22 марта, проехав 700 километров из Камского Устья до села Киргиз-Мияки в Башкортостане, команда Фирдуса Тямаева была поставлена перед фактом, что запланированный концерт в селе не состоится. В Доме культуры отключили электричество. Объяснили это угрозой короткого замыкания из-за воды в подвале. После того как артист сам спустился в подвал и указал, что никакого потопа там нет, стали придираться к документам — якобы у Тямаева нет маршрутного листа.
Фирдус Тямаев в соцсетях выложил пост, где высказал свою версию произошедшего. Он считает, что срыв концерта может быть связан с его выступлением в защиту горы Куштау.
24 марта стало известно, что апрельские концерты Тямаева в Уфе и Стерлитамаке тоже не состоятся.
Министерство культуры Башкортостана прокомментировало отмену концерта в Киргиз-Мияки. Министр культуры РБ Амина Шафикова возложила всю вину на самого артиста. «Очень жаль, что бытовая проблема, связанная с прорывом трубы в Доме культуры, так эмоционально политизирована Фирдусом Тямаевым и ставит под сомнение большую работу по сохранению татарской культуры в Башкортостане», — написала министр в Инстаграме.
«Артист выступает перед народом, и народ его выступление воспринимает как правду. Поэтому прежде чем кого-то обвинять, все надо выяснить. Я лично готова встретиться и обсудить ситуацию, конечно, если у нас мужчины не готовы делать заявления только в соцсетях», — пишет она.
Но надо отметить, что у татарских артистов не впервые возникают подобные проблемы в Башкортостане.
В 2014 году гастроли Альметьевского театра в соседней республике закончились скандалом. Театр сыграл спектакль татарского классика Тази Гиззата «Смелые девушки», в котором есть сцена с упоминанием башкирской национальности одного из персонажей. По тексту неопрятного шакирда (башкира) медресе врач (татарин) призывает к чистоте. Кто-то усмотрел в этом повод для политического скандала. Гастроли были сорваны, театр обвинили в желании унизить башкир. Тогда еще первый заместитель министра культуры Татарстана Ирада Аюпова была вынуждена принести извинения.
В марте 2019 года Всемирный курултай башкир обратился к руководству Татарстана с требованием ввести цензуру на выступления татарского артиста Данира Сабирова. В программе юмориста был номер с пародией на танцы разных народов. Члены курултая заявили, что пародией на башкирский танец артист «плюет в душу башкирского народа», «оскорбляет чувства народа». Курултай потребовал отменить его концерты в Башкортостане. Данир Сабиров извинился, его концерты были перенесены. И это несмотря на то, что видео вышло не в 2019 году, а намного раньше, запись уже давно есть в интернете и ее уже успели просмотреть тысячи людей, а артист исключил этот номер из своей программы, так как он устарел. Кому и зачем было нужно поднимать скандал из-за этого в 2019 году — осталось тайной.
Певица Иркэ в феврале заявила, что ее концерт в Нефтекамске запретили. «В Уфе концерт состоялся, а в Нефтекамске — нет. Мы это узнали поздно. Заведующая домом культуры сказала, что отменили из-за пандемии», — прокомментировал тогда концертный директор певицы.
Что происходит с концертами татарских артистов в Башкортостане, из-за чего поменялось отношение властей к представителям татарской культуры? Узнали мнение самих артистов, историков и политиков.
«Если не получится, придется продать квартиру»
Фирдус Тямаев разговор с журналистом ИА «Татар-информ» начал с новостей: его концерты в Уфе и Стерлитамаке, запланированные на начало апреля, перенесены. «Директорам домов культуры сказали, чтобы Тямаеву разрешили концерты только в октябре. Приказа сам не видел. По каким причинам мои концерты переносятся? Все это очень странно.
Мы обратились к юристам в Москве. Нюансов очень много. Министр культуры Башкортостана на наши вопросы не дала четкого ответа. “В чем меня обвиняете, почему мне не даете маршрутный лист?” — спросил я. Якобы я в Стерлитамаке нарушил требования Роспотребнадзора.
Сколько было разрешено пускать зрителей в зал, столько мы и пустили. Я же не идиот, чтобы в другой республике нарушать требования. Когда люди встают и аплодируют, всегда кажется, что зал полный. И этот вопрос мне должен ставить Роспотребнадзор, а не Министерство культуры.
Я себя чувствую теперь каким-то врагом народа. Если это продолжится, летом соберу своего зрителя из татар, башкир, русских и дам бесплатный концерт на открытом воздухе на границе Татарстана и Башкортостана. Я не позволю смеяться над моим зрителем. Это будет концерт дружбы. Может быть, тогда поймут, что мы народы дружные, единые. Мы, артисты, не имеем отношения к политике. До этого такой вопрос не поднимался. Потому что многие артисты из Башкортостана сегодня спокойно работают в Татарстане. Артистам, всю жизнь проживавшим в Башкортостане и переехавшим в Татарстан, можно давать концерты и в Татарстане, и в Башкортостане.
Тяжело на сердце, я остался в одиночестве. Все, кроме Ильсии (Ильсия Бадретдинова, певица. — Ред.), разбежались. Но зато я понял, что мой народ меня очень любит. Уже второй день люди мне пишут, звонят. Адвокаты, юристы предложили безвозмездную помощь. Говорят: “Мы помогаем, чтобы защитить два народа. Мы с тобой!” Молодые пишут, татары, башкиры: “Фирдус абый, мы любим твое творчество, ты наш любимый певец, живем твоими песнями”.
Поеду с гастролями по деревням Татарстана. Расходов очень много, мне надо содержать группу. Если не получится, придется продать квартиру. Этого хватит полгода платить группе зарплату. Аппаратуру, автобусы продавать не могу, они мне нужны. И так восемь месяцев сидели без работы, 80 концертов висели в Башкортостане. Ничего не поделаешь. Мое состояние понимают моя семья, мама, моя группа. Мама все время плачет, переживает. Ей звоним, говорим, что есть хорошие новости.
Вы же видели, как меня встречали в Мияках, как проводили! Это еще маленький район. Представьте, если бы это произошло в Уфе, в большом зале! Могло бы дойти до драки.
Это давление идет уже несколько лет. Как-то нас долго не пускали в Туймазы. В Чекмагуше были трудности с концертами, пустили только когда мы пригрозили сообщить федеральным СМИ.
Власти Миякинского района не извинились ни передо мной, ни перед людьми. Даже небольшие наши шалости превращают в политику. Когда спел про хоккей, пошли СМС с угрозами, по ночам звонили. Теперь наше терпение лопнуло. Это до меня в соцсетях люди опубликовали. Сейчас век интернета.
Я благодарен моему татарскому народу, моему башкирскому народу. Эти события стали испытанием для двух наций. В тяжелые моменты мы должны поддерживать друг друга, быть стойкими», — рассказал Фирдус Тямаев.
«В сфере искусства каждый год возникает какой-нибудь скандал»
Народный артист Башкортостана Анвар Нургалиев считает, что ситуация преувеличена, а для журналистов это просто повод зацепиться за очередной скандал.
«Очень уважаю Фирдуса, он мой друг. Расстроился, узнав, что он оказался в таком положении. Отдел культуры Миякинского района не должен был допустить таких событий.
Что касается маршрутного листа, то он у нас всегда был. Составляешь соглашение на авторские права, идешь в Минкульт и оформляешь маршрутный лист. Такой документ у артиста должен быть. Мы артисты, хоть и не зависим от Минкульта, дома культуры все напрямую к нему относятся. Поэтому парадокс и возникает.
Мне кажется, эти вещи не нужно было через соцсети выносить на публику. Если нарушены ваши права, надо решать через суд. Нельзя противопоставлять татар и башкир. Играют с огнем. Многие ведь не до конца понимают, что произошло. Вот и мне теперь пишут множество оскорблений.
Меня везде прекрасно принимают. Моим коллегам по цеху тоже должны быть открыты двери — в Татарстане, Башкортостане, хоть на Чукотке.
В Мияках бывают случаи отключения электричества. Я сам сталкивался с подобным. В Чекмагуше как-то пришлось петь в темном зале под баян. Но если в этом случае отключение электричества было лишь поводом, надо было заранее сказать, что не пустят. А так получается какая-то детская игра.
Я стараюсь показывать сплоченность двух братских республик. У меня в группе и башкиры есть, и татары. А сейчас мне пишут: “Фирдуса выгнали, и тебя надо выгонять”. В чем виноват артист, в чем вина зрителя, скажите?
Любую ситуацию можно решить. Надо быть немного сдержаннее, сделать паузу. Это нельзя делать сгоряча. На нас, артистах, лежит большая ответственность. Артист должен отвечать за свои слова, потому что за ним идут массы. Надо быть очень осторожными со словами.
Я сам истинный татарин, но живу в Башкортостане. Мои переживания и радости — с ними. Такие вещи очень бьют по нашему авторитету.
Такие случаи в первую очередь должны регулировать администраторы. Пусть соберутся администраторы Ильсии, Фирдуса, других артистов и идут в Минкульт или пишут письмо. Если ответ придет отрицательный, пусть защищают свои права через суд. Это не делается через Инстаграм, Инстаграм доводит людей до драки.
У нас в сфере искусства каждый год какой-нибудь скандал. В прошлом году все вместе давили на певицу Иркэ. Она не мой друг, сразу говорю. Для меня она просто певица. Целыми семьями в Инстаграме рассказывали о ней. А посмотрите на Салавата абый! Такой большой артист, вы хоть раз видели, чтобы он обращался через Инстаграм? О чем это говорит? Мы и Салават абый — артисты разного уровня!» — сказал Анвар Нургалиев.
«Это непродуманная политика»
Историк Ильнур Миргалеев полагает, что эти события могут быть связаны с политикой, и в этом случае подобные вещи будут происходить и дальше.
«Сам Фирдус Тямаев объясняет срыв концерта в Мияках его позицией по Куштау, недавно выпущенной им патриотической песней “Татарлар” и песней в поддержку фанатов “Ак Барса”. Если это такая национальная политика, то у нее будет продолжение — значит, впредь в Башкортостан не будут пускать и других татарских артистов. В апреле у Фирдуса запланированы концерты в Уфе и Стерлитамаке. Если возникнут трудности в их организации, мы можем сказать, что здесь действительно идет какая-то политически направленная работа. Если это национальная политика, значит, нарушаются законы. На основе этих законов артисты имеют право знать, по какой причине они не могут выступать в Башкортостане.
Чего можно добиться вот таким образом — вырубая электричество, отправляя обратно пришедших в Дом культуры отдохнуть людей? К чему может привести эта политика? Мы же видим на записи — люди очень возмущены. Жизнь и так сложная, экономически сложная. Нынешняя ситуация непростая и для чиновников — люди на грани. Главная задача власти — обеспечить стабильность, не допустить скандала. Но нельзя управлять людьми такими методами — срывая концерты. Собрать тысячу человек на концерт и отправить обратно. Эти тысяча человек там же могут и митинг устроить. Или это такая непродуманная политика. Мы же видим на видео, как люди разгневаны на главу отдела культуры, какими словами народ его выгоняет, он практически сбежал оттуда.
Хочу обратить внимание еще на одну вещь. Об этом активно должны высказаться и другие татарские и башкирские артисты. Они ведь тоже варятся в этой среде. Политика — палка о двух концах. Если государственные деятели собираются делать политику, то и артисты могут. И так вокруг много политики. Нельзя раздувать, осложнять эту ситуацию, надо успокоить людей», — считает Ильнур Миргалеев.
«Некоторые национальные деятели не любят татар»
Кандидат исторических наук Тагир Каримов причину срыва концерта Фирдуса Тямаева видит в другом.
«Не надо искать в этом какие-то политические игры. Скажу вам сейчас, что на самом деле происходит. Просто некоторые национальные деятели не любят татар. Если надо сделать какую-то подлость, они это сделают.
В 90-х я заходил в Министерство образования Башкортостана, и мне один из сотрудников в лицо сказал: “Татары "пожирают" башкир”. Оказалось, это он о том, что башкирские девушки выходят замуж за татар. Я сам из села Катаево Бакалинского района Башкортостана. Только из нашей деревни три студента женились на башкирках.
Но причина не только в этом. Татар не любили всегда, и в советское время это было. Поэтому я ничуть не удивлен тому, что случилось в Фирдусом Тямаевым. Они специально сделали эту подлость.
Фирдус выступал за Куштау — из-за этого тоже может быть. А посмотрите, как они раздули, когда наши фанаты по ошибке кричалками заглушили гимн Башкортостана! Наши фанаты ничего плохого не замышляли. Они, видимо, думали, что гимн закончился, сейчас начнется игра. Хорошо еще, на радость нам «Ак Барс» победил и вышел в полуфинал, показал себя как сильная команда.
Я автор восьми книг по истории. Для сбора материалов мне приходилось ездить в Национальный архив Башкортостана. Тогда я и на себе чувствовал косые взгляды, старались по-всякому создавать трудности моей работе.
Что сейчас делать татарским артистам? Во-первых, у нас есть заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев, который занимается национальными вопросами, а также в Башкортостане есть постоянное представительство Республики Татарстан. Эту ситуацию можно решить лишь на государственном уровне. Если власти Башкортостана дадут команду, все препятствия перед татарскими артистами исчезнут. Этот вопрос должны решить правительства двух республик, связавшись между собой, я другого пути не вижу», — сказал Тагир Каримов.
«Пусть подают в суд!»
Народный писатель Татарстана, депутат Госсовета РТ Ркаиль Зайдулла призывает татарских артистов активно защищать свои права.
«Сегодня определенные силы очень хитро используют пандемию для своих целей. Якобы в прошлом году было указание главы Башкортостана не пускать артистов. Такого документа я сам не видел. Существует ли он на самом деле — неизвестно. Но ведь Фирдус Тямаев еще до поездки в Киргиз-Мияки давал концерты в других сёлах и городах Башкортостана.
Тямаев исполняет песню “Татарлар”. Думаю, это разозлило башкирских чиновников. Они вообще стараются не использовать слово “татары”. Эту политику разделения они ведут и в других регионах. Едут в Астрахань, проводят мастер-классы, местным татарам говорят, что они не татары, а ногайцы. В Сибири сибирским татарам говорят, что они отдельный народ, не имеют отношения к татарам. Думаю, срыв концерта под надуманным предлогом тоже часть этой политики. Видите ли, в подвале вода, нет маршрутного листа... Маршрутного листа у нас в Татарстане вообще нет. Это же оставшаяся с советских времен волокита. В те времена Минкульт проверял, что поет артист, что говорит на концертах.
Из-за фанатов «Ак Барса» подняли настоящий скандал, раздули беспредельно.
А установка новых стел в районах Башкортостана — их ведь ставят в северных и северо-западных районах, где преимущественно живут татары. Названия племен пишут, как будто это башкирские роды. Осведомленные в истории знают: перечисляемые ими племена — это остатки родов Золотой Орды. Они раньше входили в Ногайскую Орду. У них не было ничего общего с нынешними башкирами. Ладно, это вопросы исторические. Здесь ведь не речь не идет о том, кто были наши предки. Кем сегодня себя считает человек, представителем какой культуры — вопрос в этом. Не должно быть никакого давления. А здесь отчетливо видно, что идет административное давление на людей.
Стоит отметить, здесь башкирский народ не виноват. Маленькие отдельные группы пытаются навредить целостности татарского народа. В срыве концерта Тямаева я увидел одно из проявлений этой политики.
Башкортостан и Татарстан — субъекты одной Федерации. У нас нет каких-то государственных границ. Но в ХХI веке артисты могут защищать свои права. Пусть подают в суд. Если другие артисты ездят, им разрешено заполнять залы, у них нет права, ссылаясь на пандемию, запрещать концерты наших артистов. Надо через суд защищать свои права», — сказал Ркаиль Зайдулла.
«После таких скандалов недалеко и до беспорядков»
Депутат Государственного Совета Республики Татарстан Рамиль Тухватуллин выразил свою позицию.
«Эта проблема появилась не сегодня. Уже сколько лет артисты сталкиваются с этим — где-то пускают, где-то нет. Это по озвученным самими артистами примерам.
В первую очередь нельзя забывать то, что мы живем в Российской Федерации. У нас есть Конституция, наши законы. Они должны быть одинаковыми для всех. Эти случаи похожи на самоуправство или какой-то саботаж. Отдел культуры в районах очень редко берет на себя такую ответственность. В большинстве случаев директива спускается сверху. А если спущено сверху, это уже касается политики. Не хотелось бы, чтобы была такая целенаправленная политика. Потому что возник большой скандал. После таких скандалов недалеко и до беспорядков. Это опасная, напряженная ситуация.
Наши артисты — уроженцы Башкортостана спокойно работают и выступают в Татарстане. Если артистам не дать спокойно работать, то это ни к чему хорошему не приведет.
Я тут вижу кампанию перед переписью. Артистов много, они продвигают нашу национальную культуру.
Я вчера смотрел комментарий министра культуры Башкортостана по этому поводу. Они просят не политизировать. Но наша татарстанская сторона это не политизирует. Мы добром отвечаем на зло. Иногда нашу интеллигентность, великодушие воспринимают как слабость.
К этому вопросу вообще надо подойти серьезно. За этим стоит беспокойство. В век новых IT-технологий ничего нельзя скрыть. Наши артисты нуждаются в защите.
У нас есть соглашения между двумя республиками. Я выступал на ТНВ в передаче «Точка опоры». Это моя официальная позиция как депутата. Сеющих раздор между нашими народами максимум двадцать человек. Потому что народ не борется против народа. У нас есть и обязанность, и права защищать интересы татар в Башкортостане. Если такие случаи участятся, то, я считаю, власти должны сказать свое слово.
У нас уже были такие случаи. Например, после спектакля Тази Гиззата “Смелые девушки” пришлось извиняться. Конечно, если так продолжится, мы хотим заявить свою позицию, донести ее. Не в виде упреков, приказа или требований. У межнациональных отношений всегда бывают какие-то условия. Вообще должен быть конструктивный диалог», — подчеркнул Рамиль Тухватуллин.
«Деньги нужны всем — и казанским, и уфимским артистам»
Заслуженная артистка Башкортостана Фируза Париж рассказала, что в Башкортостане все артисты гастролируют на основе маршрутного листа. «Если честно, я не поняла, что произошло. Показалось, что вышло какое-то недоразумение. Потому что я до этого не слышала, чтобы были какие-то требования не пускать казанских артистов в Башкортостан.
Что касается маршрутного листа, то три-четыре года назад мы сами зашли в Министерство культуры республики с просьбой ввести маршрутные листы не только для артистов Татарстана, но и для артистов нашей республики.
У нас в Башкортостане маршрутный лист требуется. В любой район, город мы едем по нему. Потому что без маршрутного листа артисты в одни и те же места едут друг за другом или в одном городе может быть несколько концертов. Чтобы был порядок, мы сами попросили ввести эту систему. Мы составляем этот лист, показываем в Минкульте. Если они нам говорят, что в каком-то селе или городе уже есть заявки, то мы быстро меняем маршрут.
Я 25 лет на сцене. Маршрутные листы как-то отменили, и начался хаос. И мы попросили сами, чтобы такого беспорядка не было. Потому что деньги нужны всем. И казанскому, и уфимскому артисту. Но сама уже два года с концертами не выступаю. Почему Фирдусу не дали маршрутный лист — ответить не могу. Не согласна также с тем, что все это произошло из-за поддержки Фирдусом горы Куштау. Артиста нельзя связывать с какой-то горой, политикой. Артист принадлежит народу», — считает певица.
Нет комментариев-