Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Глобальная кладбищенская перепись в Татарстане: итоги проекта «Казанские некрополи» и фронт учета прошлого

Глобальная кладбищенская перепись в Татарстане: итоги проекта «Казанские некрополи» и фронт учета прошлого
В первые рабочие дни нового года проект по поиску и учету исторических захоронений «Казанские некрополи» представил предварительные итоги начального этапа своей работы. Как считали прошлое и о чем грезят инициаторы движения – в материале «Татар-информ».

10 мемориальных наставлений Минниханова

По всей территории Татарстана намечается тотальная перепись кладбищенских захоронений. В рамках проекта «Казанские некрополи» исследованы два древних кладбища города – Арское и Новотатарское и работа продолжается. Итоговой чертой такой переписи стали 10 адресных поручений Президента РТ по сохранению некрополей в достойном виде. 

Поиск и каталогизации исторических захоронений видных деятелей, как напомнила помощник Президента РТ Олеся Балтусова, начались в столице республики после коллективного обращения активных общественников к главе региона осенью 2016 года.

В письме говорилось, что казанские некрополи и древние кладбища республики нуждаются в исследовании, изучении и составлении реестров. Для этого необходима организация научно-экспертной работы. Соответствующую работу мы организовали – в аппарате Президента, в департаменте внутренней политики совместно с Обществом охраны памятников, Институтом истории Марджани. Распоряжением Кабинета министров РТ 2 млн 766,8 тыс. рублей были выделены для организации этой работы», – сообщила Балтусова.

За полтора года при участии краеведов, историков, специалистов Института истории имени Марджани Академии наук РТ удалось описать, отыскать считавшиеся утраченными и каталогизировать 3 тыс. могил выдающихся личностей.

«Дано поручение проработать включение в муниципальные программы благоустройства территории Казани на 2019 – 2021 годы средств на благоустройство Арского и Новотатарского кладбищ. Министерству культуры РТ и совету ректоров вузов РТ дано поручение внести предложения по установлению опеки, то есть по созданию попечительских советов над захоронениями выдающихся личностей», – рассказала Балтусова.

«Мемориальные наставления» Президентом Татарстана даны сразу нескольким ведомствам. Поручения должны обеспечить ранее по сути отсутствовавшие централизованный ремонт и благоустройство кладбищ, и в итоге увенчаться установкой туристических указателей (навигации) к захоронениям именитых людей прошлого. 

Математика захоронений

Между тем, только на Арском кладбище Казани, как сообщил историк-краевед Анатолий Елдашев, не менее 240 тыс. захоронений. Погост существует около четверти тысячелетия, документально – со времен Екатерины II, и к настоящему времени здесь сохраняются порядка 10% погребений дореволюционного периода.

При этом и на Арском, и на Новотатарском кладбищах есть могилы, даже по представительным надгробиям которых порой не удается установить, кто под ним захоронен. Все такие памятники, сообщила инициатор движения «Казанские некрополи» Любовь Агеева, сфотографированы и с помощью реставраторов надписи на них будут пытаться восстановить. Даже если это не удастся, единица погребения будет внесена в виртуальный реестр на городском сайте cemetery.kzn.ru в разделе «Некрополь».

Внесение в такой реестр, как пояснил первый заместитель начальника Управления информационных технологий и связи исполкома Казани Артем Тараев, – своего рода гарант сохранности могилы. Федеральное законодательство, напомнил он, гарантирует для любого захоронения неприкосновенность в течение 25 лет.

«Это правило, которого сейчас придерживается Казань. И неважно, сколько им лет: после 90-х годов ни одно, даже старое захоронение не исчезло», – подчеркнул Тараев.

Сайт cemetery.kzn.ru был запущен еще в 2014 году. Сейчас он содержит информацию примерно о 250 тыс. упокоенных на 13 городских кладбищах (вкладка «Кладбища»). Поиск помогает узнать, где находятся погребения, осуществлявшиеся с 1990 года. Пополнение базы ведется в реальном времени – день в день. Кроме того, в электронный вид по сохранившимся кладбищенским архивам начали переводить информацию о более ранних могилах.

«Сейчас у нас есть кладбища, где данные идут уже за 1970-е годы. Это тоже важный этап, потому что через какое-то время они тоже могут быть утеряны. Мы хотим два процесса здесь объединить: поиск тех, кого уже мы потеряли или можем потерять, и навсегда оставить в истории тех, кого захоранивают сейчас, чтобы информация о них никуда не пропала», – пояснил Артем Тараев.

Вкладка «Некрополь» (по историческим захоронениям) пока работает только в демоверсии и недоступна широкому кругу пользователей. Потребуется не меньше полугода, считает Агеева, чтобы сформировать, уточнить, дополнить и при необходимости исправить данные о людях, внесенных в реестр выдающихся людей, упокоенных на Арском и Новототарском кладбищах. После этого каталог, составлением которого движение «Казанские некрополи» занималось с 2017 года, будет открыт всем пользователям Интернета.

«Сайт будет заполняться не сразу – нам нужно в интернет-версию перевести 3 тыс. [статей о захороненных людях]. Сетевую версию мы можем бесконечно дополнять, а с изданием печатного реестра мы не торопимся. Было бы хорошо, если бы мы это сделали на будущий год», – сказала Любовь Агеева, акцентировав на том, что принимаются замечания и уточнения информации от родственников внесенных и пока еще не внесенных в реестр деятелей.

На 2019 год, кроме объединения баз данных актуальных и исторических захоронений, запланирована Управлением по организации ритуальных услуг Казани и всеобщая перепись могил Арского кладбища. Регистрировать и вносить в виртуальный реестр обещают все без исключения, в том числе, обезличенные временем захоронения.

«Перепись [на Арском кладбище] проводилась уже не один раз и сейчас будет новая перепись. Не тронут старых могил, поскольку не могут соблюсти процедуру официального отказа от них. Как Управление [по организации ритуальных услуг] утверждает, времена, когда могилы исчезали, закончились. Будем верить, надеяться, что это именно так», – сказала инициатор движения «Казанские некрополи» Любовь Агеева.

В 2019 же году в пилотном режиме начнется уточнение мест расположения захоронений с привязкой к координатам кладбища поселка Мирный.

Наша картография – это что-то похожее на методологию Росреестра. Изначально есть участки, к которым потом привязывается тот, кто на них находится. В нашем случае есть такие места, где захоронены по 20 человек в рамках одного небольшого участка, т.е. глубина захоронений очень высокая. В дальнейшем мы планируем сделать геопривязку для всех захоронений в городе», – поделился планами Артем Тараев.

Кладбища-музеи

Как напомнила заместитель председателя Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) Фарида Забирова, ученые Института истории Марждани Академии наук РТ досконально исследовали древнее мусульманское кладбище «Бишбалта», и сейчас некрополь проходитстадию присвоения особого охранного статуса достопримечательного места.

Следующими претендентами на гарантированную охрану государством как достопримечательных мест станут Арское и Новотатарское кладбища, первичное изучение которых провели «Казанские некрополи».

Пока статус особой исторической ценности погостам не присвоен, эксперты намерены здесь локально юридически защитить некоторые захоронения. 12 могил видных деятелей (по 6 на каждом из погостов) предлагается внести в список объектов культурного наследия республики. Сейчас таковыми на территории Татарстана считаются лишь 38 могил, в числе которых нет, например, ни татарского просветителя-богослова Шигабутдина Марджани, ни купца-хлебопромышленника Якова Шамова. Чтобы внести каждую могилу в перечень объектов культурного наследия, рассказала Забирова, необходимо соответствие 14 позициям (требованиям).

«Исторические справки по Арскому кладбищу готовы, по Новотатарскому сбор информации завершается. Но там проблема с картографированием – нам нужна привязка [к геолокации]. После картографирования будет все сдано в Министерство культуры Татарстана», – пояснила эксперт Минкульта России.

Она также подчеркнула, что критерии отбора личностей, чьи могилы достойны статуса объектов культурного наследия, аналогичны критериям отбора персон при составлении энциклопедии.

«Я, конечно, согласна с Саначиным (Павел Саначин, архитектор, историк-краевед, заявивший на пресс-конференции ТИ, что выделять по значимости захоронения кого-либо некорректно, нужно придавать охранный статус всей территории исторического кладбища – Ред.). Нужно рассматривать их [кладбища] целиком – как целый объект, достопримечательное место, а не отдельными могилами. Но в рамках реестра (проекта “Казанские некрополи” – Ред.) средства выделены на единичные захоронения», – подытожила Фарида Забирова.

Обе процедуры: присвоение статуса достопримечательного места древнему мусульманскому кладбищу «Бишбалта» и внесение в список объектов культурного наследия 12 могил выдающихся деятелей, упокоенных на Арском и Новотатарсокм погостах, планируют завершить в первом полугодии текущего года.

Особый охранный статус позволит считать исторические кладбища своеобразными музеями под открытым небом, наподобие известных во всем мире древнейших городов мертвых. Наглядными примерами актуальности такой инициативы уже сейчас могут считаться монументальные, величественные склепы и захоронения старообрядческого купечества, погребения иудеев с древними, необычной формы надгробиями и метками звездой Давида. 

К слову, передовиком в области работы с мемориальными захоронениями Фарида Забирова назвала город Елабугу. На балансе у Елабужского государственного музея-заповедника находятся японское, австро-венгерское и православное кладбища. Все они инвентаризированы и содержатся под присмотром музейщиков, которым, кроме того, удалось, привлечь в проект японских инвесторов. Постепенно к проекту каталогизации захоронений подключаются и другие музеи республики, активно проявили себя Тетюшский, Мензелинский и Мамадышский районы.

«Это только начало. Мы ждем огромную еще работу впереди по всей республике», –подвела первые итоги проекта помощник Президента РТ Олеся Балтусова.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев