– Михаил Викторович, как началась ваша служба в органах внутренних дел?
– Все началось в 1997 году. Я поступил в Елабужскую школу милиции, после окончания которой получил звание лейтенанта и продолжил службу уже в должности оперуполномоченного уголовного розыска УВД Советского района города Казани. И вот по сей день продолжаю службу, в этой структуре я уже 19 лет.
– Сколько преступлений было раскрыто вашим отделом за этот год?
– Сотрудники уголовного розыска Управления МВД России по Казани в этом году раскрыли около 6 000 преступлений. Почти на 90 процентов раскрыты тяжкие и особо тяжкие преступления, 96 процентов изнасилований. В ста процентах случаев раскрыты разбои и грабежи.
– Давайте поговорим про раскрытие резонансных преступлений. На днях в Казани 43-летний мужчина избил подростка-инвалида. Как задержанный объяснял свой поступок?
– Это дело вызвало широкий общественный резонанс. Степень вины подозреваемого, конечно, определит суд. Как объяснил свой поступок сам подозреваемый, действовал он, не разобравшись в ситуации. Уверяет, что защищал своего ребенка.
С одной стороны, обычная прогулка с сыном обернулась для мужчины трагедией. Это было дело случая – какие-то минуты, секунды… человек этот без криминального прошлого, ранее не судим, а то, что он служил в спецвойсках, ни о чем не говорит – мало ли кто, где и когда работал.
В принципе, нашли мы его достаточно быстро. В городе имеется большое количество видеокамер, которые серьезно способствуют нашей работе.
Кроме видеонаблюдения, у нас, конечно, есть и другие методы розыска, но раскрыть их я, по понятным причинам, не могу. Скажу лишь, что установлен подозреваемый был оперативно и доставлен в отдел полиции. На данный момент преступление раскрыто.
– Раскрытие какого преступления запомнилось вам больше всего?
– Каждое преступление имеет определенную сложность и вызывает интерес, а также помогает получить определенные знания и опыт. Иногда, даже на раскрытие какой-то банальной кражи, где вроде бы все более-менее очевидно, затрачиваются огромные временные и кадровые ресурсы.
Из последних громких преступлений, которые еще свежи в памяти, вспоминается дело об убийстве иностранных граждан. Я непосредственно принимал участие в раскрытии данного преступления. Все мы тогда работали на износ, не спали день и ночь. Это дело было действительно очень серьезным.
Изначально не было никаких зацепок. Обычно, в таких делах преступники как-то пытаются заявить о себе, высказаться, устрашить общество, а здесь была тишина. Мы не понимали с кем вообще имеем дело. Но в результате усиленной работы нам удалось выйти на след преступников. Ими оказались два парня из Казани.
Сейчас следствие окончено и дело передано в суд. Действовали они достаточно хладнокровно. На следственном эксперименте смеялись, не стесняясь видеокамер, вели себя самоуверенно. Они рассказывали, что совершили эти нападения умышленно и не сожалеют о содеянном. Их даже не испугал тот срок, который они могут получить.
– Не так давно по городу прокатилась серия разбойных нападений на АЗС и ювелирные магазины. Тогда преступников удалось найти по горячим следам?
– Это был вечер пятницы, я уже возвращался домой со службы и тут поступило сообщение, что на одной из АЗС трассы М7 произошло разбойное нападение.
Сначала они пытались ограбить одну заправку, угрожали кассиру оружием, но получить деньги им не удалось. Девушка заблокировала двери и спряталась в своей кабинке, а воров спугнули клиенты. Тогда они отправились к следующей АЗС. Там они стали вести себя более агрессивно и им удалось совершить свое злодеяние.
Подразделения уголовного розыска сработали достаточно слаженно. К утру мы уже вышли на преступников и они, так сказать, «тепленькими» были задержаны в своей квартире – в этот момент они спали. Их вытащили прямо из постели, они были очень удивлены, думали, что сработали оперативно и не оставили никаких следов.
Это было еще одно профессиональное и оперативное раскрытие преступления сотрудниками уголовного розыска.
– Как раскрывались ограбления торговых точек накануне Нового года, когда грабитель ходил в форме сотрудника полиции?
– Житель Казани приобрел форму сотрудника полиции через Интернет и использовал ее при нападении на ночные магазины. Продавцам он угрожал предметом, похожим на пистолет, как оказалось пневматическим.
Это преступление раскрыли 30 декабря, буквально «под занавес» года.
– А вообще вы часто за годы службы отмечали Новый год на работе?
– Не смогу сосчитать, сколько раз. Это не редкость, и моя семья к этому уже привыкла. Что делать? Служба есть служба.
– Раскрытия каких еще преступлений запомнились вам?
– В мае ранее судимый мужчина совершил ряд нападений на ломбарды. В одном их случаев он пришел с топором, разбил стекло. Человек, который сидел в приемке был серьезно напуган. И не удивительно – не каждый день увидишь, как человек в маске врывается с топором и начинает все крушить.
Тогда мы задались целью в кратчайшие сроки найти и обезвредить налетчика. Долго и упорно мы работали в этом направлении, и в один из дней мы этого человека задержали.
Волна таких преступлений пошла в период с 2016-го по 2017 год. Грабили и микрофинансовые организации и ломбарды. Помню, мы даже не успевали разобраться с одним таким делом, как поступало новое.
Это вызывало определенную тревогу. Тем не менее мы сумели сгруппироваться, собраться и анализировали все, что у нас было по доказательственной базе.
Во внимание брали все, что могли найти на местах происшествий. Во многом нам это все помогло, и мы качественно и быстро справились с этой волной преступлений.
– Совсем недавно в Аракчино задержали пикап «нашинкованный» наркотиками. Сотрудники тогда действовали по наводке?
– Нет, они просто остановили автомобиль для проверки документов. Сотрудники ГИБДД тогда сработали очень профессионально и грамотно. Сами подозреваемые вызвали к себе оперативный интерес, подозрение, и при досмотре транспортного средства уже было обнаружено вот это огромное количество наркотического вещества.
Водитель и пассажиры авто были задержаны и взяты под стражу. На сегодняшний день проводятся оперативно-розыскные мероприятия, идет следствие по доказыванию их причастности и вины. Кроме того, устанавливаются другие лица, которые имеют отношение к этому происшествию.
Определенные продвижения в этом направлении уже есть. Я думаю, скоро дело будет предано огласке, и мы сможем «похвалиться» результатами нашей работы более подробно.
– Какова сегодня обстановка в Казани с ОПГ?
– На сегодняшний день ситуация контролируемая и как-то ярко они не проявляют себя. Мы проводим серьезную работу с подростками, пытаемся им объяснить, что у криминала нет будущего. Хотим, чтобы они понимали еще со школьной скамьи, к чему это может привести.
Мы рассказываем им, что ждет преступника в изоляторе и колонии, объясняем, что преступники уже не могут найти себя в жизни. Я думаю, что эта работа имеет определенный положительный эффект.
К сожалению, есть такие личности, которые хотят воровской романтики. Недавно задержали группу лиц, которые позиционировали себя как ОПГ и привлекали в свои круги несовершеннолетних. Но они оказались мошенниками – просто выбивали из подростков деньги.
– Вы рассказывали, что удалось раскрывать преступления, практически не имея никаких улик. Расскажите об одном из таких случаев.
– Вспоминается из практики один случай, который произошел в 2012 году. Тогда я работал заместителем начальника отдела полиции «Дербышки».
Декабрь месяц, произошло убийство в одной из квартир пятиэтажного дома. Проведя осмотр места происшествия, мы не нашли никаких следов.
Не было ничего, что могло вывести нас на след преступника. Но я обратил внимание на бутылку водки, безобидно стоявшую за диваном. Мы обследовали ее, но отпечатков пальцев на ней не было.
Тогда мы решили посмотреть, где продают такую водку, и оказалось, что купить ее можно в магазине, который находился недалеко от места преступления.
Мы пошли туда и показали продавцу фотографию покойного. Она его сразу узнала и вспомнила, что он приходил в магазин за спиртным со своим приятелем. Она запомнила, что мужчины ругались. Так мы и вышли на след убийцы.
Я всегда говорю своим сотрудникам – на месте происшествия мелочей не бывает. За все нужно цепляться, интересоваться, спрашивать, чтобы, когда ты оттуда вышел не было таких вопросов, на которые ты бы не мог дать ответ.
Всегда нужно понимать, зачем этот предмет оказался в том или ином месте, зачем этот стул здесь стоит, почему он так стоит, всегда нужно интересоваться и воспроизводить картину происшествия.
– Приходится самим изобретать какие-то методы розыска?
– Жулики на месте не стоят. У них своя научно-производственная революция. Я помню в начале нулевых был распространенный способ мошенничества: на улице подходили, брали золото у доверчивых пенсионеров, заворачивали в платочек и говорили: «Завтра придешь на это место и у тебя будет все хорошо». Даже смешно.
А сегодня какого рода мошенничеств только нет. Это и смс: «Мама, я попал в беду», и перехватка грузов, торговля на бирже и финансовые пирамиды, с биткойнами. Нам приходится идти в ногу со временем, чтобы поймать таких преступников.
– В день столетия уголовного розыска России, что пожелаете своим коллегам?
– Для меня это серьезный праздник – День уголовного розыска, 5 октября.
Всем операм уголовного розыска я желаю «оперской удачи», чтобы она их никогда не покидала. Своим операм я всегда желаю, чтобы сколько раз они ушли из дома, столько раз вернулись обязательно, чтобы их дома ждали, понимали и уважали.
Каждый день мы идем на работу и не знаем, что нас ждет. Мы не ищем проблем – они находятся нас сами.
Уважаемые опера, желаю вам, чтобы все было хорошо на работе, в жизни, всем дослужиться до логического завершения, то есть до пенсии, стать ветеранами сыска.
Не желаю операм терпения, потому что, если ты терпишь эту работу, значит, надо уходить, что-то менять. Нужно быть фанатом своей работы. То, что мы делаем – это нужное дело, и каждый, кто работает в уголовном розыске, должен гордиться своей службой!
Нет комментариев-