Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Чайковский и народная музыка татар в джазе, концерт с обладательницей «Грэмми» и экспресс-обучение новым инструментам: каким будет новый сезон Татарской филармонии

Чайковский и народная музыка татар в джазе, концерт с обладательницей «Грэмми» и экспресс-обучение новым инструментам: каким будет новый сезон Татарской филармонии
Прошел год с тех пор, как филармонический джаз-оркестр Татарстана возглавил саксофонист Сергей Васильев, в разные годы выступавший с коллективами «Фонограф-Джаз-Бэнд» Сергея Жилина, Тамары Гвердцители, Раймонда Паулса, Филиппа Киркорова и участвовавший в различных музыкальных проектах федеральных телеканалов.

«Татар-информ» узнал, как прошел первый сезон коллектива с новым художественным руководителем и что приготовили музыканты на сезон 2019/2020, который стартовал фестивалем «Джазовая Казань» 9 октября.

– Добрый день, Сергей Леонидович! Став невольным свидетелем части вашего телефонного разговора перед началом интервью, не могу теперь не спросить, у кого, какую композицию для джаз-оркестра Татарстана просите создать?

У меня есть друг очень известный, но при этом не афишируемый в Татарстане аранжировщик, который пишет, в том числе, для «Узгэреш жиле» (фестиваль татарской песни, в переводе «Ветер перемен» – Ред.). Мы с ним познакомились, когда я 12 лет жил и работал в Москве, в том числе с Сергеем Жилиным. У него день рождения, я позвонил поздравить и, поскольку помню, что он очень много написал именно татарского материала, в разговоре сама по себе всплыла просьба.

Мы сами очень много пишем джазовых аранжировок, но всегда приятно иметь такую от одного из самых уважаемых дорогих и востребованных аранжировщиков России. Тем более, у нас очень хорошие дружеские отношения и человек уже в материале, ему проще немного адаптировать, переделать.

Есть свои, но нам не хватает аранжировки «с перчинкой» под финал концерта. Возможно, именно она появится у других аранжировщиков – всегда приятно внести немного свежей крови, новый взгляд на ту или иную песню. И мы называем ее, да, песня, хотя она, конечно, будет в инструментальном варианте. Песня – такое кодовое слово.

– К необходимости такой композиции вы пришли за год работы художественным руководителем джаз-оркестра Татарстана. А какие еще выводы сделали по прошлому сезону?

Первый год был прошел в большой работе. Это был хороший рабочий год, были знаковые концерты, в том числе с Ларисой Долиной. Мы получили от народной артистки России очень высокую оценку нашей работы.

Из открытий, так получилось, что по техническим причинам у нас была замена солиста. Мы достаточно быстро, можно сказать, что впопыхах, нашли вокалистку из Латвии Эвилену Протектор. Это сумасшедший уровень – я был просто поражен! Я не ожидал. Причем это не артист с бешеным гонорарами, это обычный порядок цен, но сумасшедший профессионализм. Это серьезное потрясение в хорошем смысле слова. Несколько концертов мы провели с ее участием. И в этом году мы тоже с ней встретимся – едем на джазовый фестиваль в Пермь, где будем выступать вместе.

Плюс в прошлом сезоне был фантастический концерт, программа которого полностью была придумана нами – «Черные блюзы Ленгстона Хьюза». Дмитрий Назаров (актер, исполнивший в числе многих других и главную роль в сериале «Кухня» – Ред.) читал стихи, блюзы американского поэта Ленгстона Хьюза, а мы играли. И в основном это был классический джаз.

Надо сказать, что раньше эксперименты такие были. В Советском Союзе на студии «Мелодия» была выпущена пластинка «Черные блюзы Ленгстона Хьюза». Читал тогда Казаков, играл джазовый квартет. Но так, чтобы эти блюзы читали и аккомпанировал биг-бэнд, большой джазовый оркестр, такого не было. Фактически в прошлом нашем сезоне это была премьера: я лично отбирал эти блюзы и стихи. Это сильные эмоции, настолько удачный эксперимент, попадание в десятку, что я бы хотел еще сделать что-нибудь подобное, и, наверняка, это будет. Только на этот раз, наверное, это будут стихи наших советских поэтов, так называемых шестидесятников. Эта тема сейчас очень актуальна.

Кроме того, мы очень рады, что съездили в прошлом сезоне на два крупных джазовых фестиваля. Первый из них был в Самаре, художественным руководителем его является народный артист России Даниил Крамер. Второй фестиваль был в городе Владимир, где художественным руководителем был Сергей Жилин. Одно то, что этими фестивалями руководят такие люди и они выбрали нас, очень приятно и важно.

