«Голый бизнес»: какие предприятия продаются в Казани и стоит ли покупать, разбирались для вас

После режима самоизоляции в Татарстане постепенно начинает активизироваться местный рынок. Однако владельцы крупных ресторанов и баров, столовых и магазинов распродают свой «готовый бизнес». О том, почему предприниматели массово избавляются от своего дела и стоит ли его покупать, – в материале ИА «Татар-информ».

«В связи с развитием»: казанские предприниматели продают бизнес в кризис по одной причине

Татарстанские владельцы заведений общественного питания, медицинских центров и торговых точек начали продавать бизнес, ранее приносящий им доход. Если посетить сайт по поиску объявлений, то почти каждый день выходит новое объявление с готовым бизнесом. И абсолютно каждый владелец указывает одну причину продажи — «в связи с развитием». Однако вряд ли это так в действительности, учитывая всё происходящее.

Так, например, медицинский центр со всем оборудованием можно приобрести за 3,5 миллиона рублей. Позвонив владельцу, мы узнали, что продажа не связана с экономической ситуацией, а бизнесмен решил его продать по причине увлечения другой сферой услуг.

Владелец торгового ларька на Баумана утверждает, что причина продажи никак не связана с кризисом, который вызвал коронавирус. По его словам, у него три подобных торговых точки и он продает бизнес в связи с ненадобностью. Собеседник отметил, что «у точки высокий поток клиентов круглый год», новому хозяину не нужно будет искать сотрудников, «набран и обучен персонал с большим стажем работы, готовый продолжать работать с новым владельцем» и даже «окажем полное сопровождение и введение в специфику бизнеса».

В Казани есть возможность приобрести бизнес вместе с оборудованием, персоналом, активной страницей в социальной сети. Автор объявления подписывает: «Если вы давно мечтаете начать свой бизнес, но не знаете, как его организовать, то это то, что вам нужно, так как все уже организовано, нужно только управлять».

Более крупные компании выставляют объявления о продаже, но не для реализации, а чтобы промониторить цены и определить спрос. Напомним, недавно в распоряжении ИА «Татар-информ» попало письмо о поиске возможных покупателей частоты «БИМ-радио» в Казани. Но оказалось, что радиостанция просто пыталась оценить стоимость своих активов.

Позвонив по объявлениям, мы выяснили, что ни один владелец не указывает истинную причину продажи, а заявляет — «решил сменить род деятельности». А если объявление подано в кризис по преемственной стоимости, то это может быть «уткой» для определения спроса. В связи с этим корреспондент решила обратиться за помощью к экспертам и узнать, а стоит ли покупать то, от чего почти за бесплатно хотят избавиться опытные предприниматели.

«Покупать готовый бизнес — можно»

Колоссальных перемен после кризиса ожидать не стоит. На смену одним владельцам предприятий сферы услуг придут другие, считает аналитик «ФИНАМ» Алексей Корнелев.

«Повсюду идет продажа готового бизнеса. Режим самоизоляции оставил огромное количество компаний без людей, поэтому они не могут элементарно функционировать, имея оборудование. В этой ситуации любой нормальный бизнесмен предпочтет его продать, чем закрыть полностью», — считает он.

Покупать готовый бизнес в кризис можно, даже нужно. Поскольку, по мнению аналитика, кризис дает возможность купить хорошую вещь за невысокую цену.

«Спрос на услуги будет, но на восстановление потребуется определенное время. Кафе и медицинские центры всегда были востребованы. На все продаваемое точно найдется покупатель», — заключил он.

«В абсолютных аутсайдерах популярные сферы туризма и общественного питания: рестораны, столовые, кафе»

Владеть кафе, ресторанами и туристическими компаниями в данное время максимально невыгодно. 

«Не все предприниматели спешат избавиться от бизнеса. Они ждут разрешения ситуации и продолжают верить, что изменения близки и что они смогут договориться с собственниками помещений и заплатят из будущих поступлений», — прокомментировал руководитель по развитию бизнеса Компании «БНК Инвест» Рустем Рахматуллин.

Он считает, что кризис — самое удобное время для покупки готового бизнеса. Главное, чтобы они были не первогодками, а вели свою деятельность от 2-3 лет.

Однако если раньше на «Авито» было 750-800 предложений о продаже готового бизнеса, то сейчас это число сократилось до 500. Эта тенденция ясно показывает, насколько упало предложение о продаже. 

«Прежде чем купить бизнес, надо хорошо всё обдумать»

Однако, по мнению владельца кафе Артура Галайчука, приобретать готовый бизнес в кризис не самая хорошая затея.

«Прежде чем купить бизнес, надо хорошо всё обдумать. Ведь любое дело держится на команде, которая ее тащит. Сеть без этих людей не будет приносить прежнего дохода», — сказал он. И привел в пример покупку автомобиля без двигателя. Сейчас большинство распустили команды, поэтому «двигателя» не осталось.

«Человек может купить машину, но без двигателя она не поедет, а будет бесполезной. То есть если покупатель приобретает бизнес без ведущих людей, которые отдали свою энергию, чтобы бизнес работал, то это приравнивается к покупке мебели», — отметил Галайчук.

Покупать готовый бизнес он бы не стал, как и продавать свое дело, так как для владельцев это дело их жизни.

«Голый голод»: в Германии голые врачи, а в России — бизнесмены

Казанские владельцы общепита запустили челлендж «Голый голод». Его участникам необходимо наглядно показать, что с ними сделал коронавирус — оставил без одежды. А затем опубликовать нагую фотографию в социальной сети.

«Этой акцией мы хотим привлечь внимание ко всем закрытым до сих пор сферам. Пусть мы выставим себя дураками, но мы получаем отклики. О нашей проблеме говорят и ее обсуждают», — поделился один из участников ReLabFamily и владелец кафе Артур Галайчук, запустивший акцию в России.

Ведь если через 2-4 недели большинство общепитов не откроются, то есть большая вероятность, что они не откроются вообще.

 «Ни для кого не новость и не секрет, что обнаженные тела привлекают внимание. Мы не выдвигаем требований, не ставим ультиматумов и не занимаемся провокациями. А просим обратить внимание правительств тех регионов, где стабильная эпидемиологическая ситуация, начать открывать общепит с логичными ограничениями», — заключил Галайчук.

Снимки можно посмотреть по хештегу #голыйголод. На сегодняшний день в акции приняли участие более 100 человек, в числе которых не только владельцы, но и персонал, а также представители других пострадавших отраслей.