«Дети не должны видеть каждый день венки и скорбные лица»
Уже неделю челнинцы бурно обсуждают в социальных сетях предстоящее открытие первого в городе частного зала прощания с умершими «Небеса», который должен разместиться в пристрое жилого дома на улице Маршала Жукова, где раньше находился кабинет флюорографии.
По словам автора поста, которая первой выразила возмущение по поводу открытия ритуального центра «Небеса» в пристрое жилого дома, такое соседство может негативно сказаться на психике детей. Да и взрослым будет не по себе – каждый день видеть гробы, венки и скорбные лица. Ее поддержали другие жители поселка.
«Очень не хотелось бы, чтобы наши дети, отправляясь в школу и возвращаясь из нее, смотрели ежедневно на похоронные процессии», – написала местная жительница.
«Бред, конечно, такой центр размещать в жилом районе. Каждый раз ты будешь выходить из дома и попадать в определенную атмосферу. Из уважения к чужой скорби нельзя будет смеяться, громко разговаривать, шутить. А если у людей свадьба? Они будут кричать „горько“, пускать шарики и фейерверки в небо, проводить обряд выкупа, а рядом будут проходить люди в черных одеждах и поглядывать с осуждением?» – продолжила мысль другая женщина.
«Здесь нет места для парковки: проезжая часть и ни одного кармана. Рядом находится МФЦ, кадастровый центр, детский сад, 18-подъездный дом. Машин и так море, негде развернуться. Как сюда будет въезжать ритуальный кортеж? Кроме всего, это единственная дорога, по которой дети идут в школу и сад, а взрослые на работу, в магазин и другие места. Если кто-то вызовет “Скорую помощь”, то она не сможет проехать. Пока будет искать пути для проезда, кто-то может сам стать клиентом зала прощания», – написал мужчина.
Впрочем, нашлись и сторонники происходящего. По их мнению, городу давно нужен зал прощания. Сейчас этот ритуал проводится прямо во дворе морга в неподобающей обстановке.
«Автор так написала, как будто на сцене прощания будут происходить. Городу давно нужен такой зал. Сейчас родственники прощаются на ступенях морга. Перекладывают тело с каталки в гроб в тесной комнате в присутствии близких, в том числе и тех покойников, которые лежат здесь же. Получается очередь на прощание», – рассказала о своем горьком опыте нецивилизованного прощания с покойником одна из сторонников идеи.
Однако ее точку зрения большинство пока не спешит разделять.
«Мы что, ради покойников будем ущемлять права живых людей?»
«В исполком Комсомольского района поступили обращения от жителей поселка ЗЯБ. Все возмущаются тем, что в пристрое жилого дома собираются организовать похоронное заведение. В данном вопросе районный исполком занимает весьма четкую позицию. Мы выступаем категорически против такой бизнес-инициативы, – сообщила корреспонденту ИА «Татар-информ» начальник отдела взаимодействия с организациями территории администрации Комсомольского района Екатерина Григорьева. – Прямо сейчас я готовлю письмо, в котором будут изложены наша точка зрения на ситуацию и предложения по ее разрешению. Я пока не могу оглашать его содержание, оно не подписано. Скажу лишь одно – в данном случае грубо нарушены нормы СанПиНа, согласно которым подобные заведения должны находиться на расстоянии 50 метров от социальных, образовательных объектов и жилых домов. А тут зал прощания с покойниками хотят разместить прямо в торце дома!»
По словам Григорьевой, помещение не принадлежит муниципалитету.
«Если бы пристроем владел город, то вопрос, думаю, уже решился бы. Однако, как выяснилось, пристрой продан. Новый собственник сдал его в аренду. А арендатор отдал его в третьи руки. Сейчас мы восстанавливаем всю юридическую цепочку, с тем чтобы попытаться провести переговоры с собственником. Но даже если нам не удастся найти понимания со стороны владельца, мы не собираемся отступать от своей позиции», – отметила сотрудница районного исполкома.
«Крыльцо этого помещения выходит прямо на пересечение улицы Комарова с местным заездом. Там отдельный заезд не сделаешь. К тому же для этого нужно было бы снести тротуар – кто на это даст добро? А как люди будут ходить? Мы что, ради покойников будем ущемлять права живых людей?» – поделилась размышлениями председатель ТОС Фануза Грызлова.
По ее убеждению, люди со скромным достатком вряд ли смогут воспользоваться услугами зала прощания. А вот состоятельным людям это вполне по карману, значит, толкучки из автомобилей не избежать.
«Даже представить боюсь, сколько машин будет в этих похоронных кортежах. Они просто не смогут здесь разместиться. А если это у них и получится, то они парализуют тут всю жизнь. Ни людям пройти, ни машинам проехать», – сказала Грызлова.
По мнению активистки, ненормально и то, что жителей соседних домов вынуждают почти каждый день лицезреть гробы.
«Вы представьте себя на месте пенсионера или инвалида, которые в силу обстоятельств не могут выходить часто из дома и сутками сидят у окна. У них перед глазами будет только горе, слезы и венки. Невольно можно или с ума сойти, или того хуже... Я уже не говорю про детей. Как это на них отразится – вообще сложно представить», – сказала председатель ТОС.
Как сообщил ИА «Татар-информ» депутат городского Совета Владимир Зубков, он направил в адрес мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева письмо с просьбой предотвратить открытие зала прощания в пристрое жилого дома.
«Буквально в нескольких шагах от этого здания вскоре откроется детско-юношеская спортивная школа № 10. Уже один этот фактор делает неприемлемым размещение здесь подобного заведения. Кроме того, есть же какие-то этические нормы. Надо же их придерживаться. Люди не должны видеть, как туда-сюда носят покойников. Все это должно происходить где-то в другом месте», – заметил народный избранник.
«Морг трещит по швам»
Между тем заведующий патологоанатомическим отделением БСМП Ахнаф Файзуллин подтвердил, что здание морга не приспособлено для прощания с умершими.
По его словам, в последние годы ужесточились правила выдачи свидетельств о смерти. Раньше для констатации факта не всегда требовалось привозить покойника в морг. Теперь это делается в обязательном порядке. Поэтому челнинский морг перегружен. Зал, который ранее планировалось использовать для прощаний, сегодня стал хранилищем умерших.
По словам Файзуллина, теснота объясняется еще и тем, что в морге располагается служба судмедэкспертизы, то есть криминальные трупы вскрывают и исследуют тут же. Хотя давно уже ведутся разговоры о необходимости открытия еще одного морга в черте Нового города, где бы мог обосноваться отдел СМЭ.
Впрочем, Файзуллин убежден, что морг не место для проведения религиозных ритуалов и прощаний.
«Несколько лет назад на меня один мулла пожаловался, что я ему не разрешил в стенах морга провести омовение по мусульманским канонам. Омовение у нас проводится, но не ритуальное, а санитарно-гигиеническое. Мы обязаны проводить нормативный осмотр, вскрытие и обработку трупов, всему остальному в морге не место. Кстати, начальство разобралось в той ситуации и признало мой запрет обоснованным», – отметил главный патологоанатом города.
Между тем он не считает правильным открывать зал прощания в жилом районе.
«Беспокоит и тот факт, что раньше в этом помещении располагался флюорографический кабинет. Интересно, были ли сделаны замеры радиационного фона: нет ли превышения, могут ли находиться в помещении люди и как долго», – заметил медицинский работник.
«Мне открыто угрожают!»
Индивидуальный предприниматель Анастасия Хабирова, которая намерена открыть в пристрое дома 17/25 зал прощания «Небеса», заверила ИА «Татар-информ», что радиационный фон в норме.
В остальном, по ее мнению, пристрой вполне подходит для ритуального бизнеса. Площадь помещения составляет 50 кв. метров, что вполне достаточно.
На фото: зал прощания в Костроме
«Мы хотели сделать два зала, которые бы оформили в соответствии с православными и мусульманскими традициями. Однако на фоне разразившего скандала решили пока оборудовать только один зал. Но открываться не передумали», – сказала Анастасия.
Она также сообщила, что сейчас в ее адрес поступают угрозы от противников бизнеса.
«Сказали, что будут бить окна в помещении. А когда появятся клиенты, то не дадут им проносить гробы и людей не пустят. Ситуация тяжелая. Наверное, мне придется обращаться в полицию», – заявила девушка.
Между тем предпринимательница отмечает, что открытием зала прощания она в первую очередь хотела помочь людям.
«Полтора года назад я потеряла отца. На нашу семью сразу свалился ворох проблем. Именно тогда я поняла, как наш город далек от норм цивилизации. К сожалению, в Челнах пока нет места, где можно по-человечески попрощаться с умершим. Так получилось, что из морга нас буквально выпихнули с гробом. Во дворе провели несколько минут, прощание прошло в скомканном виде. После чего мы сразу поехали на кладбище. Часть провожающих не успели на прощание. Они отправились за нами, но на кладбище заблудились, в итоге так и не смогли даже горстку земли кинуть на крышку гроба», – рассказала Хабирова.
По ее словам, залы прощания есть во многих городах. В Нижнекамске, например, работает уже два.
«Люди говорят, что дворы не место для похоронных ритуалов. Хотя я с детства помню, как выставляли перед подъездом крышку гроба, если кто-то умирал. А в день похорон ставили открытый гроб во дворе, чтобы и соседи могли попрощаться с ушедшим. А потом на руках несли гроб до машины».
«Меня тут уверяют, что бесконечные траурные процедуры разрушат психику местных детей. Но наше заведение будет работать лишь до 15 часов, поскольку в таком же режиме функционирует и морг. Более того, морг не начинает выдавать тела прямо в 8 часов утра, да и перед самым закрытием процесс останавливается. Получается, зал прощания будет принимать только с 9 до 14 часов. А в это время взрослые на работе, дети в детсадах и школах. Кого будет шокировать вид похорон? Декретниц? Я сама была дважды в декрете. И хочу вам сказать: когда на руках малолетние дети, особо по сторонам смотреть некогда. Сама же процедура заноса и выноса гроба занимает не больше минуты-другой. Все остальное будет проходить за закрытой дверью», – заметила Анастасия.
По словам предпринимательницы, если город предложит ей другое помещение, то она готова рассматривать другие варианты размещения.
«Но, естественно, здание или офис должны располагаться в том же районе, что и морг. Иначе идея теряет смысл», – говорит челнинка.
Угрозы в действие
Пока текст готовился к публикации, стало известно, что на зал прощания напали вандалы. Об инциденте сообщила ИА «Татар-информ» владелица заведения Анастасия Хабирова.
По ее словам, неизвестные обстреляли окна заведения. Там остались характерные следы. Также были испорчены вывеска и баннер, висевшие на дверях.
«Я уже заявила о случившемся в полицию. Думаю, в правоохранительных органах смогут установить, кто причастен к акту вандализма», – сообщила Анастасия Хабирова.
Нет комментариев-