«Руль сам поворачивает, а ты думаешь: „Боже мой!“»: инструкция, как бесплатно протестировать беспилотное такси в Иннополисе

Корреспондент ИА «Татар-информ» отправился в Иннополис в качестве гостя ИТ-города, чтобы лично прокатиться на беспилотном такси, а также пообщаться с его жителями и узнать, пользуются ли они данным сервисом.

Летом прошлого года «Яндекс» запустил в Иннополисе первое в Европе беспилотное такси (возит только в пределах четырёх улиц, но зато бесплатно). Сервис хоть и бесплатный, но доступен только тем, кто согласился участвовать в эксперименте с «невидимыми водителями». Заявку на участие в тестировании нужно подать как минимум за сутки до поездки. Некоторые иннополисяне уже полюбили беспилотное такси и активно им пользуются, другие пока не доверяют беспилотникам и предпочитают пройтись пешком.

Сможет ли любой желающий прокатиться на беспилотном такси в Иннополисе?

В пресс-службе мэрии Иннополиса рассказали, что воспользоваться услугой беспилотного такси можно не только горожанам. Любой желающий может принять участие в тестировании сервиса. Для этого нужно подать заявку в консьерж-сервис ИТ-города, указав в ней свои фамилию, имя и отчество, а также номер телефона, привязанного к приложению «Яндекс.Такси». Обычно заявки обрабатываются в течение 24 часов, сообщили в мэрии города.

Мы решили проверить это и за сутки до визита в Иннополис отправили заявку в местный консьерж-сервис. Через минуту нам ответили, что данные приняты. Нам также прислали инструкцию, как воспользоваться беспилотным такси в ИТ-городе, и ссылку на техподдержку сервиса, куда можно обратиться при возникновении трудностей с вызовом машины.

«Иногда я езжу на беспилотном такси. Чтобы пользоваться этим транспортом, я ходила в мэрию и подписывала соглашение. Сейчас сервис доступен любому желающему — нужно только запросить консьерж-сервис и попросить добавить вас в число участников испытаний. Так сделали мои коллеги, и теперь они тоже могут ездить на беспилотнике», — поделилась инженер по тестированию в «Визиолоджи» Лолита.

После добавления в тест в приложении «Яндекс.Такси» должен появиться тариф беспилотного такси и синяя область на карте — зона действия беспилотника. Именно в пределах этой синей зоны можно проехать на беспилотном автомобиле. Два беспилотных автомобиля марки Toyota Prius курсируют между университетом, стадионом, медцентром, жилым кварталом, фермерским рынком и технопарком имени Попова.

На следующий день мы приехали в Иннополис, чтобы покататься на беспилотнике. К этому времени уже прошло 24 часа с момента подачи заявки на участие в тестировании. Однако обещанной синей области в приложении мы так и не увидели.

Нам пришлось обратиться в техподдержку сервиса. В итоге доступ к тестированию был открыт только через два часа, после чего нам удалось вызвать беспилотное такси с помощью приложения «Яндекс.Такси».

«Я нет, ни разу не каталась [на беспилотном такси]. В день мне нужно сделать 10 тыс. шагов — артроз. Возраст не тот, чтобы ездить на такси. Вопрос в другом: Иннополис — город небольшой. Скорее всего, здесь такое такси не для дела, а для удовольствия. Вот у меня сын приезжал в гости, прокатился, ему понравилось», — рассказала жительница Иннополиса, мама двух школьниц Светлана Шилова.


В какие часы работает беспилотник?

Если вы решили покататься на беспилотнике, помните, что такси работает не круглые сутки, а всего несколько часов в день. Так, по словам иннополисянина и разработчика Камила, «поймать» беспилотные авто точно удастся с 12 до 14 и с 16 до 18 часов.

«Раньше мы пользовались такси чаще — можно было доехать от дома до работы и с работы домой. Сейчас мы не всегда попадаем в промежутки, когда беспилотное такси работает, потому что заканчиваем работу после 18 часов», — отметил Камил.

Однако в «Яндексе» подчеркнули, что длительность смен работы беспилотного такси не снижали. Изменилась лишь форма взаимодействия с пользователями. Если раньше заказать поездку можно было через Telegram-бот, где заказ автоматически ставился в очередь, то теперь функция вызова машины встроена в приложение «Яндекс.Такси».

«Мы попробовали встроить функцию заказа прямо в приложение „Яндекс.Такси“. В нем не предусмотрена очередь, и беспилотник можно вызвать только если он свободен. Поэтому в некоторые дни может создаваться впечатление, что сервис не работает, но это не так — в данный момент просто нет свободных машин. При этом мы не снижали длительность смен, когда сервис доступен горожанам», — сообщили в «Яндексе».

Так, по сообщению компании, в среднем за день машина совершает около 20 поездок, а одна поездка длится около 10 минут.

«Я сама на машине езжу, поэтому беспилотным такси не пользуюсь. У меня муж говорит: „Я еду и смотрю: машина как-то странно едет. Я приостановился: а там нет никого! Я вообще ничего не понял!“. Мы все в восторге! Это так здорово! Мне очень нравится это место», — поделилась пенсионерка Валентина Марченко.


Я заказал машину. Как долго мне ее ждать?

При заказе беспилотника, как и при обычном заказе через приложение «Яндекс.Такси», вам придет номер, марка и цвет машины, а также примерное время, через которое она к вам подъедет.

Время ожидания такси зависит от спроса, рассказали в пресс-службе «Яндекса». При этом в мэрии Иннополиса подчеркнули, что в среднем беспилотник придется ждать не более 6 минут. Находясь около общежитий университета, мы заказали такси к фермерскому рынку. Машина приехала буквально через две минуты.

Отличить беспилотное такси просто: это красно-белый автомобиль с небольшим блоком на крыше. В нем расположены различные камеры и датчики, которые собирают данные о ситуации на дороге. Чтобы наверняка убедиться в том, что перед вами беспилотник, обратите внимание на передние двери — снизу на них есть надпись: «Беспилотный автомобиль».

Как только мы сели и пристегнулись, машина тронулась.

«Да, на беспилотном такси я ездил. Конечно, первый раз ехать на нем страшно! Смотришь — водителя нет! Непривычно. Руль сам поворачивает, а ты думаешь: „Боже мой!“ На самом деле тут и ездить-то особо некуда: вот магазин, вот мой дом», — показал на соседние здания студент Университета Иннополис и сотрудник KazanExpress Никита Алексеев.


Насколько это безопасно?

Прокатиться на беспилотнике в гордом одиночестве пока не получится. Машина приедет не пустая, а с инженером-испытателем, который восседает на переднем пассажирском сиденье и контролирует процесс.

У него нет дополнительных педалей и запасного руля, но есть специальная красная кнопка, нажав на которую, оператор переведет автомобиль в ручное управление и сам пересядет за руль. Это возможно при возникновении внештатной ситуации. К примеру, если вам вдруг захочется на ходу открыть дверь.

На международном форуме автомобилестроения мэр Иннополиса Руслан Шагалеев сообщил, что при возникновении аварии нести ответственность будет именно оператор беспилотного такси.

Однако с августа прошлого года жители и гости наукограда более 2200 раз прокатились на беспилотном такси, и за это время в Иннополисе не было ни одной аварии с участием беспилотного транспорта, рассказали в «Яндексе». Заметим, Иннополис — небольшой город, где проживает всего 3 тыс. человек.

«Беспилотное такси ездит строго по правилам, держит полосу, соблюдает скоростной режим, пропускает пешеходов и включает указатели поворота при перестроении», — подчеркнули в пресс-службе Иннополиса.

«Я дважды ездил на беспилотном такси от работы до дома просто из любопытства. Чаще не езжу, потому что у меня есть своя машина, да и особо съездить здесь некуда. Любопытно сидеть сзади, смотреть, как руль сам крутится. Частенько бывает, я перехожу дорогу и вижу беспилотник. Он всегда на меня адекватно реагирует», — поделился сотрудник «Ситроникс Телеком Солюшнс» Илья Красильников.

А не застрянем ли мы в сугробе?

На передней панели в салоне беспилотника установлен планшет, где виден маршрут поездки. Еще один планшет расположен между водительским и передним пассажирским сиденьями. Он обращен к пассажиру такси, который может отслеживать маршрут и траекторию поездки и видеть дорогу глазами беспилотника. Так, препятствия на его пути обозначены цветными значками: люди-кубы, схематичные автобусы и черточки-заборы.

С приходом зимы беспилотникам стало чуть сложнее на дорогах Иннополиса, считает водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов. По его словам, погодные условия нередко могут поставить беспилотный автомобиль в тупик.

«По-моему, пока машинки очень тяжело справляются с нашей техникой, которую встречают на дороге. Зимой для них много препятствий, на которые они реагируют дольше обычного. В таких случаях им могут помочь водители, которые сидят рядом», — отметил водитель снегоуборочной машины Тимур Сабирзянов.

Наша поездка заняла всего 5 минут. Подъезжая к месту назначения — фермерскому рынку, машина «задумалась», поскольку дорогу рядом замело, и ее еще не успели почистить. Спустя несколько секунд машина снова тронулась и без проблем преодолела часть заснеженной трассы.

Здесь беспилотник поджидало новое испытание — вместо остановки высился огромный сугроб. Эту проблему машина решила просто: нас высадили не на остановке, а чуть раньше — буквально в метре от нее. При этом никаких усилий инженера-испытателя не потребовалось.

«Сервис экспериментальный, мы проверяем много гипотез, и основная наша задача — отточить функциональность сервиса беспилотных поездок по городу в реальных условиях. Технология, которую мы создаем, должна одинаково хорошо работать в любую погоду и при любом трафике. Поэтому мы тестируем ее круглый год, в том числе и зимой», — подчеркнули в «Яндексе».

«Со стороны я смотрю и думаю: какая клевая штука! Но самому мне комфортнее гулять пешком, расстояния здесь довольно маленькие. Иногда думаешь: можно ведь съездить в магазин на такси. С другой стороны, это же всего пять минут ходьбы», — рассказал сотрудник МТС Виталий Смолев.