«Где-то 80% голосовали за присоединение»
Раннее утро, автовокзал города Волжск, серое здание которого еле проглядывает через кипу аляпистых рекламных вывесок. По зоне посадки мечутся люди с сумками, от платформ одна за другой отчаливают маршрутки. Большая часть пассажиров направляется в соседнюю республику - Татарстан.
«Многие регулярно ездят в Зеленодольск или Казань - за зарплатами, да и устроиться здесь негде», - объясняет нам местный житель Сергей Лобанов. - «В девяностые-нулевые я возглавлял ветеранскую организацию, и тогдашний мэр города Николай Юрьевич Свистунов впервые кинул клич об объединении с Зеленодольском. Правда, так и не срослось».
Действительно, в девяностые, на общем сумрачном фоне марийский город Волжск был фактически разорен. В 1999 году долги по выплатам коммунальных услуг составили колоссальные для всей республики цифры, начались перебои с подачей тепла и воды. По версии, отличной от той, что озвучил Сергей Лобанов, идея перехода под крыло Татарстана исходила от самих горожан. Однако власти ее не поддержали.
В 2021 году снова заговорили о возможном присоединении Волжска к Татарстану. Но на этот раз проект был спущен непосредственно из федерального центра.
«Вконтакте есть группа «Подслушано в Волжске», а там, оказывается, уже провели опрос по этому поводу. Как мне сказали, где-то 80% голосовали за присоединение», - делится Лобанов. «Я позвонил своим товарищам - простым работягам, поспрашивал их, говорят, что тоже не против».
По мнению нашего собеседника, «народ точно поддержит идею», но есть элиты и чиновники, которые могут начать сопротивляться, поскольку «понимают, что после этого часть из них может отойти от должностей и от бюджета». Еще его беспокоит возможное обострение национального вопроса. В окружении Лобанова поговаривают, что на фоне новостей о создании Казанской агломерации (в которую хотят включить Волжск и Звенигово) «уже пошла волна».
«В Волжском районе много марийцев, это марийский район. Ходят мнения, что нас хотят лишить чего-то. Посыл примерно такой: «Мы же марийцы - маленькая нация, мы тогда вообще растворимся», - поясняет Сергей Лобанов.
«Сейчас - тяжело»
«У каждого, конечно, свое мнение, но лично я давно мечтала о присоединении», - говорит нам Гульсина - одна из пассажирок микроавтобуса, готовящегося к выезду в Казань. «Я здесь родилась, сколько лет уже живу и не вижу никаких продвижений или процветания Марий Эл и Волжска. У меня самой дети в Казани. Там можно лечиться, учиться и в целом все как-то лучше развито».
К нашему разговору присоединился водитель маршрутки, в которой сидела Гульсина. Как рассказал нам Алексей, раньше он работал дальнобойщиком, а теперь развозит жителей Волжска - либо по Марий Эл, либо в Татарстан. А еще он крайне скептически относится к идее создания агломерации.
«Думаю, не будет в этом никакого смысла, потому что надо с макушки начинать. Вот тогда что-то изменится. Два месяца назад нам официально поставили мэра города, думаю, ситуация будет меняться к лучшему», - считает Алексей.
На вопрос о том, как он оценивает текущее положение дел, местный житель ответил: «Сейчас тяжело».
«Мужчинам чуть проще с поиском работы, а вот женщинам… Много девушек ездят на работу в Казань. Если говорить про молодежь, то она больше ездит в Казань, нежели в Йошкар-Олу. Думаю, Волжск в целом обрадуется присоединению, но республика наша и так маленькая, а если еще обрежут… Я все-таки хочу, чтобы Марий Эл сама потихоньку восстанавливалась».
«Почему мы ездим в Казань зарабатывать деньги?»
Дабы не ограничиваться серым пейзажем автовокзала и поближе познакомиться с городом мы отправились в центр. На подходе к городскому парку нам повстречалась пожилая женщина, представившаяся Татьяной Николаевной.
«Если бы нас присоединили, мы были бы очень счастливы», - заявила наша собеседница и тут же бросилась пояснять. «До Зеленодольска - 12 километров, до Казани ехать 40 минут, а до Йошкар-Олы - 100 километров, то есть полтора часа в дороге. Какой резон нам ездить в свою столицу - в те же поликлиники? У нас все едут делать томографию да и вообще заниматься здоровьем в Зеленодольск и Казань. Здесь нет МРТ, а в Татарстане даже томография глаз есть, чего нет у нас в округе. Мы и на рынок ездим в Зеленодольск: наши собирают в лесу клюкву, бруснику и везут туда. Все мои знакомые там стоят».
После общения с местными жителями и более близкого знакомства с Волжском, город начал все больше ощущаться, как некое временное пристанище, о котором никто особо не заботится. Посредственные дороги, хаос вывесок и архитектурных стилей, давно не реставрировавшиеся здания. Все как будто застряло в девяностых или самом начале нулевых.
Гнетущее впечатление производит даже центральный парк: обвалившийся местами забор, беспорядочно растущая трава, ржавые футбольные ворота и совсем скромная зона аттракционов, в которой дети прыгают на батуте под песни группы «Любэ».
«Люди не должны жить в такой атмосфере», - говорит отдыхавший в парке местный житель Александр. «Мне бы хотелось присоединения, потому что мне не нравится управление нынешнего главы региона, мне не нравятся его правила и порядки. В других субъектах что-то делается, строится, а почему мы ездим в Казань зарабатывать деньги? Почему я здесь не могу получать нормальную зарплату? У нас чуть ли не за 15-20 тысяч работают. Одни частники, одна мебель кругом. Самый главный комбинат - Марбум или Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Вот он шевелится, зарплата там около 30 тысяч, но туда просто не пробьешься».
Недалеко от центрального парка расположилось здание администрации Волжска, куда мы и направились в надежде обсудить претензии горожан и саму идею Казанской агломерации. Правда, пробиться к первому лицу не удалось - его заместители пояснили, что до поступления официальной информации комментировать по сути нечего.
«Если плюсов нет, то зачем?»
Большинство из тех, с кем нам удалось поговорить в Волжске, транслируют одну и ту же мысль: «Если с нашим присоединением все понятно, то откуда в плане взялось Звенигово?».
Этот город на берегу Волги примерно одинаково удален, что от Казани, что от Йошкар Олы. Раньше экономика города твердо опиралась на речные перевозки и судостроение, а сейчас одной из главных точек притяжения является комбинат «Звениговский» семьи Казанковых. Некоторые из наших собеседников предполагают, что Звенигово решили включить в агломерацию именно из-за этого предприятия. Правда, фактически оно находится не в самом городе, а в поселке неподалеку.
«Ну почему Звенигово и Волжск? Наверное, это просто лакомые кусочки», - предполагает местный блогер и библиотекарь Тамара Хакимова. «С одной стороны, уровень жизни в Татарстане выше и есть такое чувство, что может быть, мы станем лучше жить. С другой стороны, что если мы просто превратимся в придаточное звено, а социальная проблематика останется на втором плане?».
По словам нашей собеседницы, чтобы предметно разговаривать на тему объединения, надо понимать на каких условиях оно будет происходить.
«Выиграют ли люди, в том числе, в финансовом плане? Если поднимут те же пенсии, то часть населения точно будет за присоединение. Если плюсов нет, то зачем?», - задает резонный вопрос Тамара Дмитриевна. «Есть еще один тонкий вопрос: ведь это - автономия, марийский народ. Народы должны поддерживать свои традиции, сохраняться. А тут получается, мы берем два города, в которых есть марийское население, отдаем Татарстану, и смысл как-то непонятен. Взять эти два кусочка - и отдать. А как же марийская республика, как же она останется?».
Ее коллега добавляет: «Как патриот думаешь: «А что же будет с республикой?». Как простой человек думаешь: «А если нам хорошо жить станет?».
«Есть страх, что начнется застройка, уничтожение природы»
Звенигово кажется светлым, чистым и ухоженным. С обновленной набережной можно спуститься к реке, чтобы искупаться или позагорать на песке, а сам город буквально тонет в красивых лесных пейзажах. К слову, звениговцев особенно беспокоит вопрос сохранения природы.
«Мы боимся за наши леса, которые могут начать активно вырубать после присоединения. Есть страх, что начнется застройка, уничтожение природы. У нас заповедные леса, это наше богатство», - волнуется Тамара Дмитриевна.
Марийские леса, а особенно священные рощи действительно представляют высокую ценность и славятся на всю страну. Рядом со Звенигово есть одна из редких священных рощ - кусото Микола курык. Мы попытались туда отправиться, однако буквально каждый местный житель (включая сотрудников администрации города), с кем мы обсуждали эту поездку, отговаривал нас под предлогом того, что «не стоит вероломно врываться в эту культуру». Последней каплей стало то, что нас начал переубеждать один из представителей марийского духовенства. От посещения рощи пришлось отказаться.
Вместо этого мы решили пройтись по живописной набережной, где встретили молодую женщину с детьми. Галина Григорьева - давний общественник, переехала в Звенигово четыре года назад из Бурятии.
«С точки зрения развития и того, что Татарстан значительно богаче, плюс, вкладывается в своих жителей, идея мне кажется полезной. Но с точки зрения марийцев, думаю, люди отвергнут идею на раз-два, потому что потеряется идентичность. И в целом надо понимать, на каких условиях будет происходить присоединение, а уже потом обсуждать», - высказалась наша собеседница.
Как выглядит проект в текущем виде?
Один из лоббистов идеи - полпред президента в УрФО Владимир Якушев поясняет, что агломерации, вложив деньги в крупные инфраструктурные проекты, начнут генерировать гораздо больше федеральных налогов. Таким образом, будет пополняться федеральная казна. По словам Якушева, «денежный пирог станет больше, и можно будет разделить его между остальными регионами с помощью межбюджетных отношений».
В то же время, директор компании «Маркком» Сергей Маркелов считает, что создание агломераций приведет к стиранию административных границ вошедших в них регионов: «Будет создана единая транспортная система и ликвидированы пробки, у регионов появится общий рынок труда и градостроительная политика, социальная инфраструктура».
Напомним, федеральные власти отказались от прямого укрупнения российских регионов, и решили использовать более мягкий механизм – создание агломераций. Предварительно были определены четыре «приоритетных агломерации», с которых стартует процесс. В их числе - Казанская, куда войдет Татарстан и марийские города Волжск и Звенигово. В дальнейшем этот опыт будет распространен на другие регионы. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория.
Нет комментариев-