Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Плесецк – Казань: джазмен с мировым именем Анатолий Василевский о мейнстриме и татарских бигбендах

Плесецк – Казань: джазмен с мировым именем Анатолий Василевский о мейнстриме и татарских бигбендах
80 исполнилось лет джазмену, создателю множества татарстанских бигбендов Анатолию Василевскому. О творческом пути уроженца Плесецка, взрастившего джаз в Казани, и предстоящем юбилейном концерте – в материале «Татар-информ».

Более полувека назад, в 1959 году, тогда еще 19-летний юноша, но уже очень способный, хоть и начинающий музыкант Анатолий Василевский, студент Архангельского музыкального училища, написал вступительный джазовый марш для местного оркестра, в котором тогда состоял. Десятилетия спустя это сочинение станет подарком теперь уже состоявшемуся маэстро, заслуженному деятелю искусств РТ и зрителям его юбилейного концерта, который 28 марта даст филармонический джаз-оркестр РТ.

Написанный с юношеским энтузиазмом, как рассказал корреспонденту «Татар-информ» сам Анатолий Василевский, вступительный марш создавался в характерном для того времени стиле раннего джаза и популярных увертюр. Он стал одним из немногих собственных произведений джазмена из Плесецка, творческой стезей которого стало создание джазовых бигбендов в Казани.

«Сейчас это, конечно, уже архаика… Это по молодости я баловался, у меня тогда было много идей и тем, но потом закончил с композиторством. В этом больше преуспел мой младший брат Владимир», – признался маэстро.

Братья, закончив музыкальное училище на малой родине, разъехались в разные города. Анатолий Василевский, получив по итогам экзаменов рекомендации в питерскую консерваторию, однако, учиться дальше хотел только в Казани. Ведь здесь, виделось ему тогда, работал знаменитейший оркестр Лундстрема.

«В 1957 году в Архангельск с гастролями приехал оркестр Лундстрема. Причем приехал в полном «шанхайском» составе, в котором они прибыли в Казань. А мы о них уже знали, потому что за год до этого в клубе Менжинского они записали небольшую пластинку с татарскими пьесами. Там были в аранжировке Лундстрема «Мечты» Монасыпова, «Белая береза» Шамсутдинова, «Самба» Ключарева, «Танго» Сары Садыковой, «По зеленой улице» Жиганова. И было написано на этой пластинке: «Татарский эстрадный оркестр под руководством О. Лундстрема». Когда они приехали, мы увидели настоящий джазовый бигбенд – пять труб, четыре тромбона, шесть саксофонов… У нас все перевернулось», – поделился воспоминаниями собеседник агентства.

На вступительные экзамены в Казанскую консерваторию Анатолий Василевский опоздал на несколько дней из-за ошибки в анонсах приемной комиссии. Но расстроенного абитуриента в приемной случайно увидел ректор консерватории Назиб Жиганов. В разговоре выяснилось, что у молодого человека есть рекомендация для поступления в Ленинград, и Жиганов пригласил его сыграть перед членами вступительной комиссии, которые в тот день слушали солистов. Сам Василевский при встрече в приемной даже не подозревал, что разговаривает с ректором.

Первыми оркестрами, которые он создал в Казани, были музыкальные коллективы при Домах культуры. Больше десяти лет продержался джазовый бигбенд ДК «Химиков», одного из последних построенных в городе Домов культуры.

С перестройки Василевский начинает преподавательскую работу. С 1992 года благодаря ему заложено и развивается оркестровое образование в музыкальной школе №16 имени Олега Лундстрема. С 1989 по 1996 Анатолий Василевский параллельно руководил джаз-оркестром на кафедре духовых инструментов в Казанской консерватории. В 1996 – 2003 возглавлял эстрадно-джазовое отделение Казанского музыкального училища, затем до прошлого года преподавал основные дисциплины на кафедре эстрадно-джазовой музыки в Казанском государственном университете культуры и искусств. При этом с 2011 по 2018 год он был художественным руководителем джаз-оркестра Татарской филармонии РТ.

Знаток истории и теории джаза, практик и продолжатель традиций Олега Лундстрема, Анатолий Василевский упоминается в мировом энциклопедическом справочнике «Джаз» и в энциклопедии-справочнике «Джаз в России».

«В джазе есть мейнстрим – главное течение, его основа, базирующаяся на свинге и понятная простому слушателю. Это хорошая, добротная музыка с хорошим ритмом. И много очень, если себе джаз как дерево представить, веток – течений очень много. Ранний джаз, так и называемый нью-орлеанский, чикагский, типа диксиленд, потом пошла эра свинга, большие оркестры, бигбенды, большие коллективы, как у Лундстрема, как у меня. Потом пошла эпоха малых составов, затем бибоп – совершенно новая виртуозная музыка, которую изобрели негры в противовес свингу, когда тот стал более коммерческий. Все развивается и сейчас. Тот же самый традиционный свинг стал более совершенным, сложным, гармонический язык стал сложнее, стали музыканты изощреннее играть, аранжировки стали сложнее – больше аккордов, расширенное звучание. С приходом рока и рок-н-ролла появился джаз-рок. Это вообще новые ритмы, и джаз-рок получил огромное распространение. А затем он перешел во фьюжн – сплав разных направлений. В нашей стране оркестр Бутмана – лидер в джазе, потом оркестр имени Лундстрема. Они играют традиционный свинг, но на современном языке. У них нет заумной музыки, которую играют современные авангардные музыканты. А это ведь как абстрактная живопись: кто-то балдеет, а тебе хоть так поверни, хоть так – все равно. Васильев (Сергей Васильев – Ред.) продолжает традицию мейнстрима, в современный джаз не лезет. И правильно делает», – сказал юбиляр, говоря о сменившем его в должности художественного руководителя джаз-оркестра филармонии молодом музыканте.

Предстоящий концерт Анатолий Василевский и Сергей Васильев проведут совместно: они поделили концертную программу, и каждому в ней достанется своя часть.

«На концерте буду и дирижировать, и поздравления просто принимать. Мы договорились с Васильевым, что я буду дирижировать свои пьесы. Юлию Хусаинову (вокалистка, учившаяся в Казани и переехавшая в Москву – прим. Ред.), Сергея Баулина (саксофонист, выходец также из Казани – Ред.), наверное», – сказал Василевский, признавая, что такого увлечения джазом, как в 30-е и 40-е, уже нет, но зритель, как и прежде, выбирает музыку себе по сердцу.

 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям