Как перенесли жару посевы и животные в Татарстане?
Сбор овощей со свекольных и картофельных полей в этом году из-за аномальных температур будет ниже среднего, прогнозируют татарстанские агрометеорологи. Урожайность зерновых сейчас составляет примерно 15,5 центнера с гектара, в два раза меньше, чем в прошлом году. Тяжело переносят жару и животные, в 2 – 3 раза снижаются надои молока, говорит руководитель КФХ из Новошешминского района Алена Белоглазова. Практически 40-градусная жара, перевалившая за середину августа, превратила землю в сплошной комок, жалуются фермеры на огромный урон сельскому хозяйству. По данным Гидрометцентра РТ, только первая декада августа в Татарстане в среднем оказалась на 4-5°С теплее обычного, а таким было практически все лето, начавшееся еще в мае.
Какие угрозы несет сельскому хозяйству глобальное потепление?
Мировой океан из-за повышения уровня затопит часть территорий. Людям придется менять посевные площади, отказываться от некоторых культур, сообщил профессор географического факультета МГУ, доктор биологических наук Александр Ольчев. Если вовремя не взять под контроль потребительское отношение людей к природе и сельское хозяйство, засуха может привести к голоду и социальному недовольству. Некоторые вспомнили про страшный голод 1921 года в Поволжье.
Как чувствует себя летом татарстанская электроэнергетика?
Среднесуточные температуры мая и июня этого года в республике 19 C и 22 C почти на 30 % выше прошлогодних (14 C и 16 C), с опережением идет и август. Летнее энергопотребление выросло на 9 % по сравнению с прошлым годом, привели данные в «Региональном диспетчерском управлении энергосистемы Татарстана».
«В этом году в Татарстане целых семь раз превышали ранее установленный рекорд энергопотребления. Последний раз это произошло 3 августа, когда в очередной раз превысили летний максимум – психологическую отметку в 4 тыс. МВт», - заметил директор РДУ РТ Андрей Большаков.
Интересный факт, что на юге рекордное потребление по году случается летом, а в средней полосе – все-таки зимой. И зимний татарстанский максимум в феврале составил 4,5 тыс. МВт при -27 C. В целом в республике за год электросети испытывают разницу температур в 50 градусов.
Страшен ли энергетикам худший экосценарий?
Есть мнение, что в энергетике при аномальных температурах выработка и передача электроэнергии будет снижаться или даже прекращаться.
«Снижения выработки электроэнергии из-за жары у оборудования в Татарстане не замечено. Более того, в целом с начала года даже удалось увеличить выработку энергии на 11 % по сравнению с 2020-м. А из-за расширения металла на линиях, действительно, сокращается предельная величина перетока мощности. Некоторые ограничения ощущаются, но это некритично, поскольку не возникают режимы предельных нагрузок (они теоретически возможны лишь при чрезвычайных ситуациях и массовых отключениях)», - пояснил Андрей Большаков.
Возрастающая доля систем охлаждения в общем объеме энергопотребления летом на качество электроснабжения не влияет, отметили в АО «Сетевая компания». Но от жары провисают провода, в некоторых местах они касаются деревьев, из-за чего может случиться короткое замыкание. Энергетики за этим тщательно следят, а еще охлаждают силовые трансформаторы практически круглосуточно.
Системные операторы планируют нагрузки и долгосрочно, и на каждый час дня с учетом профилактических работ в сетях и прогноза погоды. Поэтому даже если оправдается худший сценарий экологов, энергетики распланируют режимы и под него.
Что будет с дорогами?
Некоторые эксперты обращают внимание на размягчение дорожного покрытия летом. Они считают, что в жару могут деформироваться железнодорожные пути, а это будет снижать скорость поездов, вызовет сход составов с рельсов.
«Не надо валить на глобальное потепление дефекты эксплуатации рельсового пути и аварии. Рельсовое полотно не настолько реагирует на изменение температур. В аномальных температурах нет никакой проблемы для транспорта, если соблюдать нормы техэксплуатации», - уверяет директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Он не отрицает, за последние 30 лет в средней полосе России, а также в Татарстане с общим потеплением стало больше переходов температуры через 0 °C, и это как раз более губительно для асфальта, чем 40-градусная жара. Но за десятилетия инженерный разум научился отвечать новыми технологиями и на такую головную боль для дорожников и автомобилистов.
А как же ледники и вечная мерзлота?
Прогнозируют неравномерный рост температур по земному шару, максимальный придется на северные широты. Опасения за будущее городов и производств на севере эксперты считают напрасным, ведь влияние аномальных температур на вечную мерзлоту – процесс даже не сотен лет, а гораздо большего времени. Таяние льдов имеет свой «плюс» для экономики: возможно, появится дополнительный морской путь в Северном Ледовитом океане. Но к тому, что он превратится в Средиземное море, Михаил Блинкин и его коллеги относятся скептически – за последние годы реальная ситуация в Арктике со льдами больше похожа на температурные качели.
Что предлагают эксперты?
Парниковые газы, которые обвиняют в изменении климата, были всегда, они предохраняют землю от максимальных перепадов температуры, говорит Александр Ольчев. Другое дело, что темпы изменений чрезвычайно высокие. Чтобы удержать заданный Парижским соглашением показатель в 1,5 °С, или хотя бы в пределах 2 °С, нужны немедленные меры на государственном уровне, надо контролировать выбросы в атмосферу метана и углекислого газа. Этим летом в Татарстане создали межведомственную рабочую группу по климатической политике и декарбонизации, куда вошли ученые и производственники. Переход на низкоуглеродную экономику, например, перевод электростанций с мазута и угля на природный газ, требует новых технологий и больших финансовых вложений, замечает и.о. заведующей Центра естественнонаучных исследований Института прикладных исследований АН Татарстана Ирина Плотникова.