"Я и раньше сталкивался с угрозами, мне приходилось объяснять свои шутки"
- Вспомним недавнюю историю с угрозами за вашу шутку трехлетней давности: как это было?
- Ситуация развивалась следующим образом: в адрес Ильи Тагирова – комментатора матча «АкБарс» – «Салават» - поднялся хейт в соцсетях. Его буллили в Инстаграме, писали угрозы и оскорбления – все из-за его безобидной шутки. В ответ он опубликовал сториз со словами «Артур правильно про вас говорил», прикрепив то самое видео с отрывком моего старого выступления.
Я был в шоке от того, что это видео вообще существует. Я его не снимал, не выкладывал, видимо, кто-то с вечеринки на радиостанции Юмор FM в Москве выложил. После этого комментаторы быстро переключились на меня, а дальше пошли наработанные для таких случаев схемы: начали активно раскручивать, подключились всякие националистические паблики и так далее.
- Если не знать предысторию с Ильей Тагировым, тайминг кажется довольно интересным, поскольку тогда активно шла перепись населения.
- Это уже попахивает теорией заговора. Как-то слишком замудрено, да и я - слишком маленький человек, чтобы участвовать в каких-то глобальных процессах. Скорее, просто совпадение.
- Как этот скандал отразился на вашей жизни?
- Взрослеем, делаем выводы. Я глубоко изучил этот вопрос, и примерно выявил для себя, что -можно говорить, а что - нет. Правила игры меняются с сумасшедшей скоростью: теперь страшно не за то, что ты говоришь сейчас, а за то, что ты сказал когда-то в своих старых выступлениях.
- И «срок давности» не спасет.
- Вспомним Хованского. Ничего не работает. Такая обстановка очень расстраивает.
В процессе изучения конкретно своей ситуации, я общался с людьми, которые были недовольны, пытался понять, что действительно могло их так обидеть. И я обнаружил, что действительно есть определенная национальная проблема, и просто не нужно трогать там, где болит.
Замечу, что среди тех, кто оскорбился, есть и адекватные люди. Перед ними я и хотел извиниться, но, к сожалению, даже тут могут вырвать что-то из контекста. Думаю, по большому счету, никому эти извинения не нужны, особенно тем, кто настроен радикально - готов найти тебя и расправиться. Таким людям нужен только повод.
- Были и такие?
Я спокойно отношусь к хейту, но физические угрозы определенно напрягали. У Руслана Белого был конфликт с башкирами, и я узнавал у него, как все это работает. Выяснилось, что речь о ребятах, которые спокойно могут найти адрес и приехать. Вот тут я уже понервничал. Когда узнаешь, что твой адрес известен, все равно проскакивает мысль: «Наверное, сегодня домой не поеду». Это же не два-три человека, это большая группа людей.
Я и раньше сталкивался с угрозами, мне приходилось объяснять свои шутки. Комики выступают на живую аудиторию, и проверяют на ней свои шутки. Если мы выступаем, а люди смеются и никто не оскорбляется, то мы делаем для себя заметку, что шутка нормальная. Я еще ни разу не сталкивался с резко-негативной реакцией из зала. Обычно уже потом кто-то в интернете, сидя дома, в семье со своим укладом воспринимает это как оскорбление. И вот тут уже не понятно, как действовать. То есть, теперь, когда я пишу шутки, я должен думать не о тех, кто в зале, а о тех, кто присутствует где-то на диванах в каких-то квартирах.
- Хотела уточнить: действительно ли приходилось не ночевать из дома из-за угроз?
- Я вообще уехал в Москву и выступал там, просто без афиш. Советую всем, кто сталкивается с такой ситуацией, обращаться в органы. Я так и поступил.
"Есть ощущение, что сейчас происходит некая калибровка общества"
- Вопрос, который в последнее время очень остро стоит во всем мире: о чем можно шутить, а о чем - нельзя? Вы для себя проводили эту черту? И сместилась ли она после недавних событий?
- Это то, о чем мы постоянно говорим и думаем. И, к сожалению, размышлений о том, что можно - больше, чем о самих шутках. В целом, у меня есть ощущение, что сейчас происходит некая калибровка общества. Находясь в двух крайностях мы должны прийти к какой-то золотой середине.
Юмор – это всегда отражение общества. А если добавить к этому остальные наши реалии, то в части юмора мы, наверное, скоро скатимся к «Уральским пельменям». Как оказалось, они в юморе никогда не отставали, потому что сразу поняли, что теща – это самое то, а еще - жены и дети. Правда, теперь шутить можно только про своих - про всех не надо.
- А если представить, что мы живем в условном вакууме? Шутить можно обо всем?
- Шутить можно обо всем, главное, чтобы люди смеялись. Но надо понимать, что на неоднозначные или острые темы шутить непросто и крайне рискованно. Если я неудачно пошучу про условный автобус, то просто словлю молчание из зала и на этом все. Если я жестко и при этом провально пошучу, допустим, про секс, эффект будет в разы хуже.
В то же время, я осознаю, что есть определенные рамки. Например, в день трагедии вряд ли кто-то будет шутить на эту тему. Но если со временем у людей «отболит», то даже это событие может стать объектом для шуток, но тут важно то, кого будут высмеивать, насколько качественно и так далее. Если говорить о неудобных или острых темах, то мне нравится, когда человек смеется и ему немного стыдно за это. Это ведь тоже эмоции. Я люблю, когда люди в зале испытывают что-то больше, чем просто смех.
Мне кажется, через смех и юмор можно многое преодолеть. Все травмирующее в своей жизни я всегда превращал в шутки. Этот инструмент способен помочь каждому из нас. Поэтому я внутренне не согласен с общей тенденцией затыкания ртов комикам. В моем понимании, мы выполняем функцию «выпуска пара». То, что люди не услышат в новостях или побоятся сказать где-то на работе, то, о чем они шепчутся на кухне – все это комик высмеивает со сцены, и у людей появляется ощущение какой-то свободы. Будто они выговорились, их услышали и поняли.
- В таком контексте, готовы ли вы продолжать заниматься юмором?
- Я бы с удовольствием не занимался этим, если бы мог, но такой опции пока не предусмотрено. Я смотрю через призму юмора на весь мир, на жизнь в целом, и мне это помогает. Если я найду что-то, что будет делать меня таким же счастливым, то - может быть. Но пока не представляю чем бы я еще мог заниматься. Юмор – это то, чем я живу.
Мне не впервые приходится адаптироваться к непростым условиям. Иногда я сам создаю себе сложности, а потом из них выпутываюсь, поднимаясь таким образом на новый уровень. Думаю, постепенно я научусь работать в текущих условиях.
Кстати, в Штатах на входе в стендап-клуб у зрителей забирают телефоны и запечатывают их в конверты, чтобы они не могли ничего записать или снять. Скорее всего, со временем и мы к этому придем.
"Есть человек, глядя на которого я когда-то начал заниматься стендапом, – это Джим Джеффрис"
- Напоследок посоветуйте, пожалуйста, нам и нашим читателям пару стендап-комиков, юмор и подача которых нравятся лично вам.
- Есть человек, глядя на которого я когда-то начал заниматься стендапом, – это Джим Джеффрис. Он очень круто рассказывает истории. После того, как я посмотрел его монолог «Шлюха для инвалида», я понял, что хочу стать стендап-комиком.
Дэйв Шаппелл – примечательны даже не его шутки, а то, какое влияние он оказывает на культуру. Это человек, который воспитывает общество и аудиторию. Это человек, который легко отказывается от космического количества денег, если он считает, что это противоречит его творческим взглядам.
- Очень интересно, что вы думаете про Стюарта Ли. Он на меня произвел неизгладимое впечатление.
- Стюарт Ли – это комедия про комедию. Он конкретный сноб и это может меня позабавить, но я бы таким заниматься не стал. Я понимаю, почему его любят. Его любят эстеты, гики. Просто он пытается существовать над комедией, а тот же Шаппел существует над всем обществом. Добавлю, что смотрел лишь один его концерт, где он ходит по дискам. И это, со слов друзей-комиков, которые за ним следят, одна из лучших его работ.
Из русскоязычных комиков очень советую Дениса Чужого - у него вышел очень смешной и плотный концерт. «Мрак» Стаса Старовойтова, где не так много шуток, но достаточно прикольных мыслей, которые меня веселят. Еще рекомендую обратить внимание на историю Сереги Орлова про то, как они с Дудем вылетали обратно из Депутатского - на мой взгляд, это самая сильная его работа. И обязательно посмотрите концерт Виктора Копаницы «Народный стендап».