Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Брат татарского Шурале: как появился и исчез чувашский леший Арсури

Брат татарского Шурале: как появился и исчез чувашский леший Арсури
Ахат Хафизов из команды «Кочующие» продолжает свой цикл статей о таком мифическом персонаже как леший у разных народов Поволжья
Первая часть ЗДЕСЬ


«Хозяева леса»

Мифический персонаж «леший» встречается без исключения у всех народов Поволжья, в том числе, у чувашей. Чаще всего его называют Арсури (Арзури), также второе название – варман тура («лесное божество», «лесной дух», «хозяин леса»). Представляется человекоподобным существом, обитающим в лесной чаще.

Поскольку чуваши – это не коренные жители Поволжья, и переселились на Волгу из приазовских степей более тысячи лет назад в составе булгарских племен, то непроходимая тайга Волжско-Камского региона была достаточно враждебной и чужеродной средой для этого народа. Предки чувашей – племя сувары - первоначально обитало на левобережье Камы, примерно на границе лесной и степной зоны. При этом в ходе военных походов, хозяйственной жизни, торговли и промыслов сувары сталкивались с таинственным миром «лесного края», который тогда на многие тысячи верст лежал между Волгой и Уралом. По этой причине в мифологии чувашского народа появился «дух леса», как собирательный образ нечистой силы, лесных зверей, древнего финно-угорского населения Поволжья и иных обитателей нашего края.


Источник: culture.ru


«Брат ты мне, Арсури»

Происхождение слова «Арсури» довольно спорно, так как существует несколько версий его происхождения. По одной версии: имя «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру.

По второй версии слово сложено из двух корней: ар + сури. При этом словом «ар» чуваши и татары в древности называли удмуртов (вотяков, народ финно-угорской группы), отсюда названия города Арск и Арского княжества. А слово «сури, сура» - означало в древнетюркских языках: чёрта, нечистую силу, или человека, в которого вселилась нечистая сила. При этом казанские татары, которые жили на правом берегу Волги, в соседстве с чувашами, часто называли лешего (и прочую лесную нечисть) – «сурали», что очень сходно со словом «шурале». Так что, вполне вероятно, что понятия «Арсури» и «Шурале» имеют родственный корень, если учитывать, что татарский и чувашский языки относятся к тюркской группе языков.

В чувашской мифологии «Арсури» принимает различный облик, чаще всего человекоподобный. В легендах встречается Арсури - великан, Арсури – человекообразное существо, покрытое шерстью, Арсури – в виде древнего старца с длинной бородой, Арсури – в виде большой голой женщины с длинными (до земли) волосами, с телом, покрытым шерстью, только её половые органы обнажены. Реже Арсури может представляться в образе животного (обычно медведя или седого волка, реже - зайца).

Схож с Овду

Поздние предания про Арсури чаще всего представляют его в виде существа женского пола, у которого большие глаза, огромные груди (в виде мешков с овсом), которые она часто закидывает через плечо. Несколько реже указывается на то, что у Арсури ступни ног вывернуты в противоположенную сторону. Этот образ Арсури очень напоминает марийский мифический персонаж – Овду, которая по описанию имеет сходные внешние черты. Что интересно, Арсури (как Овда и Шурале) очень любят кататься по ночам на лошадях, при этом могут привести животное в крайне измученное состояние (на утро хозяин находит лошадь будто в мыле). И тех и других существ чуваши (а также марийцы) ловили, намазав спину лошади смолой или дёгтем. Своей густой шестью Арсури прилипала к хребту животного, после чего её ловили и били прутьями, а потом с позором прогоняли. Аналогичные легенды встречаются про Овду и Шурале (в том числе, похожие легенды есть и у башкир).


Источник: culture.ru


Как и положено всем лешим, Арсури любит пугать людей в ночном лесу, часто сбивает с пути дровосеков и охотников, жутко хохочет и ломает древесные сучья, кружит в чаще несчастного путника. Часто ночью Арсури может ухать филином, лаять собакой, ржать как лошадь, плакать как ребенок, свистеть как сильный ветер. Бывает, что люди видят Арсури, сидящего в кроне деревьев.

Щекотка как фирменное оружие

Арсури иногда преследует человека по лесу, превратившись в дикого зверя, иногда в сноп огня, часто такую погоню сопровождают жуткие крики, шум деревьев и топот непонятных существ. Таким образом, Арсури может так сильно напугать коня, что удержать его вознице будет невозможно.

Арсури очень любит щекотать людей, иногда щекоткой может довести человека до безумия или смерти. Поэтому обычно у него народное воображение рисует длинные пальцы, что также делает его похожим на Шурале (или марийскую Овду). Чтобы этого не случилось, от Арсури можно откупиться, например, предложить ему кусочек хлеба (или другого лакомства). Такой обычай сохранился у некоторых жителей лесного Поволжья до нашего времени: если человек заходит в лес, то оставляет ломоть хлеба (кусочек сахара) на приметном пеньке или в расщелине ветвей дерева, это, якобы, способно «умилостивить» лешего.

Если у человека нечем откупиться, то Арсури может защекотать его или даже вырвать зубы. Однако есть и другие способы защиты от этого лешего: Арсури боится собаки, воды, железа, кнута, а также потрескивания веток черемухи в костре. Поэтому в древности чуваши всегда брали с собой ветки черемухи, чтобы класть в лесу в костер, особенно в ночное время. В более поздних преданиях и былинах Арсури боятся православного крестика или зашитой в одежду ладанки.

Несмотря на свои «гнусные» проделки Арсури любят человеческих детей, могут с ними играть, подарить им какую-нибудь безделушку, иногда помогают детям выйти из чащи, успокаивают их, спасают от диких зверей.


Источник: wikipedia.org


Души невинно убиенных и самоубийц

В некоторых чувашских сказках при встрече с Арсури человек говорил: «В гору!». Тогда, якобы, Арсури думает, что нужно идти в гору и отстает от человека. Также от Арсури можно спастись, перепрыгнув ручей или пройдя речку вброд – Арсури боится воды и будет искать дерево или пытаться обойти ручей (также похоже на легенды про Овду и Шурале). Часто собака – верный друг человека – спасает своим лаем людей от «лесного хозяина».

По чувашским мифам Арсури произошли либо от невинно убиенных людей (которых не похоронили согласно обряду), или из самоубийц. Эти души не могут упокоиться на том свете, находятся как бы между мирами, поэтому пугают людей в глухих местах. Например, по чувашским представлениям, Тура (Бог) не принимает к себе душу самоубийцы, и потому такая неприкаянная душа бесплодно бродит по лесам и пугает путников. Иногда в Арсури превращаются несчастные дети, которые были рождены вне брака, и брошенные в глухом лесу.

По многим легендам в настоящее время племени Арсури почти нет, так как Бог всех их сразил молнией, чтобы они никого не могли пугать. Также у некоторых чувашей есть предания, что еще в стародавние времена Бог их превратил в камни и валуны.

У соседей чуваш – народа мордвы - по сей день существуют легенды о встречах с Вирь Авой (лесной матерью, лешачиха).

Южные чуваши считают Арсури «супругой» существа «убэде», поэтому и зовут также «варман амаше» («мать леса»).

Таким образом, при анализе вышеуказанных легенд и преданий, видно много похожего у чувашского Арсури, татарского Шурале и у марийской Овды.


Источники:

Команда Кочующие.

Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.

Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1987 г. - т.1 - 671 с.

Ахат Хафизов

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям