Умная дорога, вежливые светофоры
Главное предназначение интеллектуальных транспортных систем — управлять трафиком в городе так, чтобы водителям и пешеходам было удобно и безопасно. Сердце такой системы находится в операционном центре, где в режиме реального времени собирается информация со спутников, от машин, сводки погоды, происшествий и куча других данных. Из командного центра управляются светофоры — скорость их переключения меняется в зависимости от ситуации, чтобы ни водители, ни пешеходы не ждали.
Специальные датчики внутри каждой машины следят за скоростью и траекторией движения, предупреждая водителя об опасных участках. Как водитель чувствует себя на такой дороге, показали в симуляции «Казань-Телематика».
Камеры на дорогах внимательно следят за безопасностью. Такая электронная полиция фотографирует и снимает на видео машины, если они нарушают ПДД или ведут себя подозрительно.
Невидимый водитель: беспилотники выезжают на дороги
Беспилотные автомобили подходят для интеллектуальных транспортных систем гораздо лучше обычных из-за своей «начинки». Камеры, сенсоры и другие «органы» технического зрения отслеживают ситуацию на дорогах и выбирают оптимальные пути, ориентируясь по цифровым картам.
Летом 2018 года «Яндекс» запустил в Иннополисе первое в Европе беспилотное такси. Бесплатный сервис опробовали жители и гости города. Система совершенствуется до сих пор, алгоритмы становятся умнее, наматывая километры. Сейчас тестирование едет в Москве, Детройте, Тель-Авиве.
«С начала тестирования в августе 2018 года беспилотное роботакси в Иннополисе и Сколково совершило более 8 тыс. поездок» руководитель отдела развития бизнеса беспилотных автомобилей ООО «Яндекс» Артем Фокин
КАМАЗ тоже не остался в стороне. В 2018 году предприятие представило свой беспилотный электробус. Президент Татарстана Рустам Минниханов одним из первых протестировал новинку.
Что мешает сделать интеллектуальные транспортные системы в России?
Регионы страны делают шаги к созданию систем интеллектуального управления трафиком. В Татарстане уже работают отдельные составляющие этой большой системы: фотофиксация, весогабаритный контроль, информирование граждан. Кроме того, реализуются проекты по совершенствованию авто, созданию беспилотников. В техническом плане мы не сильно отстаем от западных стран, а вот в вопросе стандартизации еще есть чему поучиться.
«Мы можем говорить на одном языке с западными технологиями, но чуть-чуть уступаем в плане нормативных документов, связанных со стандартизацией, применением ГОСТов» директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов
Такое отставание можно объяснить тем, что в западных странах тему интеллектуальных транспортных систем впервые затронули в 80-90-х годах. Тогда же были созданы органы, курирующие данную программу. В России вопрос ИТС приобрел значимость лишь в последние десятилетия, а единого центра, курирующего создание таких систем, до сих пор нет.
«Главное препятствие для создания интеллектуальных транспортных систем — недостаток стандартизации в этом вопросе. На сегодняшний день у регионов России отсутствует единая идея ИТС»заведующий кафедрой Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев
Еще одним серьезным препятствием для развития инновационных систем является нехватка квалифицированных кадров. Кроме того, требуются значительные финансовые вливания, которые вряд ли окупятся в ближайшей перспективе. В сентябре этого года эксперты соберутся на международном форуме Kazan Digital Week 2020, чтобы обсудить проблемы и постараться найти для них решения, используя отечественные наработки и зарубежный опыт.
Нет комментариев-