Кадры из палаточного лагеря «Диоксиново» 16 декабря стали главным предметом обсуждения в соцсетях Татарстана. Видеоролик с группой омоновцев в касках, сопровождающих группу женщин, набрал сотни просмотров. Все внимание блогеров было приковано к потасовке, которую затеяли с полицией некоторые активистки, пытаясь защитить свои дома от влияния такого ужасного, как им внушили, завода по обезвреживанию отходов.
При этом почти никто не обратил внимание, что первой полицейские вывели хрупкую девушку в сиреневом пуховике, которая совсем не сопротивлялась, не кричала и вообще не показывала своего недовольства. Все правильно. Главная зачинщица бунта, 34-летняя Вера Керпель к тому моменту выполнила свою задачу, подставив обитателей лагеря под ОМОН. Поэтому она и была довольна происходящим. А второй организатор лагеря — Андрей Железнов-Липец к тому моменту и вовсе находился в автобусе для задержанных. Будучи профессиональным юристом, он предпочёл не связываться с полицией.
Пляски под луной
Лагерь «Диоксиново» был развернут в конце ноября группой экоактивистов на месте строительства дороги к площадке строительства завода по термическому обезвреживанию отходов (ЗТО). Тем самым они блокировали движение строительной техники в поселок Новониколаевский пригорода Казани.
Одновременно в соцсетях был кинут клич местным жителям помочь обитателям лагеря теплыми вещами, продуктами и, конечно же, деньгами. Для этого публиковались реквизиты банковской карты. Активисты объясняли свой протест тем, что строительство дороги к объекту ведется без документов на землях сельхозназначения. Хотя к тому времени у подрядчика строительства, компании «Волга-Автодор» уже было разрешение на строительство и документы на землю. Для строительства дороги был оформлен сервитут, все эти сведения не секретны и были соответствующим образом опубликованы.
Судя по тому, как разрастался палаточный городок, помощь активисты получали неплохую. Они развернули здесь большую новую армейскую палатку, приобретенную специально для лагеря, которую утеплили листами пенопласта, установили массивную металлическую печь.
Рядом с палатками оборудовали «лобное место» как в телешоу «Дом-2», сделав помост из деревянных поддонов. Они используются для перевозки кирпича и также были куплены под конкретные задачи. На площадку лагеря привезли грузовик отменных колотых дров для круглосуточного поддержания «протестного» костра. Впрочем, судя по видеороликам из лагеря, где его обитатели танцуют ночью в поле, складывается впечатление, что согревались там не только при помощи костра.
Не вызывает сомнений, что активисты собирались справлять в лагере Новый год. Они нарядили здесь елку и привезли солидный запас продуктов. Когда сотрудники полиции разбирали палатки, они нашли здесь мешки с картошкой и луком, запасы питьевой воды, солений и прочую снедь. Все это, как и личные вещи протестующих, было тщательно описано и направлено на хранение после задержания экоактивистов.
Под флагами Ходорковского и Навального
Хронология закрытия лагеря подробно описана в СМИ. Сначала представитель «Волга-Автодор» Андрей Черкасин попросил активистов добровольно очистить территорию для работы техники и показал все разрешительные документы, которые главный организатор Вера Керпель сфотографировала на свой телефон.
Затем начальник ОМВД России по Зеленодольскому району Айрат Ханбиков призвал находящихся на площадке активистов покинуть место стройки. Он пояснил, что их действия вне закона и за неповиновение законным требованиям полиции их ждёт административная ответственность. Ханбиков дал активистам час для того, чтобы они смогли убрать из палаточного лагеря личные вещи.
Тут же с противниками строительства дороги провел встречу и руководитель исполкома Зеленодольского района Михаил Афанасьев, который приехал на площадку. Он подтвердил, что все документы на строительство у подрядчика в надлежащем виде и тоже попросил обитателей лагеря не нарушать закон.
Когда все дипломатические средства были исчерпаны, на площадке появился ОМОН. Полицейские сильно разочаровали активистов тем, что приехали не с дубинками, а с теплыми пледами, чтобы вынести на них обитателей лагеря, которым не сидится дома. Со своей задачей они справились в считанные минуты, обошлось без шума и пострадавших.
Всего было задержано 19 человек, из которых к организаторам можно было отнести лишь выпускницу МГУ, профессионального востоковеда-лингвиста Веру Керпель, юриста с дипломом КГУ Андрея Железнова-Липеца и блогера из Перми Олега Бурылова. Как ни странно, среди экоактивистов не оказалось ни одного эколога. Так кто же они такие?
В протестное движение Вера Керпель пришла по следам бывшего руководителя татарстанского регионального отделения движения «Открытая Россия» Ильи Новикова. Организатором движения является экс-глава нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, осужденный за неуплату налогов. В Татарстане «Открытая Россия» в кооперации с «Партией народной свободы» (ПАРНАС) Михаила Касьянова в лице Марселя Шамсутдинова занималась проведением общественных акций, направленных против власти. Задачей руководителя регионального офиса было вовлечь как можно больше татарстанцев в проведение пикетов, митингов, распространение листовок, а затем отчитаться перед спонсорами.
Однако помимо политической деятельности Новиков вел бизнес в качестве руководителя ООО УК «Райден». Эта организация занималась управлением жилыми домами в Казани. Сотрудник МВД по РТ, занимавшийся изучением протестного движения в Татарстане, на условиях анонимности сообщил корреспонденту ИА «Татар-информ» некоторые детали деятельности Новикова.
«В июле 2017 года главным следственным управлением МВД по РТ было возбуждено уголовное дело по факту хищения более 500 тыс. рублей, поступивших на капремонт, и свыше 1,6 млн рублей, находящихся в управлении ООО УК „Райден“, на основании поддельных протоколов собраний жильцов», — сказал сотрудник МВД по РТ.
А юридические услуги в то время Новикову и Шамсутдинову оказывал Андрей Железнов-Липец, не успевший тогда покинуть РФ.
Привлечь к ответственности за мошенничество Новикова сотрудники следствия не успели — глава отделения «Открытой России» вместе с семьей эмигрировал в Эстонию, где заявил о политическом преследовании со стороны российских властей. Сейчас он живет в Евросоюзе и не испытывает материальных проблем.
Вместе с Новиковым эмигрировал и его ближайший соратник по «Открытой России» Эдуард Гараев, который поселился в Чехии. Кстати, на свое желание покинуть бескрайние просторы России в узких кругах неоднократно намекала и наша героиня Вера Керпель.
Бунт как бизнес-идея
Для того, чтобы привлечь внимание спонсоров несистемной оппозиции, одного желания эмигрировать мало. Нужно проявить организаторский талант, привлечь сторонников. А вот тут необходима идея.
Протестное настроение жителей против строительства завода в Осиново стало для карликовых партий Татарстана что кость для своры голодных собак. Но у «Открытой России» после эмиграции лидеров было недостаточно сил, чтобы поднять это знамя, а руководитель ПАРНАСа Марсель Шамсутдинов, напуганный возбуждением уголовного дела в отношении Ильи Новикова, временно свернул деятельность.
Оседлать протесты пытались было представители КПРФ, но получив места в Госсовете РТ шестого созыва они быстро потеряли к этой теме интерес. Да и не к лицу депутатам парламента республики в палатках ночевать.
В итоге организацией мусорного бунта занялись татарстанские активисты партии «Яблоко» в Татарстане во главе со своим лидером Русланом Зинатуллиным. Он создал в рядах партии так называемую «зеленую фракцию» во главе с еще одной бездельницей Еленой Изотовой. После провала на сентябрьских выборах в Госсовет РТ «яблочники» направили свои усилия на организацию протестов в Осиново в надежде заработать политические очки. Руслану Зинатуллину была необходима огласка на федеральном уровне перед отчетно-выбороной конференцией «Яблока» в Москве. Ради усиления своего «протестного потенциала» он даже мимолетно провел пикетирование у здания Аппарата Президента РФ. Задуманный активистами «мусорный бунт» в Осиново превратился в фикцию только благодаря выдержке властей и сотрудников полиции.
В ближайшее время компания-оператор строительства завода по термическому обезвреживанию отходов «РТ-Инвест» привлечет к изучению проектной документации международных экспертов. Если они подтвердят безопасность производства, инвестор приступит к реализации проекта, поскольку все необходимые разрешения по законодательству РФ компанией уже получены. И нет никаких сомнений, что так называемые эко-активисты предпримут попытку организовать еще один протестный лагерь и вновь подставить женщин под бульдозеры и ОМОН. Они ведь не теряют надежды эмигрировать в сытую Европу за Новиковым и Гараевым.
В Европу, где нет нужды мерзнуть зимой в палатках, поскольку заводы по термическому обезвреживанию отходов здесь давным-давно построены и никому не мешают.
Нет комментариев-