Где познакомиться с гну и другими?
Посетители в зоопарке перед клетками с животными, не успев прочитать их названия на табличках, порой теряются в догадках, кто перед ними. Однажды, глядя на антилопу гну (когда их только привезли), выдали столько версий, от осла до бизона, рассказывают работники Казанского зооботсада. И лишь один мальчик узнал копытное. А название новоселов - личи – тем более, полная загадка для многих казанцев. Люди не знают животный мир. Одна из целей зоопарков – просвещение, объясняют специалисты, которые иногда наблюдают за происходящим у вольеров.
Зоопарковые династии
Неужели животные лишены свободы, а город закладывает серьезное финансирование на приобретение и их содержание лишь только для того, чтобы зверей узнавали, поинтересовалось наше издание у сотрудников зооботсада.
«Некоторые экозащитники говорят, что животные хотят на волю. Да они не знали никогда этой воли! Не надо очеловечивать животных и оценивать их положение, опираясь на собственные человеческие чувства, - говорит завотделом «Копытные» Татьяна Буслова. – Если зверей выпустить в дикую природу, они неделю промучаются и погибнут, в том числе от болезней. От них погибает 80 % молодняка. Обитателям зоопарка мажут ранки йодом, три раза в день еду в мисочке подают. Солнца нет зимой – включают ультрафиолет. Если холодно – включают подогрев».
Работники зоопарков даже затрудняются сказать, в каком поколении звери живут в неволе. Завозить животных из природы – противозаконно. Как-то в один из зоопарков взяли медвежонка, у которого на воле убили мать. Чтобы получить на это разрешение, руководству заведения пришлось пройти серьезную процедуру. Стопка документов была больше, чем та маленькая медведица, вспомнили случай казанские специалисты.
Размножаются от страха погибнуть
Как правило, в неволе животные размножаются хорошо . Но любопытно, что в одном из немецких зоопарков обезьяны от слишком сытной, комфортной и спокойной жизни перестали спариваться. Тогда сотрудники поселили в соседней клетке хищника. «Нас сожрут!» - у обезьян сработал инстинкт самосохранения и в срочном порядке они принялись размножаться. Зоопарки занимаются и ветеринарными, научными, генетическими, поведенческими исследованиями.
Казанский мишка – на бразильском курорте
У зоопарков есть еще одна важная функция – они сохраняют популяции редких и вымирающих животных на планете. Казанский зооботсад является членом ассоциации европейских зоопарков и аквариумов. Часть животных он приобретает по специальным программам обмена по разведению редких видов в неволе ради их сохранения. Зооботсад делает запрос в ассоциацию на приобретение зверей. В рамках программы. Координаторы ассоциации отслеживает возможности других зоопарков, оценивают условия для содержания животных в тех зоопарках, которые делают запросы. Эти специалисты решают, каких животных, когда и откуда привезут, в частности в Казанский зооботсад. Они могут направить несколько особей специально для разведения, а потом забрать их. А белого медведя, наоборот, из столицы Татарстана отправили на временное содержание в Бразилию, пока в Казани реконструируют его дом. Там в Сан-Паулу – один из самых крутых зоопарков мира, и у нашего мишки «президентский номер» с бассейнами и душем. Казанцы из-за океана наблюдают за своим питомцем по видеокамерам.
Что угрожает животным?
«Белые медведи не просто редкий вид, а вымирающий. У них заметно сузилась среда обитания: им негде жить – льды тают. Медведи не могут себя прокормить, им негде охотиться», - говорят сотрудники зоопарка.
Поэтому все чаще голодные и истощенные животные появляются в поселениях людей. Их откармливают и снова выпускают на волю. От отсутствия места мигрируют и африканские животные, в том числе слоны и антилопы личи (последних привезли недавно в Казань).
Личи живут на затопленных заливных лугах, а люди осушают Нил или вырубают леса под сельское хозяйство. Они даже отстреливают животных, которые забредают на засеянные поля. Звери бегут и из тех мест, где идут военные действия.
Когда в Казань приедут слоны и жирафы?
Осенью в Казани ждут сомалийских ослов и лошадиных антилоп, черного носорога и несколько горилл - до конца года. Зебра в зоопарке пока одна, а ей нужна семья, поэтому если получится, привезут и зебр. Слоны и жирафы - самые сложные для получения животные, замечает старший научный сотрудник Казанского зооботсада Иван Ежов. Они – большие и ценные и не всегда есть в наличии, а оформление документов на них занимает не один год.
По словам Ивана Ежова, предварительная договоренность на 5 – 6 жирафов и 3 – 4 слонов была давно, но коронавирус сместил все сроки. К тому же после возобновления перевозки животных возникла срочная необходимость взять генетический анализ крови у жирафов в европейских зоопарках, чтобы не было смешения подвидов. В итоге вся работа затянулась еще больше. Сейчас в Германии согласование проходит документация на казанские вольеры. Когда и сколько животных передадут – зависит от европейских координаторов. Со слонами и жирафами у казанской «Реки Замбези» будет почти полный комплект зверей.
У кого больше шансов сохраниться?
Если у животных в природе сокращаются шансы на выживание, может ли случиться так, что продолжат жить только их зоопарковые братья, поинтересовался «Снег». Шансы имеют и те звери, которые живут на воле, если будут предприняты меры, считают работники зооботсада. Определенные шаги делаются. Например, в Кении, Танзании отказываются от вырубки лесов и сельхозугодий, создают заказники, привлекают на работу туда местных жителей. А стимулируют их зарплатой, которая выше, чем у аграриев.