День памяти всех павших при взятии Казани сделали «плавающим». Что это значит для татар?

Рассказываем о затеянном ДУМ РТ «переезде» Дня памяти всех павших при взятии Казани от войск Ивана Грозного на новую дату.

День памяти всех павших при взятии Казани сделали «плавающим». Что это значит для татар?

Что случилось?

Вчера ДУМ РТ ввело в официальное поле и одновременно «обновило» дату Дня памяти всех павших при взятии Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году.

По подсчетам Духовного управления, памятная дата приходится на 13 день месяца шавваль по хиджре. При этом, хиджра - мусульманский календарь, который не так стабилен, как привычный нам григорианский, и высчитывается по лунным фазам.

Что мы имеем: до вчерашнего дня Хәтер көне всегда отмечался 15 октября, а теперь дата стала плавающей. К примеру, в этом году День памяти всех павших при взятии Казани пришелся на 25 мая.

Помимо этого, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин предложил посвятить Хәтер көне всем батырам и героям татарской нации, не ограничиваясь только событиями 1552 года. 

С нами останутся две даты

«Я не вижу здесь попытку заместить день падения Казанского ханства 15 октября - речь просто о высчитывании даты по хиджре (а там, как известно, дата плавающая). Думаю, здесь нет никакого противоречия, потому что, чем чаще мы будем вспоминать те события и павших героев, тем лучше для исторической памяти, - считает историк, политолог Руслан Айсин. - То, что 15 октября останется – я уверен. Этот день уже отпечатан в исторической памяти, он проводится с 1989 года. Думаю, две этих даты должны друг друга взаимно дополнять и выступать общим фронтом».

Предложение муфтия РТ о посвящении Хәтер көне всем батырам и героям татарской нации Руслан Айсин называет «здравой инициативой», поскольку история татарского народа «очень обширная, и появление дня поминания героев – отличная идея».

wikipedia.org

Безобидное уточнение даты или риск ухода в релятивизм?

«Это можно расценивать, как некую пиар-кампанию ДУМ РТ и никакого отношения к исторической действительности это не имеет», - считает этнолог, доктор исторических наук Искандер Измайлов.

Эксперт указывает на значительную разницу между мусульманским календарем, который высчитывается по лунным фазам, и григорианским. Последний – более стабильный, он отвечает тем фазам которые Земля проходит вокруг Солнца. Лунный календарь в этом смысле – плавающий.

«По общепризнанной хронологии, взятие Казани произошло 2 октября 1552 года. Если это произошло 13 шавваля, то, поскольку это плавающая дата, за эти столетия она так прокрутилась вокруг годового цикла, что каждый раз мы будем проводить День памяти в разные даты. Таким образом у нас может сложиться релятивистское сознание, то есть, мы потеряем настоящую нить исторических событий», - беспокоится Искандер Измайлов.

Эксперт указывает на то, что принятие ислама Волжской Булгарией тоже имеет свой эквивалент в мусульманском календаре. Значит и оно должно каждый год отмечаться в разные даты? Почему день памяти всех павших при взятии Казани должен быть плавающим, а все другие – нет?

wikipedia.org

Что не так с татарской исторической хронологией?

На фоне «обновления» даты Хәтер көне невольно вспоминается и «двойственность» даты принятия ислама. Мы решили узнать у экспертов, что происходит с нашей исторической хронологией.

Рамиль Гали

«Дело не в татарах и не в татарских ученых, которые, к слову, выступали против произвольного назначения в качестве государственных праздников каких-то дат, признанных праздничными днями, но при этом не имеющих научного обоснования. Проблема в политиках и чиновниках. Это проблема их безграмотности – они превращают историю в какую-то релятивистскую вещь. Полностью исказить историческую картину трудно, но такое желание почему-то всегда есть.

Давайте разработаем свой татарско-мусульманский годовой цикл праздников. Тогда у нас будет свой День памяти батыров, свой День матери, свой День труда, свой День знаний и так далее. Наверное, надо действовать системно. На мой взгляд, во всем этом заметна спонтанность и некий произвол», - резюмирует Искандер Измайлов.

Точки над «i»

Редакция обратилась в ДУМ РТ с просьбой о комментарии. В первую очередь, нам объяснили, что дата «13 день месяца Шавваль» указана в известном труде авторитетного ученого, исследователя истории и культуры татар, археологии Казани Михаила Худякова «Очерки по истории Казанского ханства».

Также в Духовном управлении уточнили, что День памяти всегда отмечался по пятницам, наиболее близким к 15 октября, в стенах мечети Кул Шариф. Но в связи с тем, что пятничный день был «плавающим» из года в год, аксакалы ДУМ РТ приняли решение зафиксировать эту памятную дату конкретным днем по мусульманскому календарю.

«Считаем, что привязка этой даты к мусульманскому календарю позволит привить мусульманам национальное самосознание и сделает для них привычным ожидание и наступление Хэтер коне после завершения священного месяца Рамазан», - комментирует пресс-служба ДУМ.

Полный текст ответа вы можете прочесть здесь:


Комментарии
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.