От четырех агломераций до 41 мегатерритории
Федеральные власти отказались от прямого укрупнения российских регионов, и решили использовать более мягкий механизм – создание агломераций. Об этом уральскому изданию «URA.ru» сообщили анонимные источники в правительстве РФ.
Якобы, уже определены «приоритетные агломерации», с которых скоро стартует процесс:
· Московская (Москва и часть Московской области)
· Петербургская (Санкт-Петербург и часть Ленинградской области)
· Краснодарская (Краснодар и северная оконечность Адыгеи)
· Казанская (Татарстан и расположенные в Марий Эл города Волжск и Звенигово).
В дальнейшем этот опыт будет распространен на другие регионы. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория.
«Может возникнуть социальная напряженность»
«Агломерация – это экономические связи, развитие через углубление экономической интеграции, через логистические, инвестиционные и иные проекты. То есть, это то, что может позволить выровнять уровень экономического развития, подтянуть слабых к сильным.
В то же время, агломерации не могут накрыть всю территорию страны. А что делать с территориями, которые остались вовне? Это грозит депопуляцией, превращением в пустыню, одичанием. Можно создать оазис посреди пустыни, но что делать жителям пустыни? Боюсь, может возникнуть социальная напряженность и враждебность.
Во-вторых, в агломерациях есть центры притяжения. Если люди работают в одном регионе и живут в другом – это полбеды. Беда, если они в какой-то момент бросают свой регион и переезжают, например, из Марий Эл в Казань, из Костромы в Москву и так далее. Не станут ли агломерации пылесосом, вытягивающим из периферии абсолютно все в их центры?
У меня к этому амбивалентное отношение: с одной стороны, я понимаю, что это – благие намерения, с другой стороны, они не всегда ведут к лучшему. Равномерное территориальное развитие для страны с такой огромной территорией, как Россия, наверное, имеет больше смысла», - считает политтехнолог Константин Калачев.
«У нас в республике от «агломерационного проекта» радости мало»
«Нынешний «агломерационный проект» чётко не отвечает, какие качественные изменения он привнесёт. Он также по умолчанию подразумевает, что никакие социальные обязательства по Волжску и Звенигово на плечи Татарстана не перекладываются. По сути, такого и быть не может, так как для этого надо менять границы, что осуществляется через сложную процедуру (смотрите недавно принятию свежую Конституцию РФ), да и в принципе сверхмаловероятно.
Интеллигенцию Марий Эл, прежде всего, крайне напряг термин «часть». Как это понимать? Нашу республику по долям рассматривают, как некий сборно-разборный предмет что ли? <…> Поверьте, у нас от подобных соображений и того же «агломерационного проекта» радости мало, потому что, если можно так выразиться, с человеческо-управленческой точки зрения "новый начальник приведёт своих людей». <…> У нас только всё притёрлись и, хоть и банально звучит, процветает стабильность. Не сбить бы. <…>
Складывается ощущение, что в «поволжский водоём» просто кинули камень и теперь следят за волнами, дабы отследить контур береговой линии. Конечно, в Марий Эл есть группы граждан, готовых к любой суете, но в целом наша республика не поддерживает резкие сдвиги и тряску. Без взбалмошности, поступательно и постепенно развиваться.
Федеральному центру укрупнение регионов выгодно. Причина лишь в одном – управляемость. Потом вопросы бюджетов. Однако федерация - это уникальный механизм, самая подходящая для такой большой страны, как Россия, система грузов и сдержек. Нельзя к различным регионам использовать один подход и применять единые лекала, одну линейку. Раз стремятся повысить управляемость, то пусть сглаживают углы и уменьшают ассимитричность федерации, оставив два типа регионов: губернии (созданные на основе областей-краёв) и национальные республики. Последние ни в коем случае трогать нельзя», - убежден политолог из Марий Эл Константин Строкин.
«Никто ни от кого ничего не откусывает»
«Агломерации – это абсолютно нормальная история. Это мировая тенденция, а не наша придумка. Они являются более конкурентоспособными в экономическом плане. Большой рынок рабочей силы, транспортная доступность, другой культурный и образовательный потенциал и так далее.
Создается некая общая система, никто ни от кого ничего не откусывает. Это делается для достижения синергии. Города остаются в составе Марий Эл, просто появятся дополнительные деньги и ресурсы. Проблему считаю абсолютно надуманной», - констатирует президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Нет комментариев-