Новая жизнь для старой мельницы в Печищах: студенческий проект получил одобрение в Санкт-Петербурге

Идея студентки КГАСУ Ксении Бикмансуровой по реставрации дореволюционной мельницы в Печищах получила диплом Союза архитекторов России на III Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие-2020», финал которого проходил 17 – 19 сентября в Санкт-Петербурге. Рассказываем, какой видит судьбу памятника архитектуры автор.

Жернова времени

Мельница купцов Оконишниковых в Печищах до недавнего времени оставалась последней действующей дореволюционной мукомольней в России. Она была построена по подобию немецких производств в рекордные для конца XIХ века сроки — с 1891 по 1895 годы, хозяева оснастили ее оборудованием из Германии, самым современным тогда. 

С самого начала мельница строилась под технологию трехсортного помола пшеницы. Этот принцип сохраняли до последнего дня ее работы, а вот дореволюционный паровой двигатель мельницы мощностью 435 лошадиных сил был со временем заменен. Газ вместо мазута мельница стала использовать только в 1997 году. В первые годы советской власти бывшая мельница Оконишниковых называлась «Красная кормилица», с 1930-х — Печищинский мельзавод № 1. На исходе своей мукомольной истории она сдавалась в аренду мелким хлебоприемным предприятиям. Последний помол муки был здесь запущен в конце 2018 года. Однако вскоре мельница стала использоваться лишь для отгрузки и погрузки зерна.

Уже тогда комплекс производств вместе с самой исторической мукомольней и домом управляющего, признанными объектами культурного наследия регионального значения, находились в стадии продажи новому собственнику. В 2019 году АО «Татагролизинг» (100% акций компании принадлежат Минземимуществу РТ), выкупившее старинную мельницу на аукционе в числе другого имущества обанкротившегося «ВАМИНа», нашло для нее покупателя. Новым владельцем стало ООО «Агротранспорт», дочерняя компания «ТАИФа».

В реестр памятников истории, градостроительства и архитектуры Республики Татарстан здание мельницы Оконишниковых было внесено в 2002 году. Однако, по словам ее последних сотрудников, в 2007 году из соображений безопасности здесь была демонтирована старинная кирпичная труба предприятия, которую было хорошо видно с Волги и с противоположного берега — из пригорода Казани.

Новый владелец, компания «Агротранспорт» от комментариев о цели покупки исторического объекта и его дальнейшего использования тактично уходит, ссылаясь на преждевременность. Тем временем студентка КГАСУ Ксения Бикмансурова за прошедший со сделки год выполнила дипломный проект по реставрации и приспособлению мельницы Оконишниковых, получив на территорию доступ с одобрения собственника.

Жизнь после мельницы

По замыслу казанской студентки, расположенную на живописном берегу Волги краснокирпичную дореволюционную мукомольню можно переформатировать под загородный отель выходного дня со SPA, собственной сыроварней, лодочной станцией, просторным парком и музеем. Музей Янки Купалы тут действует давно и размещается в корпусе для проживания управляющего мельницей.

Проект нового использования промышленного здания получился настолько удачным, что после защиты диплома в КГАСУ, работу Ксении Бикмансуровой предложили отправить на конкурсную программу III Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие-2020». Финал в этом году форум проводил с 17 по 19 сентября в Санкт-Петербурге. Идея начинающего реставратора из Казани получила диплом Союза архитекторов России в смотре-конкурсе на лучшую студенческую работу.

«Ксения всегда была умница, молодец. Работая над дипломом, она обмерила полностью все это здание — по сути это первые фиксационные чертежи этого объекта. Разработала проект приспособления, при этом стараясь учитывать и современные пожарные нормы, и все прочее, что можно учесть в рамках студенческого проекта. Дипломники сейчас –бакалавры: у них маленькие объемы работ, а здесь и объем был большой, и на нем она тоже не успокоилась — рассмотрела всю набережную, придумала ее благоустройство. То есть приспособила не одно шестиэтажное здание, а весь комплекс: предусмотрела место для парусного спорта, и места для хранения лодок…» — прокомментировала старания студентки ее научный руководитель, ассистент кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ Альбина Хайруллина.

Она, к слову, присутствовала в Бронзовом зале Дома архитектора в Санкт-Петербурге, где проходила церемония награждения, но от неожиданности даже не успела выйти за наградой.

«Никогда не спрогнозируешь, каким получится дипломный проект. Студенты все разные. Но мы не делали специально проект для того, чтобы подать его на конкурс. Для меня было очень неожиданно, когда назвали нашу работу. Я сидела с краю и совершенно не готовилась, что нас вызовут, даже выйти не успела. Награду приняла директор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Карина Набиуллина», — призналась Альбина Хайруллина.

Мельницу Оконишниковых, как говорит сама Ксения Бикмансурова, выбрала для дипломного проекта сама, перелистав много книг и справочников. Понравилась нетипичная для Казани архитектура, а также то, что рядом есть большая территория с потенциалом для благоустройства и прибрежная зона.

«Прошлой осенью мы ездили на обмеры мельницы, смотрели на ее окружение. На территории мало объектов, поэтому я сделала упор на гостиничный загородный комплекс, куда можно выезжать на выходные или на неделю. Само здание шестиэтажное — много места, куда вместились разные функции. При этом мы старались сделать проект максимально реалистичным», — рассказала автор концепции.

Вместе с тем Ксения Бикмансурова отметила, что проект — все-таки концепция студенческого уровня, и даже если собственником решит трансформировать мельницу в гостиницу, идею нужно будет серьезно детально дорабатывать. В том числе с учетом замены коммуникаций, ветхих деревянных потолочных перекрытий, которые не выдержат функцию общественного здания. Восстановления высокой краснокирпичной трубы дореволюционного периода проект не предусматривает.

«Что-то останется теперь только на исторических открытках… В целом проект мы делали с учетом мнения собственника, понимая, что не сделаем музей во всей шестиэтажной мельнице. Мы смотрим реально на жизнь: эти объекты нужно как-то заселять, притягивать туда людей. Для гостиницы там все хорошо подходит. Я думаю, если реализовывать проект, то он получился достаточно жизненным. Многие собственники объектов культурного наследия, по моим наблюдениям, после покупки задумываются, что же с ними делать. „Есть, и что теперь?“ Я думаю, и в этом случае как раз такой процесс сейчас в голове у новых владельцев происходит — просчитывают инвестиции под разные варианты использования», — заключила Альбина Хайруллина.