Гулять «по воде»
Плотно уложенное и сохранившееся, как будто и не было шести десятилетий подводного забвения, мощение тракта местами все-таки переходит в прореженные участки колоритного булыжника. Дорога основательная и широкая – в несколько метров. Следуя по ней, в какой-то момент подмечаешь, что не просто движешься по старому тракту, а словно ходишь по воде, буквально среди Волги, и кажется: вот он уже противоположный берег – рукой подать!
Дойти до мощеного тракта, который, вероятно, не первый раз оказывается на поверхности при понижении в Волге уровня воды, стало возможным, однако, лишь несколько лет назад. ПСО «Казань» намеревалось построить в столице Татарстана и еще одну дамбу – от полуострова Локомотив за железнодорожным вокзалом к Аракчино в Кировском районе города.
С 2011 года полуостров начали соединять с помощью насыпи с островом Вороний Куст напротив. В 2015 году проект при вмешательстве Росприроднадзора был свернут, но благодаря уже выполненному к тому моменту соединению суши появилась возможность не только попасть на прежде окруженный водой остров Вороний, но выйти по нему на мощеную дорогу.
Работа по созданию Куйбышевского водохранилища велась с 1949 года, в 1957-м пришло Куйбышевское море. Проектом предусматривался подъем уровня воды Волги у Казани на 11,75 м. В итоге после всех работ средний уровень поднялся на 11,5 м. Широкая полоса поймы, которая полукольцом охватывает весь город, по сути дела никогда не могла быть застроенной [и без водохранилища], поскольку в половодье, когда уровень воды прыгал тоже на 10-12 м, все это затапливалось. Здесь [от современной линии берега до тракта] были заливные луга, стояли дома поселка речников – приподнятые на бревнышках. Мы идем по старой дамбе – сейчас уровень воды упал на 4-5 метров, а тогда [до водохранилища] Волга была еще ниже. Сейчас по сути весенний уровень воды, который был до строительства водохранилища», – рассказал участник экспедиции к историческому тракту краевед Алексей Клочков.
Сезонно затапливаемой, как пояснил исследователь, была территория, которую казанцы привыкли наблюдать справа и слева от полуострова Локомотив, а также достаточно далеко вперед от него. Все небольшие островки, которые расположены неподалеку и напротив Верхнего Услона – возвышенности некогда пойменных территорий. Волга на этом участке до создания водохранилища была примерно в два раза уже.
На старых картах города хорошо видно, что памятник в честь взятия Казани находился на самом деле на суше и мимо него, мягко петляя в сторону Адмиралтейской слободы около существовавшей и в прошлом дамбы, шла узкая Казанка. Волга вне разлива не доходила ни сюда, ни, следовательно, до Казанского кремля и железнодорожного вокзала. Все это пространство занимали заливные луга.
История, затопленная Волгой
Значительное колебание уровня воды в Волге тех лет, как рассказал собеседник, вынуждало организовывать судоходство в двух режимах. Когда приходила большая вода, работали весенние пристани, при понижении уровня – летние.
«Можно представить, сколько мороки доставляло властям ежегодно весной и осенью двигать эти пристани, эвакуировать, обратно возить… А это ведь еще и каждый год повторялось», – пояснил Алексей Клочков.
Порт и пристани летнего (круглогодичного) режима назывались Дальним Устьем и находились в районе Петрушкиного разъезда в Адмиралтейской слободе. В этом месте впадала в Волгу Казанка. Весенние пристани находились в Бакалде – местечке, которое располагалось ниже по течению Волги, примерно напротив современного порта. Свое название оно получило от татарского слова «бакалтай», то есть «лягушачье место». Так эту территорию пойменных лугов прозвали потому, что Бакалда находилась в заливе, образовавшемся от старого русла Казанки, речки Ички (дословно на татарском Эчке Казан), прежде впадавшей здесь в Волгу (Ближнее Устье).
Когда весенняя вода спадала, территория заливных лугов не пустовала и использовалась населением по возможности и необходимости. В мае Волга возвращалась в русло, открывая тропинки и дороги, которые вели, в том числе, к пристаням в Бакалде.
Поскольку река была тогда значительно уже, путь через нее до Верхнего Услона был ближе, а зимой так и вовсе превращался в единый Сибирский тракт: Верхний Услон – Казань – Арск и далее в Сибирь. Часть этого тракта от пристаней в Бакалде через заливные луга к Казани называлась Бакалдинской дорогой.
«На стороне Казани Бакалдинская дорога упиралась в Ямскую слободу, которая образовалась еще в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове. Возможно, по этой дороге и декабристы проходили в свое время (в ссылку в Сибирь – Ред.)… Населяли Ямскую слободу старообрядцы. Это была их дорога жизни – они зарабатывали извозом, служа в почтово-багажной службе – и людей перевозили в разные города, и грузы. Позже, когда построили железную дорогу и вокзал (1894 год – Ред.), то нужда в ямских служащих закончилась – эту роль стали выполнять почтово-багажные поезда, а жители слободы были записаны в мещанское сословие. Отсюда возникло название улицы Большая Мещанская», – рассказал отец Александр Хрычев, настоятель казанской старообрядческой общины старопоморского согласия, Прилуцкий монастырь которой также находился на затапливаемой пойменной территории (сейчас это полуостров Локомотив).
Зри в карту!
На первом регулярном плане Казани 1767 года отмечена и старица Казанки, речка Ичка, и прямая дорога через заливные луга к месту ее слияния с Волгой – Ближнему Устью, то есть весенним пристаням Бакалды. Хорошо видно Дальнее Устье. Постепенно от Ички остались лишь несколько небольших озер, Ближнее Устье перестало существовать, а название местности Бакалда осталось. На карте 1839 года видно, что сюда по-прежнему ведет Бакалдинская дорога, которая теперь заворачивает и от пристаней тянется еще и вдоль Волги выше по течению, в сторону Дальнего Устья, соединяясь с дорогой на Москву в Адмиралтейской слободе.
На плане города 1884 года у пристаней Дальнего Устья появляется уже и конная железная дорога (трамвай) с собственным вокзалом. В этом же документе отмечена «проектированная бухта» – видимо, вместо пристани у русла Волги и взамен Бакалдинской дороги прямо к Ямской слободе хотели подвести канал и организовать марину сразу за заливными лугами, чтобы каждый раз не преодолевать их. Проект остался только на бумаге.
Еще на одном плане Казани конца XIX века уже не отмечена Бакалдинская дорога, вместо нее также от Ямской слободы под углом в сторону Дальнего Устья к Волге тянется Новая дамба. По ней и был проложен широкий мощеный тракт, который спустя несколько десятилетий, как и пойменные луга, ушел на дно Куйбышевского водохранилища. Но до этого успел послужить горожанам: он был продлен до пристаней Дальнего Устья в Адмиралтейской слободе, замкнув в транспортное кольцо речное сообщение, городской трамвай и (после Революции) Устьинскую железнодорожную ветку.
Подводные камни наследия
До сих пор, помимо самого исторического тракта, из воды вдоль него то тут то там показываются элементы старых трамвайных и железнодорожных путей. На берегу острова Вороний Куст лежат остатки шпал, водоотводящих труб и укреплявших дамбу свай.
Перегрузочные работы на старых пристанях Казани с созданием Куйбышевского водохранилища, как конкретизировал Алексей Клочков, прекратились 12 – 14 октября 1956 года. Началась эвакуация дебаркадеров. Вскоре заливные пойменные луга, которые доставляли столько забот казанцам в половодье, Бакалдинская дорога, пристани у Ближнего и Дальнего Устья, Новая дамба оказались поглощены разлившемся Куйбышевским морем.
Дамба¸ которую намеревалось построить ПСО «Казань», судя по всему, должна была пройти по проторенной, хоть и затопленной дороге – той самой в начале ХХ века Новой дамбе и островам, которые остались на поверхности у Адмиралтейской слободы.
«Не так давно была шумиха насчет Лебедевского моста [в Казани]. Сколько тогда говорилось об историческом булыжнике?!. Такой же булыжник был возле Шамовской больницы, у Кремля, улица Московская вся такая была – из булыжника. А здесь целая дорога вышла!», – резюмировал представитель одного из старообрядческих родов Казани Роман Царевский.
Нет комментариев-