9 ноября Государственная Дума РФ в первом чтении одобрил закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», который, в том числе, запрещает глав регионов называть «президентом». Закон поддержали 317 депутатов, 66 выступили против, 12 воздержались. Среди воздержавшихся – депутат Ильдар Гильмутдинов.
Депутат Госсовета Татарстана, народный артист РТ Рамиль Тухватуллин:
— Представить на заседании комитета Госдумы 18 поправок к законопроекту Клишаса-Крашенинникова, озвучить нашу позицию было поручено депутату Госдумы Ильдару Гильмутдинову. Крашенинников поправки отклонил. Была принята лишь 12-я поправка, и она осталась в прежнем варианте.
К сожалению, самые главные и вызывающие у нас больше всего беспокойства поправки не были приняты. В первую очередь, запрет на использование наименования «президент». Крашенинников объяснил это тем, что это является федеральным законом, принятым и действующим еще с 2010 года. Наши аргументы даже не стали выслушивать. Это – одно. Второе, одно из самых важных – часть 3 статьи 4. Там речь идет о том, что некоторые министры будут утверждаться и назначаться Москвой. Это плохо, потому что противоречит Конституции РФ. К сожалению, этот аргумент тоже не был учтен.
Стоит отметить, что попытки запретить регионам использование слова «президент» в должности руководителя региона были и раньше. В 2000-х годах депутатами Госдумы Евгением Ищенко и Харченко было предложено упразднить такое право регионов. Но в те годы Госдума не приняла эти инициативы, аргументируя это тем, что по Конституции республики называются государствами, следовательно, использование наименования «президент» в их полномочия входит и не противоречит российской Конституции, при этом ссылались на статьи 5, 11 и 77 Основного закона РФ.
Второе – лингвистический аргумент. Мне кажется, он актуален и сегодня, потому что «президентом» в нашей стране по-прежнему могут называться руководители различных организаций, федераций, корпораций. В те годы почему-то ссылки на эти аргументы срабатывали, а сейчас уже нет, это указывает на наличие двойных стандартов.
Второе чтение является основным, третье чтение проекта закона уже больше техническое, после него закон идет на подпись к президенту и вступает в силу. Если наш Госсовет не выразит какую-то свою новую позицию, возможно, в дальнейшем придется вносить изменения в Конституцию Татарстана. Если бы против этого законопроекта выступал не только Татарстан, но и другие регионы, то в какой-то степени можно было бы и дальше бороться. Однако я не думаю, что такое произойдет.
Если мы выступим против уже принятого закона, то у этого могут быть и негативные последствия. Есть еще один путь. Обратиться в Конституционный суд России. К сожалению, большой надежды на него тоже нет. Все мы помним высказывание президента России Владимира Путина: «Народ Татарстана сам может выбирать название своего руководителя». В свое время эти слова могли быть аргументом, однако сегодня они уже не были учтены.
К сожалению, из Москвы никаких хороший новостей мы не получили, нас не услышали.
Хочется отметить, что сейчас происходит отход от декларируемых в Конституции РФ принципов федерализма и в дальнейшем, мне кажется, может произойти политическая трансформация. То есть, мы можем из федеративного государства превратиться в унитарное.