Финал двухгодичного процесса по делу о хищении 64 млн рублей в КХТИ выглядел непривычно: семеро подсудимых, адвокаты, конвой и слушатели стояли на оглашении приговора в масках и перчатках. За окном стояла 30-градусная жара, охладить накаленную до предела атмосферу в зале заседания не мог даже кондиционер.
Скандал в одном из самых престижных вузов республики стал достоянием общественности летом 2017 года, когда в Вахитовский районный суд Казани следствие обратилось с ходатайством об аресте сразу двух сотрудников КХТИ — ассистента кафедры «Инноватики в химической технологии» Игоря Дубовика и Александра Кочнева, который на тот момент занимал должность проректора вуза.
Некоторое время причина ареста Дубовика и Кочнева держалась в секрете. Еще больший интерес к скандалу в КХТИ спустя несколько недель подогрел арест экс-ректора вуза Германа Дьяконова.
Только после того, как Дьяконов стал ключевой фигурой в уголовном деле, стало известно, что он, Игорь Дубовик и Александр Кочнев были не только коллегами по работе, но и подельниками. Как оказалось, все трое были замешаны в хищении денег, которые были направлены в КХТИ от ПАО «Газпром». Ежегодно компания перечисляла вузу порядка 25-30 млн рублей.
«Хищения совершались несколькими способами: путем завышения оплаты исполнителям по контракту и включением в их число лиц, фактически не выполнявших работы; путем заключения фиктивных договоров на приобретение материалов и оборудования или завышения их фактической стоимости», — рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Кроме того, деньги от ПАО «Газпром» перечислялись и на проведение тематических семинаров и конференций компании. Договоры заключались на суммы, не превышающие 499 тысяч рублей, что позволяло избежать проведения тендера. Однако реальные затраты были гораздо ниже — на них было потрачено, к примеру, 80 тысяч рублей, остальные деньги были похищены.
На время следствия все трое отправились в СИЗО. Через год уголовное дело о мошенничестве было передано в Вахитовский районный суд Казани. Фигурантов прибавилось: Герман Дьяконов, Игорь Дубовик, экс-проректор по науке Ильдар Абдуллин, декан факультета технологии переработки каучуков Валентина Шкодич, экс-директор Высшей школы бизнеса КХТИ профессор Екатерина Сергеева, экс-доцента кафедры менеджмента, гендиректор ООО «НПО «Техно-лидер» Аркадий Брысаев, профессор и завлабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов Лилия Джанбекова.
Всем семерым было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.
Уголовное дело экс-проректора КХТИ Александра Кочнева было выделено в отдельное производство.
Уже с первых судебных заседаний процесс по громкому делу обещал быть неординарным. Центром внимания оставался сам Дьяконов — к примеру, на первое слушание дела он не пришел, на следующее его доставили приставы.
«Дело сфабриковано полностью — от и до. У меня есть неопровержимые доказательства. Мы их уже приобщили к делу», — настаивал экс-ректор.
Обнал и подставные фирмы
Действия подсудимых, как выяснилось во время оглашения приговора, суд квалифицирует как мошенничество, совершенное организованной группой. К слову, за такое тяжкое преступление им грозило до 10 лет лишения свободы.
Подельники работали по отлаженной схеме: заключали договоры с аффилированными коммерческими фирмами на поставку различного лабораторного оборудования и расходных материалов, а также на проведение семинаров и конференций.
Одна из первых афер была прокручена в 2013 году, когда Дьяконов дал старт на реализацию проекта по госконтракту на производство брони. Исполнителем «заказа» выступил гендиректор ООО «НПО «Техно-лидер» Аркадий Брысаев. Фирма должна была наладить поставку сверхвысокомолекулярного полиэтилена и твердых панелей и решила закупиться материалами на китайском рынке, естественно, по более дешевой цене — за 600 тысяч рублей.
В дальнейшем приобретенные у китайцев материалы были проданы КХТИ за 2,3 млн рублей — разницу, считает следствие, поделили Дьяконов и Абдуллин.
Еще один эпизод — махинации с премиями. Тогда по госконтракту 44 сотрудникам вуза якобы начислили 28 млн рублей. Однако деньги до работников не дошли.
По всей видимости, все эти миллионы уходили на счета фирм-однодневок.
«Дьяконов дал указания Кочневу о необходимости обналичить часть денежных средств, поступивших на расчетный счет. После чего Кочнев обратился к работнику вуза Игорю Дубовику. Тот подыскал через своих знакомых фирму-однодневку, через которую можно было обналичить деньги. „КНИТУ“ и ООО „Юмитрейд“ заключили фиктивные договора, согласно которым на счет фирмы перечислили более одного миллиона рублей. Затем деньги обналичили», — выяснило следствие.
Стал фигурантом уголовного дела не в первый раз
На оглашение приговора шестеро подсудимых пришли сами — они находились под подпиской о невыезде. Лишь один явился в суд под конвоем.
Оказалось, что экс-проректор КХТИ Ильдар Абдуллин уже отбывает срок за мошенничество. К слову, давно поговаривают, что именно он рассказал сотрудникам правоохранительных органов о многомиллионных аферах в КХТИ и сдал Дьяконова.
Напомним, что свой первый приговор Ильдар Абдуллин выслушал в 2016 году, тогда он был приговорен к шести годам колонии общего режима.
В декабре 2013 года КХТИ были выделены из бюджета 40 млн рублей на закупку лабораторного оборудования. Без проведения тендера Абдуллин заключил договор на поставку оборудования с директором фирмы ООО «Экофарм». При этом его стоимость составила чуть меньше 24 млн рублей. Часть средств из образовавшейся разницы — 8 млн рублей — Абдуллин присвоил.
Помимо этого, Абдуллин сообщил директору ООО «Экофарм» о поступлении 75 млн рублей на закупку лаборатории просвечивающей электронной микроскопии, предложив ему вновь стать поставщиком оборудования. Реальная стоимость поставленного оборудования составила 34 млн рублей. Разницу в 20 млн рублей руководитель фирмы-победителя передал Абдуллину.
Финишная прямая
Перед тем как суд поставил точку в нашумевшем деле, Герман Дьяконов заявил журналистам, что по-прежнему считает себя невиновным.
«Нет ни одного правдивого слова, сказанного в мой адрес. Судить надо не меня, а тех, кто сфабриковал это уголовное дело», — сказал Дьяконов.
Экс-ректор считает, что всё обвинение построено лишь на показаниях двух его экс-заместителей — Кочнева и Абдуллина, которые таким образом пытаются себя выгородить и избежать сурового наказания. Из материалов дела следует, что Кочнев рассказал следствию, что Дьяконов якобы угрожал снять его с должности.
Приговор судья зачитывал два дня. Уже с первых минут стало известно, что ущерб уменьшился до 42 млн рублей. Большую часть суммы срезали по эпизоду с премиями для сотрудников КХТИ — суд посчитал, что в этом случае доказано хищение лишь 9 млн рублей.
Незначительно снизилась сумма ущерба еще по нескольким эпизодам. В махинациях с закупкой материалов в Китае похищенная сумма уменьшилась на 300 тысяч рублей.
Тем не менее суд посчитал, что вина главного фигуранта дела доказана по всем девяти эпизодам. Экс-ректор КХТИ Герман Дьяконов получил семь с половиной лет колонии общего режима. Его адвокат намерен обжаловать приговор.
«Я просил оправдать своего подзащитного. Но когда судья начал зачитывать приговор, я понял, что он получит реальный срок. Хотя приговор превзошел себя. Например, судья зачитывал, что одна из подсудимых передавала деньги Дьяконову. Однако ни на следствии, ни в суде она такого не рассказывала», — высказался адвокат экс-ректора КХТИ.
Семь с половиной лет получил и экс-проректор вуза Ильдар Абдуллин. Как и Дьяконова, суд приговорил его к колонии общего режима.
Остальные получили условные сроки: доцент Аркадий Брысаев и профессор Екатерина Сергеева — по 4 года, ассистент кафедры «Инноватики в химической технологии» Игорь Дубовик и декан одного из факультетов института Валентина Шкодич — по три года, заведующая лабораторией КХТИ Лилия Джанбекова — два с половиной года.
Нет комментариев-