Во Владимире, кстати, мы выступали во втором отделении со своей программой, и потом Сергей Жилин со своим трио присоединился к нам. Мы сыграли две его авторских аранжировки: первая композиция – его авторская аранжировка знаменитого джазового стандарта «Испания», вторая – авторское произведение When you live.

– Было ли такое, что за сезон выяснилось, что коллективу чего-то не хватает или пришлось что-то менять в его работе?

– Новшество прошедшего года – саксофонисты теперь дополнительно играют на флейтах, некоторые на кларнетах. Если раньше это было по желанию, то сейчас это – необходимость. В некоторых концертах мы используем тубу. Стали активно использовать также флюгельгорны в группе трубачей. Но в основном состав с прошлого года не изменился и, я надеюсь, не изменится, потому что все музыканты мне очень дороги.

– Случалось ли что-то за год, что застало джаз-оркестр врасплох? Какие-то непредвиденные ситуации? Как выходили из них?

– Было однажды, что мы приехали и забыли часть барабанов. Собирались неспешно, потом оказалось, что на выезде из города пробка… Это был наш детский концерт в одном из районов Татарстана. Позвонили в филармонию, второй машиной нам привезли это все.

– С чем подошли к новому сезону? Что ждет слушателей и зрителей?

– В этом году мы открываем сезон фестивалем «Джазовая Казань», и он плавно переходит в фестиваль «Джаз-КроссоверФест», а заканчивается все концертом с народным артистом России Даниилом Крамером.

Особенность этого сезона в том, что практически каждую неделю в филармонии имени Тукая будет звучать джазовая музыка. Это некий джазовый марафон, 5 концертов из 7 будут в сопровождении филармонического джазового оркестра РТ.

Хедлайнером фестиваля «Джазовая Казань» стал Валерий Сюткин, авторские аранжировки – Михаила Савина (9 октября). Несколько из них вообще никогда не звучали. Это эксклюзивная вещь, за которую мы очень благодарны, что нам выпала честь сыграть их впервые.

«Джазовая Казань» в этом сезоне – это три абсолютно разных концерта, так что обладателям абонемента скучно точно не будет. Если первый концерт – это Валерий Сюткин, специальные аранжировки его самых главных хитов, то второй концерт – Валерий Степанов (16 октября). Это молодой музыкант, который навел такого шороха в интернете, что уже несколько лет его страничка горит пламенем любви фанатов. Он сам пишет музыку, делает аранжировки, сам снимает видео, сам монтирует, сводит – его ролики очень популярны, плюс он фантастический музыкант, многие из критиков даже применяют такие слова как гений, что в наших кругах происходит очень редко. Это молодежно, задорно – это вечер в стиле джаз-рок.

Третий концерт с Рональдом Бейкером (23 октября). Это трубач, который сейчас живет во Франции. Специальным гостем выступит Сергей Баулин – саксофонист, человек нечужой для Казани, который здесь учился. Словом, становление его как музыканта произошло в Казани, сейчас он один из лучших теноров-саксофонистов в России. Это будет классический джаз.

­– Чем будет отличаться второй фестиваль «Джаз-КроссоверФест»?

– Кроссовер – это сейчас очень популярное направление в музыке, сочетание несочетаемого, грубо говоря. Здесь хедлайнером будет трио Сергея Жилина, который представляет программу «Чайковский в джазе» (10 ноября – Ред.). И есть одна особенность: именно в этот вечер мы приглашаем наших друзей камерный оркестр La Primavera. Вместе мы можем называться полноценным большим симфоджазовым оркестром. Так что программа, которая обычно звучит в исполнении трио, в концерте «Чайковский в джазе» будет звучать в сопровождении симфоджазового состава. Это событие, которое происходит крайне редко, и мы очень рады, что в Татарстане это один из таких редких случаев в России.

Многие критики говорят, что мы живем в период именно кроссовера. Различные кавер-версии сейчас очень популярны, популярную музыку часто перекладывают на джаз…

– В чем причина такого веяния: кончились идеи, так проще?..

– Я бы не сказал, что так проще. Это такой виток времени. Говорят же, что мы живем по эффекту спирали. Такой сейчас виток. Ведь и в кинематографе, например, тема ретро популярна и актуальна.

Мне кажется, что это направление начало знаменитое трио трех теноров – Паваротти, Доминго и Каррерас. Они стали исполнять арии с рок-музыкантами, джазовыми певцами. У Паваротти было шоу, с которым он ездил по всему миру.

– Как сыгрываетесь? Каждый из вас профессионал, безусловно, но ведь и композиции масштабные, непростые и просто необходимо услышать самому, как все это звучит вместе.

У нас будут проходить репетиции непосредственно в духовой секции, отдельно я буду репетировать со струнной группой, камерным оркестром La Primavera. У Сергея Жилина готовая программа с трио. Когда мы садимся вместе, нам достаточно 1-2 репетиций, чтобы почувствовать и понять друг друга. Если нам повезет, то мы услышим друг друга за сутки до концерта, если не повезет – часов за пять, за шесть, за семь.

– После джазового Чайковского кто продолжит фестиваль?

– На второй концерт к нам приезжает французский саксофонист Баптист Эрбин. Это молодой музыкант, который стал звездой европейского джаза и у него просто сумасшедшая пресса в Америке. У него очень самобытный стиль. Вообще европейский джаз сильно отличается от американского. Мы в этом концерте попытаемся соединить его мелодию, непростую интонацию с традиционными джазовыми композициями и звучанием биг-бэнда в традиционном смысле слова.

Третий концерт – квартет Олега Бутмана, который привозит свою программу «Мелодии Майкла Джексона в джазе». Все мы знаем музыку Майкла Джексона, он потрясающий мелодист, но как это будет звучать именно в джазовых аранжировках, очень интересно.

Последний концерт до конца 2019 года, который в эту вереницу двух фестивалей не входит, – концерт с Даниилом Крамером.

Плюс наши детские концерты, которые мы регулярно проводим и новогодние елки. В этом году мы делаем новое шоу. Будем играть и спектакль, который был в прошлом сезоне, – «Аленький цветочек», и новый спектакль-мюзикл «Новогодние приключения Красной шапочки».

За рубежом календарного года тоже, наверняка, приготовили какие-то сюрпризы для публики?

– Да, и после нового года есть интересные концерты. Главный из них, пожалуй, на который мы ждем в гости легенду джаза, обладательницу «Грэмми» певицу Дебору Браун (22 февраля). В этот вечер будет также специальные гости – трио Саши Машева. Вместе мы постараемся сыграть что-то очень интересное. Ждем, сами переживаем, но верим, что все будет хорошо.

Плюс к нам приезжает джазовая вокалистка Лесли Харрисон (12 марта). Может быть, она не так известна, как Дебора Браун, но это тоже уникальная вокалистка, которую мы тоже очень ждем. Сезон закрываем 14 мая: к нам приезжают настоящие звезды европейского джаза из Италии. Это победитель вокального конкурса «Новая волна 2016» Вальтер Риччи и трубач Фабрицио Боссо.

– Мне кажется, у вас, наверняка, есть идеи, которые пока не вошли в афишу предстоящего сезона. Поделитесь все же, какие варианты гостей и концертов еще продумываете.

– В этом году сезон всеми артистами подтвержден. А я очень хочу еще сделать концерт, который будет посвящен татарской музыке. В прошлом году мы делали джазовую программу по музыке Рустема Яхина, приглашали La Primavera тоже. Мне очень понравилось. Этот концерт вызвал много профессиональных дискуссий – это и замечательно! Когда берешь такую тему, очень интересно мнение профессионалов из другой области.

Ведь оркестр может просто каждый концерт играть очень классический, ровный джаз, только хиты, тихонько, приглаженно и так и существовать долго. Но, с другой стороны, есть и другая жизнь – делать программы, которые будут вызывать бурю эмоций. Люди будут спорить, обсуждать это долгие месяцы – кто-то не понимать, кто-то восхищаться. Это интересно.

И вот теперь я очень хочу сделать новую программу, посвященную либо народной татарской музыке, либо конкретному композитору или определенному историческому времени. 50 на 50 – будет он или нет, успеем или не успеем. Это большая ответственность. Хочется выйти после этого так, как я вышел после концерта по музыке Яхина – я точно знал, что мы сделали все правильно.

Кроме того, в этом сезоне мы отмечаем 80-летие джазового деятеля Казани Анатолия Василевского (заслуженный деятель искусств РТ, профессор, руководивший джаз-оркестром РТ с 2011 года – Ред.). Этот концерт пока также не заявлен в афише, но он обязательно будет.

Мы также едем на джазовый фестиваль в Пермь, в конце ноября нас ждут в Ижевске.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев