Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Защита от тёмных искусств»: откуда пришел леший Таргылтыш и как с ним бороться

«Защита от тёмных искусств»: откуда пришел леший Таргылтыш и как с ним бороться
Ахат Хафизов, капитан команды «Кочующие», продолжает цикл статей для «Снега» - о сказочных жителях лесов Поволжья – леших.

 

Лесная нечисть

Жизнь народа мари, особенно в прошлые века, неразрывно была связана с лесом, охотой, бортничеством, лесными промыслами, поэтому марийская мифология переплетена с «лесными духами», «лесными божествами», таинственными обитателями мира природы. К таким мифическим существам относится и «марийский леший» - Таргылтыш (другое название – Арылдеш, Арылдыш, у горных мари - Шига, у восточных мари - Якшивай).

Поскольку лесная марийская мифология формировалась многие века, то она очень многогранна. «Духи леса» весьма разнообразны, у них сложная иерархия и запутанные отношения. И если у русских обычно известен леший, у татар – шурале, у чувашей – арсури, то у марийского народа «лесной пантеон» включает в себя множество существ.

Условно говоря, роль «обычного лешего» в разных ситуациях выполняют Таргылтыш, Чодыра оза (хозяин леса), Овда и еще ряд духов и полубогов. И если Овда представляет собой человекоподобное существо, обитающее в чаще леса, или просто ведьму, то Чодыра оза – выполняет роль покровителя леса, так сказать, «доброго и рачительного лешего».

В этом случае Таргылтыш как бы является антиподом Чодыра оза, проявляет себя в легендах и преданиях в качестве «злого лешего» или своеобразного нечистого духа, который может нанести вред человеку. Встреча в лесу с Таргылтышем представляет несомненную опасность человеку, и даже может привести к его смерти.

Оборотень

Сам Таргылтыш может появиться в образе дикого животного или птицы (волк, медведь, лиса, коза, сова, филин, утка и т.д.), в образе человека и человекоподобного существа (в виде великана, в образе древнего старца, мужчины в марийской одежде, старухи, женщины в красном тулупе и т.д.). Часто в быличках (рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой) и легендах Таргылтыш принимает облик неодушевленных предметов: огненный столб, стог сена, большая коряжина, в виде вихря).

Бывает, что Таргылтыш оборачивается другом человека, его умершим родственником, односельчанином, бывшим возлюбленным, ушедшим на войну солдатом; он пользуется такими уловками, чтобы заманить человека в непроходимую чащу, в гибельную трясину или в своё логово. В этом случае его можно распознать, например, по одежде: обычно левая сторона верхней одежды у него запахнута на правую, часто Таргылтыш появляется в сумерках или ночью, его появление сопровождается вихрями и ветром.

Прекрасная дева

Таргылтыш часто является в женском образе, как в виде прекрасной девушки, так и в образе безобразной старухи, часто описание этого существа напоминает другой мифический персонаж – марийскую Овду. Скорее всего, народные предания в таких случаях просто путают эти мифические образы, и приписывают Таргылтышу свойства народа овды.

По своим повадкам Таргылтыш – типичный леший – он «балуется» в лесу, устраивает буреломы, перегоняет диких животных из одного леса в другой лес, пугает людей в ночном лесу, хохочет филином, сбивает путников и охотников с дороги, старается завести человека в непролазную чащу или в опасную топь. Он может казаться огромным великаном – выше вековых сосен, а может стать карликом – ниже луговой травы. Обладает невероятной силой: может через реку перебросить дубовую колоду, может закинуть лошадь с телегой на высокое дерево.

Если охотник или дровосек чем-то не понравился Таргылтышу, то он может с шумом и свистом гнать его до самой родной деревни, при этом обратившись, например, в дикого вепря.

Средства борьбы с нечистью

Часто Таргылтыш обманом подводит человека к высокому обрыву или к глубокому омуту, и если человек не «использует» магические ритуалы, то может погибнуть. Чаще всего, человек может долгое время плутать в достаточно знакомом лесу, и чтобы «снять наваждение» нужно либо снять обувь и оставить на этом месте, либо сменить правую обувь на левую, иногда вывернутую наизнанку одежду снова надевают – так находят дорогу домой. Избавиться от Таргылтыша также можно с помощью рябинового или ивового прутика, его следует переломить, а потом положить на землю в виде крестика, после чего переступить этот прутик. Также средством против «марийского лешего» может быть молитва (языческая или христианская), часто даже достаточно помянуть имя бога Кугу Юмо, в других историях – нужно громко проматериться, или трижды плюнуть через левое плечо, переступить через огонь, или перепрыгнуть через ручей, или даже справить нужду.

Распространенная история про проделки Таргылтыша (встречается во многих местах Марий Эл), когда якобы знакомый догоняет в санях или телеге человека, идущего среди леса, и предлагает ему с ним прокатиться до деревни, чаще всего в сумерках или ночное время. Обычно поездка может закончиться в болоте, на ветке дерева, в глубоком овраге – если человек помянет Бога, закурит или перекрестится. Иногда Таргылтыш заманивает путника на постоялый двор с обильным угощением и выпивкой, но стоит помянуть Юмо, как наваждение пропадает, и человек просто сидит в темном лесу на обычном пеньке.

Откуда берется Таргылтыш

Например, к одному мари - Таргылтыш пришел в гости в образе любимой женщины. Она посадила его на свою лошадку, и они поехали в её деревню. Привозит она мужика к себе домой, угощает и укладывает спать. Вдруг, мужику по привычке захотелось на печку, когда начал подниматься, то вслух произнес: «Ой, бог юмо! — вдруг ни дома, ни печи, а сидит он на пне в глухом лесу» (Л.С. Тойдыбекова в 1985 году в селе Ядык-Беляк Новоторъяльского района).

По марийским быличкам некоторые колдуны могут привлечь к своему чародейству Таргылтыша, чаще всего, чтобы получить сверхъестественные способности: мгновенно перемещаться за много верст, наслать на кого-нибудь порчу или сглаз, произвести огромный объем работы (выкорчевать большой участок леса). Однако такое колдовство могло обернуться большим несчастьем для колдуна, так как если потом не избавиться от Таргылтыша, то он может задушить человека, и забрать его душу.

По марийской мифологии Таргылтыш появлялся из души человека, который умер в лесу насильственной смертью, особенно, если произошло кровопролитие, также от души самоубийцы, которая не может найти себе покоя на земле. В Таргылтыша превращались люди, совершившие много зла: убийцы, разбойники, растлители, колдуны, пьяницы, мироеды.

Рисунки: Е.Титовой и А.Соколова. "Марийская мифология: Этнографический справочник" Тойдыбекова Л.С. — Йошкар-Ола: МПИК, 2007 (1461)

Ахат Хафизов

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям