День памяти всех павших при взятии Казани сделали «плавающим». Что это значит для татар?

Рассказываем о затеянном ДУМ РТ «переезде» Дня памяти всех павших при взятии Казани от войск Ивана Грозного на новую дату.

Что случилось?

Вчера ДУМ РТ ввело в официальное поле и одновременно «обновило» дату Дня памяти всех павших при взятии Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году.

По подсчетам Духовного управления, памятная дата приходится на 13 день месяца шавваль по хиджре. При этом, хиджра - мусульманский календарь, который не так стабилен, как привычный нам григорианский, и высчитывается по лунным фазам.

Что мы имеем: до вчерашнего дня Хәтер көне всегда отмечался 15 октября, а теперь дата стала плавающей. К примеру, в этом году День памяти всех павших при взятии Казани пришелся на 25 мая.

Помимо этого, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин предложил посвятить Хәтер көне всем батырам и героям татарской нации, не ограничиваясь только событиями 1552 года. 

С нами останутся две даты

«Я не вижу здесь попытку заместить день падения Казанского ханства 15 октября - речь просто о высчитывании даты по хиджре (а там, как известно, дата плавающая). Думаю, здесь нет никакого противоречия, потому что, чем чаще мы будем вспоминать те события и павших героев, тем лучше для исторической памяти, - считает историк, политолог Руслан Айсин. - То, что 15 октября останется – я уверен. Этот день уже отпечатан в исторической памяти, он проводится с 1989 года. Думаю, две этих даты должны друг друга взаимно дополнять и выступать общим фронтом».

Предложение муфтия РТ о посвящении Хәтер көне всем батырам и героям татарской нации Руслан Айсин называет «здравой инициативой», поскольку история татарского народа «очень обширная, и появление дня поминания героев – отличная идея».

Безобидное уточнение даты или риск ухода в релятивизм?

«Это можно расценивать, как некую пиар-кампанию ДУМ РТ и никакого отношения к исторической действительности это не имеет», - считает этнолог, доктор исторических наук Искандер Измайлов.

Эксперт указывает на значительную разницу между мусульманским календарем, который высчитывается по лунным фазам, и григорианским. Последний – более стабильный, он отвечает тем фазам которые Земля проходит вокруг Солнца. Лунный календарь в этом смысле – плавающий.

«По общепризнанной хронологии, взятие Казани произошло 2 октября 1552 года. Если это произошло 13 шавваля, то, поскольку это плавающая дата, за эти столетия она так прокрутилась вокруг годового цикла, что каждый раз мы будем проводить День памяти в разные даты. Таким образом у нас может сложиться релятивистское сознание, то есть, мы потеряем настоящую нить исторических событий», - беспокоится Искандер Измайлов.

Эксперт указывает на то, что принятие ислама Волжской Булгарией тоже имеет свой эквивалент в мусульманском календаре. Значит и оно должно каждый год отмечаться в разные даты? Почему день памяти всех павших при взятии Казани должен быть плавающим, а все другие – нет?

Что не так с татарской исторической хронологией?

На фоне «обновления» даты Хәтер көне невольно вспоминается и «двойственность» даты принятия ислама. Мы решили узнать у экспертов, что происходит с нашей исторической хронологией.

«Дело не в татарах и не в татарских ученых, которые, к слову, выступали против произвольного назначения в качестве государственных праздников каких-то дат, признанных праздничными днями, но при этом не имеющих научного обоснования. Проблема в политиках и чиновниках. Это проблема их безграмотности – они превращают историю в какую-то релятивистскую вещь. Полностью исказить историческую картину трудно, но такое желание почему-то всегда есть.

Давайте разработаем свой татарско-мусульманский годовой цикл праздников. Тогда у нас будет свой День памяти батыров, свой День матери, свой День труда, свой День знаний и так далее. Наверное, надо действовать системно. На мой взгляд, во всем этом заметна спонтанность и некий произвол», - резюмирует Искандер Измайлов.

Точки над «i»

Редакция обратилась в ДУМ РТ с просьбой о комментарии. В первую очередь, нам объяснили, что дата «13 день месяца Шавваль» указана в известном труде авторитетного ученого, исследователя истории и культуры татар, археологии Казани Михаила Худякова «Очерки по истории Казанского ханства».

Также в Духовном управлении уточнили, что День памяти всегда отмечался по пятницам, наиболее близким к 15 октября, в стенах мечети Кул Шариф. Но в связи с тем, что пятничный день был «плавающим» из года в год, аксакалы ДУМ РТ приняли решение зафиксировать эту памятную дату конкретным днем по мусульманскому календарю.

«Считаем, что привязка этой даты к мусульманскому календарю позволит привить мусульманам национальное самосознание и сделает для них привычным ожидание и наступление Хэтер коне после завершения священного месяца Рамазан», - комментирует пресс-служба ДУМ.

Полный текст ответа вы можете прочесть здесь: