«Мой сотрудник ездит обычно через центр, он был ранен – осколок в ногу попал»
Рассказывает Ризвангуль Турдиева:
«Сегодня уже все стихло. Сидим дома, как в бункере, сегодня утром отключили воду. Говорят, еще с отоплением могут возникнуть проблемы, лишь бы не трогали они (боевики) станции, а то по ночам ходят непонятно, что творят. В городе у нас днем более-менее спокойно, активная зачистка прошла. В нашем районе несколько раз были слышны выстрелы и взрывы, но очень отдаленно. Сейчас только в Талдыкоргане какие-то военные действия происходят. Мы вчера впервые за последние несколько дней выехали в центральные районы города, там тишина, людей нет. Митингующие выходят ночью.
5 января, когда резко разгорелись беспорядки, я была на работе. Добралась я туда нормально, дорога от дома до работы лежит через спокойный район. А вот мой сотрудник ездит обычно через центр, он был ранен – осколок в ногу попал.
У нас есть сеть супермаркетов «Магнум» - таких пять точек по городу разгромили и все вынесли оттуда. Возле нас нормально, все тихо, мы в низине живем, а они [протестующие] по центральным трасам ходят, и все на пути рушат, сжигают. Вчера на бензоколонке люди самостоятельно бензин выкачивали, незаконно, конечно.
В нашем районе в магазинах все есть, у нас все спокойно. А вот в районе села «Красное поле», где живут наши родственники, там все раскупили, но завозов товара пока нет, поэтому магазины без продуктов сидят. В районах центра очереди были возле супермаркета «Small», не поняла только, то ли продавали, то ли выдавали продукты первой необходимости (мука, сахар и т.д.).
В городе никто пока не работает, транспорта нет. В Нур-Султане говорят, запустили сегодня бесплатный автобус, а у нас пока ничего насчет этого не говорят.
У моего сына в районе Ауезова кафе есть. Как раз на днях там мародёры прошлись. Наше заведение осталось целым, только кассу сломали, но там денег не было, и они ушли. А вот ближайшие магазинчики и забегаловки фастфуда, которые ближе к дороге, разрушили полностью, и сожгли стоящие рядом машины.
Мы мало, что знаем о происходящем в центре. У нас интернета нет, знаем только, что ведутся по городу работы.
«Город будто после апокалипсиса – разбитые окна, обгоревшие здания, брошенные машины»
Рассказывает Диёра:
«С интернетом беда – три дня наглухо отключен, несколько дней назад давали ночью с часу до четырех утра, и все на этом. И то только для тог, чтобы оповестить людей о том, что происходит, и предупредить, чтобы не выходили. В Нур-Султане только с 7 утра до 12 дня снимают блокировку.
Мы сегодня выехали в центр города, мужу по работе нужно было. На улицах сгоревшие и разбитые машины, везде мусор. Бензоколонки просто разворовали и выкачивают самовольно. Город будто после апокалипсиса – разбитые окна, обгоревшие здания, брошенные машины. Но сейчас уже на улицах появилось движение, машины гражданские ездят, магазины начинают открываться.
Может ночью была зачистка, не знаю, мы же не в курсе вообще о том, какая ситуация на улицах. Знаем только, что ночью нельзя выходить, потому что мародеры вечером начинают орудовать, и зачистка тоже ночью. А днем более-менее безопасно становится.
Эти дни было тяжело – мы как в темной коробке сидим, ничего не знаем о происходящем, ничего не видим.
«В день, когда мирный митинг перерос в разрушительные беспорядки, я не смогла вернуться домой»
Рассказывает местный житель из пригородного поселка Алма-Аты:
«Мы живем в 50 км от Алма-Аты, в поселке «Фабричный». Но, несмотря на то, что мы далеко, у нас все равно круглосуточно патрулирует народная дружина и полиция. Все потому, что мы находимся по соседству с селом Чемолган, в котором родился бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, там и музей ему есть. А в нашем селе, на территории старого пионерского лагеря построил себе дворец его брат – Болат Назарбаев. Поэтому к нам могут нагрянуть те, кто так ненавидит семью экс-президента. Наши местные жители боятся, что придут нападать на этот дворец или музей, а мы по руку попадемся. Хотим сказать: «если вы хотите колошматить этот дворец, то пожалуйста. Только местных не трогайте». Ждем нападения.
Я работаю в Алма-Ате. В день, когда мирный митинг перерос в разрушительные беспорядки, я не смогла вернуться домой - транспорт заблокировали, а на такси ехать было небезопасно. Два дня жила у подруг, и вчера только смогла вернуться домой.
Да перестрелки идут по городу, а дома все спокойно. Вам в России, наверное, такие страсти показывают, а мы ничего не видим толком, интернета же нет. То, что власти по СМС присылают – односторонняя информация. Общей картины не можем увидеть, мнение народа не дают услышать, сидим как в пещере. Людям сказали сидеть дома – они сидят, хотя не все. У нас знакомый вышел на улицу в магазин – его застрелили. Даже непонятно чья пуля попала в него. Издержки революции – гибнут и виновные, и невиновные.
«Повстанцы начали с «Алма-Аты Арены»
В Алматы не вся территория «горит». Там повстанцы начали с «Алма-Аты Арены» (западной стороны) по проспекту Абая, и по этому маршруту они все громили (банкоматы, светофоры и т.д.). А потом они уже перешли на две площади, где резиденция Назарбаева и Акимат (администрация – ред.). А на проспекте Сейфулина, в районе Гагарин-парка, проспект Аль-Фараби, по которому мы вчера проезжали, все спокойно. Бензина правда нет, ни в городе, ни у нас, в поселках. Мародеры же сожгли несколько бензовозов.
Обидно, что потом это все за счет народа будут восстанавливать. Жалко – красивый город разгромили. Сколько убытка предпринимателям. Люди строят кое-как бизнес, помещения арендуют, кредиты берут, чтобы товар купить, а эти просто все разрушают. Сколько машин сожгли в качестве мести тем, кто отказывался идти с толпой митингующих. Они вытаскивали из проезжающих машин людей и заставляли идти с толпой на площадь, в противном случае сжигали машину или еще как-то наказывали. Наша родственница рассказывала, как они поехали забирать маму из города. Пока ждали ее у дома, младшего сына, который был за рулем, вытащили из машины, затянули в толпу движущуюся. Когда мать вышла, ей сказали, что сына забрали, она побежала в толпу, нашла там сына, и еле-еле вытянула его оттуда, успели сбежать. Сильнее матери ничего нет (смеется).
Интересно то, что власти вам говорят, будто это иностранные боевики. Но откуда они тут, если в страну еще с лета свободно никого не впускают, только по рабочим контрактам и студентов. А когда аресты были, власти заявляли, что там какие-то непонятные личности, не говорящие на местных языках. Это говорит о том, что на границах что-то упустили.
«Потом и вовсе на площадь приехали два фургона «молодчиков» с арматурами, и все началось»
Митинги изначально были мирными, когда еще у нас интернет был, мы тогда все наблюдали за событиями. Тогда выступали люди спокойно, просто просили снизить цены. А потом к ним подключились люди, подвыпившие и радикально настроенные. Мирные митингующие попросили их уйти, им не нужна была бойня и насилие. А потом и вовсе на площадь приехали два фургона «молодчиков» с арматурами, и все началось.
Сейчас мы знаем, что всех повстанцев разогнали, остались мелкие шайки, которые разбежались по городу, и их сложнее сейчас будет поймать. А приказ президента «стрелять на поражение» очень пугает. Могут ведь и невинные люди попасть случайно, каких только ситуаций не бывает. Опять же – издержки революции, все под одну гребенку идут.
Но мародеров весь народ осуждает. Поэтому мы не возмущаемся из-за вмешательства ОДКБ, потому что они, по заявлению властей, будут заниматься именно охраной. А зачисткой занимается казахстанский спецназ.
Наши алма-атинские СМИ (КТК, 31 канал, МИР) заблокированы пока, на журналистов целенаправленно нападают, на офис телеканала «МИР» недавно было совершено нападение. Адекватные митингующие не стали бы нападать на журналистов, им же наоборот нужно придать огласке их требования. А вот эти – бандиты.
С продуктами у нас все нормально. В первый день был ажиотаж, потому что не знали, сколько продлится это все. В городе были районы, где в магазинах хлеба не было. Сейчас только с бензином дефицит, но он уже в городе появился, значит и до нас скоро доедет.
Ситуация стабилизируется, в этом власти молодцы, операторы по приказу сверху нам дали дополнительные бесплатные СМС и звонки».
«Нам – продуктовым магазинам запретили продавать алкоголь»
Рассказывает Соня (имя изменено), жительница Алма-Аты, владелица продуктового магазина:
«У нас уже все спокойно, на въезде в район стоят патрули, которые проводят тщательный досмотр всех въезжающих машин. Не всю информацию пока говорят нам. 11 января должно быть выступление президента Казахстана Токаева. Про Назарбаева говорят, что он здесь, никуда не уезжал, даже помогает Токаеву обстановку наладить. Интернет обещают полностью разблокировать только 19 января.
Магазин наш функционирует несмотря на то, что мы у дороги работаем. Ажиотажа не было, просто если люди приходят, то сразу закупают в большом количестве, потому что бояться выходить из дома даже в магазин. А так поставки идут без перебоев, стабильно. Вода, газ, отопление – все работает. Некоторые мои коллеги боятся открывать магазины, потому что на улицах все еще орудуют мародеры.
Пока не знаем, какая ситуация, государство же не рассказывает все людям. В то день, когда нам ночью дали интернет, мы увидели немного того, что происходит в центре. И тогда же нас всех власти проинформировали об ограничениях. Нам – продуктовым магазинам запретили продавать алкоголь, и посоветовали временно закрыться.
10-го января объявили траур по погибшим».
Фото на постере realist.online