Под стеклянным колпаком
Одна из характерных особенностей исторического здания – его форма в виде буквы «Ш». Здание выстроено так в честь крупного купца-хлебопромышленника Якова Шамова, который построил больницу для простых людей на свои деньги. Она открылась в 1910 году, будучи оснащенной на его же средства, но сам купец, до этого дня не дожил.
Сейчас форма здания изменилась – новый пользователь, разместивший здесь отель, пространство между вертикалями буквы «Ш» перекрыл на уровне второго этажа стеклянной крышей. В получившемся архитектурном решении, которое называется атриум, можно видеть в зависимости от времени суток и сезона небо и звезды, облака и солнце, Луну, дождь или снег. Благодаря такому подходу прежде наружные исторические стены оказались внутренними и создают колорит старины в окружении современной обстановки бара, столиков для переговоров, живых цветов и деревьев. Для последних здесь создано специально подобранное, максимально комфортное для растений освещение.
При этом в интерьеры атриума интегрированы яркие фигуры красного цвета – современные арт-объекты в виде скульптурных композиций, которых придумал модный турецкий карикатурист Эрдиль Яшароглу.
«Это уникальный проект, а не просто копия чего-то. Больница, которая была построена более ста лет назад, была взята нами как база, а весь дизайн абсолютно новый. В Турции у нас также имеется проект отеля Tasigo, но он совершенно другой – там в основном присутствует архитектура из дерева. Еще несколько проектов с историческими зданиями у нас есть в Стамбуле, но они пока не закончены, так что этот объект пока является, пожалуй, самым старинным», – рассказал в интервью информ-агентству генеральный менеджер отеля Эрдал Далкылыч.
Как акцентировал собеседник, у компании-инвестора проекта возрождения здания Шамовской больницы, много других предложений на реставрацию, но «Полимекс» очень селективна и берется не за всякий.
«У здания очень богатая история, и все казанцы знают об этом. Но мы хотели сделать что-то не только, чтобы сохранить ее, а также чтобы внести оттенок сегодняшних дней. Хочется подчеркнуть, что в данном случае бизнес – это не самое главное. Каждая инвестиция опасна тем, что время всегда работе против неё и нужно инвестировать больше и больше. На реконструкцию этого здания у нас ушло очень много времени, но мы посвятили себя этому проекту, полюбили это здание и отдали себя реконструкции», – пояснил собеседник.
Минимализм больничный VS минимализм глянцевый
Из ощутимых изменений – организация главного входа. Исторически, как, например, в здании бывшего ГИДУВа (Государственного института для усовершенствования врачей) на Муштари,11 или бывшей Духовной семинарии (в народе «больнице на парке Горького», сейчас Университетская клиника КФУ) на Ершова, 2 сразу за парадным крыльцом в здании Шамовской больницы начиналась небольшая лестница на уровень используемого этажа. В новой функции здания эта лестница демонтирована. На ее месте организовано дополнительное пространство уровнем ниже.
Здесь размещается небольшой ресепшн, а также очередная красная скульптурная композиция, что называется, с привязкой к местности, но современным подходом – формирование Крокодила Гены из куба.
В связи с изменением парадного входа с нуля на первом этаже был создан дополнительный свод. Исторические же лестницы, две служебные и центральная, сохранились в глубине здания.
Центральная, как и прежде, ведет от первого к третьему этажу и у нижнего основания украшена лепной витиеватой опорной балясиной. От первого до третьего этажа на ней сохранена аутентичная мозаика.
У памятника архитектуры также было предписано сохранить фундаменты, скатную крышу и металлическую фальцевую кровлю, а также воздуховоды в надкровельной части, верхние и нижние въездные ворота.
На первом подъеме гостей встретит большой красный носорог в шляпе и с чемоданом, видимо, спешащий заселиться в один из 66 номеров. Историческая часть отеля (здание самой Шамовской больницы) отведена под номерной фонд. Вместо традиционных карточек-табличек на двери номеров с просьбой сделать уборку или не беспокоить, на стене у входи предусмотрена специальная панель с тремя кнопками.
Как пояснила консьерж отеля Мария Белинская, это сделано для того, чтобы не стучаться в номер и, к тому же, бережно относиться к природе, не расходуя ее ресурсы на недолговечные таблички.
В коридорах, которые еще 10 лет назад были больничными, все по-прежнему минималистично и в сдержанных тонах, но теперь с представительным глянцем XXI века. Присутствует декоративная отделка состаренными листами металла, воссозданы перемычки стекольных дверных проемов, сохранены вдоль стен шиберные заслонки.
«Шиберная заслонка "Товарищества Добровых и Набгольц" использовалась здесь исторически для регуляции подачи тепла. В подвале находились печи для отопления здания, а это тепловод – часть оригинальной конструкции, регулятор температуры. Теперь это просто декоративный элемент», – рассказала Мария Белинская, отметив, что заслонки при реставрации сохранили на тех же местах, где они были изначально.
Ручку воздуховода (дымохода) и сейчас можно при желании повернуть. Буквы «О» и «З» обозначают, соответственно, «Открыто и «Закрыто».
Оригинальные полы и стены не сохранены. Они были демонтированы, а оставшийся каркас тщательно продезинфицировали. Интерьер номеров также сдержан, с преобладанием черно-белой гаммы и использованием природных деталей – столики из дуба, каркасы декора. Окна теперь пластиковые, однако выполнены под дерево.
Из новейших технологий – меняющая прозрачность стена в ванную комнату. При нажатии кнопки стена «исчезает», показывая происходящее в ванной, или наоборот становится непрозрачной. Это, как пояснила Мария, технология стекла Magic Screen Glass – электрическая завеса.
Теплый стеклянный переход соединяет атриум с исторической пристройкой Шамовской больницы. Здесь в двух залах создается музей клиники.
Музей Шамовской больницы – вход свободный
«В музее будут сохранены некоторые оригинальные части здания. Самая чувствительная задача, которая перед нами стояла – перенести дух этого здания я наше время. И музей – как раз маленькая часть прошлого этого здания», – сказал Эрдал Далкылыч.
В этих помещениях будет представлена краткая история лечебницы. На облицованных черной декоративной плиткой стенах в некоторых местах могут, как в телеигре «Поле чудес», открываться «по одной букве» участки, демонстрируя копии исторических документов об основании, фотографии советского периода больницы и т.д.
На одной из стен представлены старые колеса от повозок, часть батареи, большая мясорубка (вероятно, осталась от пищеблока больницы) и т.д.
Здесь же воссозданы деревянные ставни окон, на полу выполнены надписи (правда, на английском языке) о значении каждой индивидуальной истории и бережном отношении к ней.
В центре одного из залов находится бюст основателю больницы – Якову Филлиповичу Шамову. Его автор – скульптор из Казани Рустам Габбасов.
По словам генерального менеджера отеля, интерес компании к зданию Шамовской больницы, вызван личными увлечениями главного учредителя компании. Эрол Табанжа является любителем искусства и коллекционером.
Компания «Полимекс» предложила инвестпроект по обустройству в здании спа-отеля повышенной комфортности к моменту, когда объект уже около 6 лет простаивал неиспользуемым в аварийном состоянии. К идее с осуждением отнеслись многие краеведы, историки и любители старины.
Я думаю, что ничего негативного нет в том, чтобы превратить это здание в отель, особенно учитывая, в каком состоянии оно было и что мы из него сделали. У нас был похожий случай в Турции: из здания дворца был построен отель и сейчас он прекрасно функционирует. Я думаю, мы делаем здесь что-то очень экстраординарное, и люди в конце концов полюбят это. Наступит момент, когда люди, сидя в кафе, поменяют своё мнение и будут обсуждать этот отель в положительном ключе», – прокомментировал скептические настроения некоторых казанцев Эрдал Далкылыч.
Он также заверил, что посетить музей Шамовской больницы сможет любой желающий свободно и бесплатно независимо от того, будет ли он проживать в отеле или просто захочет зайти из любопытства. Уже сейчас, до официального открытия отеля, которое должно состояться после новогодних праздников, прохожие из любопытства заходят в отреставрированный памятник архитектуры. Персонал возражений не имеет и даже предлагает небольшую экскурсию, разрешая прокатиться в стеклянном лифте, сфотографироваться с резко контрастными интерьерам отеля алыми скульптурами.
Лифты, как подчеркнул Ердал Далкылыч, недавно получили положительное заключение инспекции. В нескольких залах отеля рабочие еще выполняют последние штрихи.
«В вашей стране строгие процедуры согласования подобных работ. Но мы следовали всем правилам, которые нам предписали. В таких проектах всегда самое важное – сохранить имеющиеся части, дух и изначальную идею самого здания», – подытожил представитель турецкой компании.
К слову, в конце октября проект реконструкции исторического здания Шамовской больницы под spa-отель получил приз премии European property awards 2018 в номинации «Лучший новый отель. Реализация и дизайн». Премия с 27-летней историей вручается по результатам мнений 80 экспертов со всего мира, во главе которых четыре представителя верхней палаты лордов парламента Великобритании. Только из России в этом году на премию претендовали 180 проектов.