие «народ Овды» мы частично уже раскрывали в отдельных статьях на эту тему. При этом было указано, что под существом «Овда» марийская мифология подразумевает довольно большой перечень мифических персонажей, в который могут входить обычные деревенские ведьмы и знахарки (живущие в лесу), лешие (и прочая нечистая сила), остатки первобытных народов (чудь), неизвестные человекоподобные существа, покрытые шерстью и волосами (Снежный человек - ?) и т.д.

При этом в марийской мифологии указанные выше «волосатые полулюди или полуобезьяны» как бы выделяются из народа Овды и имеют свое отдельное название - Кужу уп.

Из марийского языка слово «Кужу ӱп» можно перевести как «долгогривый» или «длинноволосый». Это достаточно устойчивое выражение. Кое-где даже марийцы используют его как бранное словосочетание. Именно это неизвестное науке лесное существо по описанию более всего подходит под «Снежного человека». Кужу уп имеет высокий рост (2 и более метра), его тело покрыто густой шерстью, у него необычайно огромный размер ступни. Кужу уп обитает в глухих лесных чащах, в логовищах или в шалашах из хвойного лапника, а также в земных норах и пещерах. По многим своим повадкам Кужу уп подобен человеку, среди них есть самки, самцы и детеныши, Кужу уп может охотиться, ловить рыбу или иным способом добывать себе пропитание.

Русские называли его «Диконька, Диконькие»

Особый интерес представляют те марийские легенды, где рассказывается, что Кужу уп может вступать в контакт с человеком, и тут народная фантазия может приписывать этому существу просто фантастические способности. При этом легенды и предания говорят о том, что Кужу уп населяли эти края буквально недавно, якобы, последние контакты с ними были буквально сто-двести лет назад.

Известно, что марийцы компактно проживают в семи районах Кировской области (в южной части Вятского края). При этом среди вятских мари существуют стойкие легенды и поверья, связанные с существованием Кужу уп. Отчасти такие легенды собирались и записывались многочисленными фольклорными и этнографическими экспедициями из города Йошкар-Ола республики Марий Эл. Интересен и тот факт, что про это таинственное существо знало и русское население, при этом русские называли его «Диконька, Диконькие», скорее всего, от слова «дикий».

Одним из мест указанных легенд является куст марийских деревень в Пижанском районе Кировской области, тут расположены деревни Первый, Второй и Третий Ластик (марийское название - Лаштык). С марийского языка слово «лаштык» означает «полоса», «лоскут», «клочок». Это, скорее всего, связано, с выделенными наделами пашни и леса для проживания в этих местах. Известно, что марийцы живут в Пижанском районе с XI-XII века, то есть достаточно давно, и когда-то эти края занимала дремучая тайга, где водились эти человекоподобные существа.


Фото: thebarchive.com


«Белые люди» иногда захаживают

По рассказам местных жителей (Ведерникова Мария Михайловна, уроженка деревни Второй Ластик, 1929 года рождения»:

«У Кужу Уп были свои места обитания и свои дороги. Одна из дорог в Ластике проходила примерно у дуба-старожила и пересекала улицу Молодежную…

…Потом тропа шла через улицу Советскую рядом с домом Серегиной А.А. Хозяева этого дома рассказывали, что иногда слышали удары по стенам дома. А дальше Кужу Упу уходили к Пайдугорему (лес за деревней Второй Ластик). Там на пригорке они и обитали. Иногда жители Ластика ночью наблюдали там огоньки, верно, в окнах их домов».

Ныне в упомянутом доме проживает Серегин Валентин Анатольевич. И дом уже другой – каменный, но двери по-прежнему не запираются: «белые люди» иногда захаживают. Последнее их посещение было в декабре несколько лет назад. Хозяин с братом смотрели телевизор. В это время кто-то вошел в избу и проследовал на кухню. Оба мужика это слышали, но вида не подали, подумав: кто-то из своих. Через какое-то время так же скрипнула выходная дверь в сени, и кто-то вышел на улицу. Хозяин решил проверить: кого это носит ночами. Накинул фуфайку и вышел на улицу, однако там никого не было. Не было и следов у крыльца.

Еще Валентин Анатольевич поделился таким фактом: Кужу Уп не вредят людям, а иногда даже и помогают, упреждая в грядущих бедах. Как это произошло с его сестрой Светланой, бывшей совсем малым ребенком.

«…Еще старая изба была, Светка в ней родилась. Уж потом родители каменный дом-то построили. И вот как-то зимой, когда дома была с малой лишь мать, кто-то сильно ударил в угол дома. Женщины испугались, но все же подошли к окну. Посреди улицы стояли сани, а к ним подходили Кужу Уп. Не оглядываясь, пришельцы сели в сани и поехали в сторону Пайдугорема-леса. Оказалось, Диконькие таким образом предупреждали о скорой тяжелой болезни ребенка».

«Ему иногда давали прозвище «ир айдеме» - с марийского «дикий человек»

Легенды про Кужу уп встречались и на территории Яранского района (кстати, деревня Ластик до революции входила в Яранский уезд Вятской губернии). По марийским преданиям, эти существа обитали в верховьях реки Ярань, недалеко от деревни Яраньмучаш и Сушенцы. Их жилище находилось в глубоком заросшем овраге, и сами марийцы старались не заходить на «чужую» территорию. Сохранилось предания, что это были высокие существа – более 2 метров роста с длинными белёсыми волосами, которые покрывали почти все тело. Какой-либо одежды Кужу уп почти не носили, не считая шкур диких зверей. Местные марийцы (подгруппа луговых мари – яран мари) наделяли Кужу уп «сверхъестественными способностями», например, они могли угадывать будущее, и тем или иным потом предупреждали людей о грядущих бедствиях. Так, со слов местных старожил, перед началом Великой Отечественной войны (вполне возможно, что перед началом Первой мировой войны) в лесу был слышен плач этих существ, якобы, так они предупреждали о том, что много мужчин уйдет на войну и не вернется.


Фото: twitter.com


У марийцев Уржумского района были предания, где Кужу уп могли найти общий язык с местными охотниками, и даже помогали людям в охоте. Они часто загоняли диких животных на человеческие ловушки и ямы, за это охотники приносили в лес какое-либо лакомство, обычно это был сахар или ломоть хлеба. Поскольку мари с древности занимаются бортничеством, то в некоторых лесных местах специально для Кужу уп оставлялись на липовой коре соты с мёдом. Считалось, что тогда Кужу уп не будет трогать их борть.

Во многих марийских легендах и преданиях можно заметить, что Кужу уп по своему развитию находится на более низшей ступени, чем человек. Поэтому ему иногда давали прозвище «ир айдеме» - с марийского «дикий человек». При этом были легенды, где это существо могло общаться с обычным человеком, то есть они понимали марийский язык, или общались каким-то иным способом.

«Явно тяготеют к геопатогенным (негативным) местам»

Марийцы верили, что Кужу уп (Овда) боится старинного марийского расшитого пояса, поэтому охотники одевали такой пояс, как оберег, когда собирались в лес. Боится Кужу уп собаки и огня, особенно костра из веток осины и черемухи.

Были случаи, когда Кужу уп воровали человеческих детей, и даже нянчили их вместе со своими детёнышами. По некоторым быличкам женские особи Кужу уп укачивали и кормили грудью младенцев, которых оставляли матери на краю поля во время сельской страды.

Кужу уп (Овды) были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер. По этой причине люди думали, что у Кужу уп груди находятся сзади (тут также можно найти некоторые аналогии с легендами о шурале).

По неизвестной причине Кужу уп (Овды) явно тяготеют к геопатогенным (негативным) местам. Скорее всего, такое свойство их организма. По этой причине они часто обитали в «плохих, нечистых» местах, а вот сам человек в этих зонах себя плохо чувствовал, терял ориентацию в пространстве, болел, видел галлюцинации! Поэтому в марийских легендах для таких мест указывалось, что, мол, это «леший в чаще закружил», что привиделась всякая чертовщина, что Кужу уп послал порчу и т.д.


Фото: kuzbass85.ru


«Сказка ложь, да в ней намек…»

Ещё один интересный факт про это существо: фольклорные предания про Кужу уп (Овду) указывают, что еще 100-200 лет назад они водились в северо-восточной части Марийского края, а потом из-за вырубки лесов и заселения человеком ушли далеко на север. А в северном направлении расположена территория нынешней Кировской области, где еще сохранилась девственная тайга с непроходимыми лесами и болотами. Не там ли следует искать следы пребывания неуловимого «Снежного человека», или следует искать еще севернее: на территории республики Коми и Пермского края?

Скорее всего, такие существа обитали в вятских лесах много веков назад, о чем и сохранилась народная память в легендах и быличках. При этом народная молва, чаще всего, переносила эти истории из глубоко прошлого в недавние времена, мол, это случилось буквально «вчера» или 20-30 лет назад, и были многие свидетели. Тем более, что человеку свойственно приукрашивать какие-то экстраординарные события, которые случаются очень редко. Поэтому слухи о «Снежном человеке» вполне могли иметь реальную основу в таежной части Кировской области, кто знает, может быть именно там сохранились единичные экземпляры этого «доисторического существа». В любом случае мифы и предания не рождаются на пустом месте, внутри них есть какое-то рациональное зерно, которое мы может проанализировать и понять в свете современной науки. Тут можно сделать предположение, что много веков назад и татарский народ, осваивая лесные края к северу от реки Кама, также мог столкнуться с таким «диким народом», что сохранилось в мифологии в образе Шурале.  


Команда Кочующие.

С.Шелепов. Легенды и обряды вятских мари – Йошкар-Ола 2015 г., с.39-40

Марийская мифология. Л.С.Тойдыбекова, 2007 г.,

Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания./ Сост. В.А.Акцорин.- Йошкар–Ола, 1991.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям