Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Индекс эмпатии: как Россия сопереживала Казани из-за трагедии в 175 школе

Индекс эмпатии: как Россия сопереживала Казани из-за трагедии в 175 школе
Трагические события в казанской школе №175 не оставил равнодушным никого. Реакция на трагедию нашла выход и в соцсетях. Sntat проанализировал комментарии в самых популярных городских сообществах “Вконтакте” в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Пермь и Казань.

Кого мы читали и посчитали

Мы проанализировали онлайн-обсуждения в местных сообществах крупных российских городов - Москвы (Москва 24 - https://vk.com/infomoscow24), Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург Live - https://vk.com/spb.live), Нижнего Новгорода (Нижний Новгород - https://vk.com/public79858706), Самары (Новости Самары - Самара life - https://vk.com/life_samara), Уфы (Уфа online - https://vk.com/ufaonline24), Перми (Мой город - Пермь! - https://vk.com/vikiperm) и Казани (Казань | Социальная группа - https://vk.com/kazanushka).

Таблица 1. Информация по сообществам

Таблица 2 представляет общую статистику по массиву данных, с которым мы работали. Ожидаемо, казанское сообщество больше всего уделило внимание трагедии, тогда как соседи из Пермской области за сутки опубликовали 2 записи. Интенсивность обсуждений также представлена в таблице. Интересно, что по количеству комментариев Самара превзошла Казань.

Таблица 2. Количество записей и комментариев

Нас интересует несколько вопросов.

  1. Какие темы превалировали в записях сообществ?
  2. Каким образом шло обсуждение трагедии в комментариях под постами?
  3. Есть ли какие-то особенности в освещении событий 11 мая казанским и не казанскими сообществами?

Посты: “глубокое описание” событий казанцами и поиск контекста соседями

Какими были наиболее частотные слова в записях городских сообществ? Картина здесь весьма интересная. В случае с Казанью частотные слова связаны как с местным контекстом (“гимназия”, а не “школа”), так и с коллективными действиями (донорская помощь). В Санкт-Петербурге в постах о трагедии делается акцент на последствиях события для торговли оружием и так далее (Рисунок 1).

Рисунок 1. Облако слов из записей с разбивкой по городским сообществам

Между тем, гораздо интереснее понять, какие слова формируют дискурс вокруг трагедии в первые сутки после ее совершения в казанском и не казанских сообществах. Здесь мы взглянем на разбивку ключевых слов, то есть тех слов, которые встречаются в Казани с большей относительной частотой, чем в других группах (Рисунок 2). В целом, видно, что сообщения в Казани посвящены описанию событий, более эмоциональны и направлены на коллективное действие (донорство, сбор средств (“Красный крест”)), тогда как в других регионах ключевые слова связаны с последствиями преступления - ужесточение правил, превентивные меры в образовательных учреждениях.

Рисунок 2. Ключевые слова для казанских (синий) и не казанских (красный) сообществ

Далее взглянем более детально на темы, которые упоминаются в записях сообществ. На Рисунке 3 представлены 9 тем.

Наибольшую долю в постах занимает тема, связанная с видео, где сотрудники правоохранительных органов допрашивают убийцу, и другие материалы, снятые очевидцами трагедии. Солидарность и скорбь - две другие темы, активно упоминаемые в записях. Также SMM-менеджеры уделили внимание личности самого преступника (по отрывочным сведениям, доступным в первые часы после массового убийства), законодательным последствиям трагедии, а также самому контексту ситуации (ведь расстрелы в образовательных учреждениях, увы, - не одноразовое явление, а целая тенденция в последние годы).

Рисунок 3. Топики в сообщениях сообществ по теме трагедии в казанской гимназии

Очевидно, что не все темы одинаково представлены в сообществах разных городов. Так, при бинарной разбивке локальных групп (Казань / не-Казань) мы получаем картину, представленную Рисунком 4. Посты с солидарностью, как и ожидалось, характерны для не казанских сообществ. То же самое касается проверки образовательных учреждений, оборота оружия и отсылок к предшествующим нападениям на учащихся школ.

Рисунок 4. Топики и их связь с казанским контекстом

Для Казани характерны сообщения, в которых описываются непосредственно сама трагедия и связанная с ней скорбь. 

Применив сетевой текстовый анализ, мы видим, какие темы семантически связаны друг с другом. Две пары топиков образуют связи: (1) скорбь и солидарность, а также (2) описание события с отсылками к предыдущим аналогичным трагедиям.

Рисунок 5. Сетевой текстовый анализ записей в сообществах

Комментарии: эмоции казанцев vs. анализ ситуации у соседей 

Здесь снова для начала обратимся к наиболее употребляемым словам. Рисунки 6 и 7 демонстрируют это в агрегированном формате и с разбиением по городам соответственно.

Рисунок 6. Наиболее частотные слова в комментариях

Рисунок 7. Наиболее частотные слова в комментариях с разбиением по городам

Картина во многом ожидаемая. Покушение на жизнь самых беззащитных детей никого не может оставить равнодушным. Скорбь, страх, недоумение, поиск виноватых и призывы наказать преступника - именно такие чувства выражают пользователи.

Слова, которые вероятнее всего можно встретить в комментариях из казанского сообщества, связаны с эмоциями от произошедшей трагедии (Рисунок 8). Пользователи других городов склонны смотреть на ситуацию чуть более отстраненно, рассуждая о воспитании, системной безопасности детей, причинах массового убийства.

 Рисунок 8. Ключевые слова для казанских (синий) и не казанских (красный) комментариев

Из Рисунка 9 мы видим, какие топики формируют дискуссию вокруг событий 11 мая в казанской гимназии. Всего их 7: (1) требование наказать “монстра” смертной казнью, (2) соболезнования, (3) нецензурные комментарии “на грани фола” (например, попытки приписать все исламскому вероисповеданию, распространенному в Татарстане) или даже за гранью (сообщения об удалении комментария автором либо администратором сообщества), (4) вопросы к системе безопасности в образовательных учреждениях, (5) доступ к оружию, (6) воспитание детей, (7) системной ситуации с отсылками на предыдущие случаи массовых убийств в школах. 

Рисунок 9. Топики в комментариях

Сетевой анализ комментариев (Рисунок 10) показывает, что соболезнования и сообщения на грани фола связаны друг с другом, равно как и тема охраны школ со всесторонним воспитанием детей (секции, кружки, школа, а не только родители).

Рисунок 10. Сетевой текстовый анализ комментариев

Топики и их связь с локальным (казанским) контекстом представлены на Рисунке 11. Здесь мы находим подтверждение мысли, что казанские пользователи социальных сетей отнеслись к трагедии очень чувствительно в отличие от проживающих в других регионах.

Рисунок 11. Топики в комментариях и казанский контекст

Мы можем пойти чуть глубже и посмотреть на статистическую связь топиков и городов (Таблица 3). Сообщения на грани и за гранью фола встречаются во всех сообществах независимо от локации. О необходимости всестороннего воспитания детей как системном решении проблемы не говорят только москвичи. Также интересно, что соболезнования выразили не во всех городах. В лидерах Казань, Москва, Питер, Самара и Нижний Новгород.

Таблица 3. Темы, статистически коррелированные с городами

Наконец, попытаемся ответить на вопрос о том, какие комментарии больше всего получают одобрение со стороны других участников сообществ. Под одобрением в этом случае мы подразумеваем через количество «лайков». Соболезнования, охрана школ, упоминание смертной казни, а также акцент на системности проблемы вкупе с тезисом о всестороннем воспитании детей коррелируют с популярностью комментария.

Таблица 4. Результаты регрессионного анализа “лайки комментария ~ темы в комментариях”

Подытоживая этот экспресс-анализ дискуссий по теме трагедии в казанской гимназии №175, отметим, что эмоциональная составляющая выступает отличительной чертой казанских пользователей и сообщества. Объяснение в этом случае на поверхности: город столкнулся со страшной ситуацией, жертвами которой оказались дети и их первые (и, к сожалению, последние) наставники. Задача каждого адекватного человека - не допустить повторения трагедии 11 мая. Хочется верить, что эмоциональный накал последних дней утвердил жителей города в этой мысли.

Методика исследования

Группы были отобраны по двум критериям: городская тематика и численность (выбор пал на наиболее массовые). Изучать досконально особенности сообществ во всем их многообразии, с которым можно столкнуться при поиске информации через стандартный поиск ВКонтакте, мы не стали. Поэтому не исключаем, что в каждом из городов есть более релевантные места для локальных дискуссий, которые не доступны для аутсайдера, не стремящегося вникнуть в местный контекст.

Записи сообществ вместе с комментарием были получены через официальный API ВКонтакте спустя сутки после трагедии (к полудню 12 мая). Из полученного массива мы отобрали те посты в сообществах, которые были посвящены казанской трагедии, а также комментарии под ними. Мы не включили записи, которые содержали только картинку или видео без текста. Кроме того, в ряде случаев API ВКонтакте не выдал комментарии к некоторым постам (такое произошло 4-5 раз, то есть существенно на качество датасета это не повлияло).

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев