Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Живая водица: возродит ли юдинский Карьер систему озер Лебяжье?

Живая водица: возродит ли юдинский Карьер систему озер Лебяжье?
В Казани после укрепления дна и берегов «глиняным замком» стартовало наполнение системы Лебяжьих озер с помощью насоса водой из озера Изумрудное (юдинский Карьер). Как заверила помощник Президента РТ, куратор программы «Парки и скверы РТ» Наталия Фишман, загорать на двух больших пляжных зонах Большого и Малого озер и купаться можно будет уже в следующем году.

Корреспондент «Татар-информ» узнала, какую роль после капитальных строительных работ в зоне особо охраняемой территории озера авторы проекта отвели самой природе. 

9 октября некогда выведенная из строя насосная станция и 1,5-километровая труба, которые с 90-х до 2003 года уже подпитывали водоемы из озера Изумрудное, были запущены заново. Чтобы наполнить котлованы потребуется 1 млн 447 тыс. 795 кубометров воды и около 3 месяцев ожидания. Наполняя сначала Светлое, юдинская вода по перешейку затем перейдет в Большое Лебяжье, а после, когда откроют заслонку-дамбу, и в сильно минерализованное скважинами  Малое Лебяжье.

Как заверил приглашенную прессу первый заместитель генерального директора ОАО ТК «Татмелиорация» Альберт Зарипов из-за перекачки воды от Изумрудного к Лебяжьим сам юдинский Карьер не обмелеет.

«Там такого критического перепада воды не будет, потому что уровень воды соответствует Куйбышевскому водохранилищу – на уровне воды Волги стоит на отметке 53 метра. Так-то перекачиваем из Волги в Волгу», – поделился инженерными подробностями представитель «Татмелиорации»

К слову, на капитальный ремонт насосной станции потребовалось 22 млн рублей, общая смета проекта – 250 млн рублей.

«Мы не один год мечтали о том, чтобы это состоялось, были даже попытки. Сейчас большая работа, которая была проведена всеми структурами и службами, дала результат и вселяет надежду на то, что именно таким способом и нужно достигать таких серьезных результатов», – дал оценку проекту Премьер-министр РТ Алексей Песошин.

«Мы все помним, что озеро высохло по двум причинам. Первая и главная не в том, что было повреждено дно, а в том, что у нас начали постепенно отрезаться пути для сбора воды, которая пополняла водный баланс объекта (строительство авто- и железной дороги – прим. ред.). Дальше в какой-то момент решили еще почистить дополнительно и вот эту линзу, которая держала воду, – нарушили. Мы восстановили линзу и хотим максимально подкачивать, заполнить водоем. Приведем туда необходимую флору и фауну и дальше будем подкачивать, только когда большая жара и наибольший объем испарения воды. Мы хотим максимально воссоздать естественный водоем, нам нужно, чтобы там запустились процессы самоочищения и регулирования, которые присущи естественным водоемам», –  сказала Наталия Фишман.

Она также напомнила, что после углубления, укрепления дна и наполнения котлованов водой уже в следующем году стартует и благоустройство особо охраняемой природной территории «Городской лесопарк “Лебяжье”». Проект рекреационной зоны для отдыха горожан и гостей столицы РТ уже разработан.

Поэтапно будут облагорожены и приспособлены под отдых на открытом воздухе 3 тыс. га:  на Большом и Малом озерах появятся пляжные зоны, а также чередующиеся (чтобы чрезмерно не подвергать антропогенному воздействию) активные и неактивные сектора лесопарка.  Водоемы соединят пешеходные зоны, и в целом Лебяжье станет притягательным местом как в летнее, так и в зимнее время. Так, уже в этом году Федерация лыжного спорта РФ начнет обновлять и освещать профессиональную часть лыжной трассы.

Кроме того, как подчеркнула Наталия Фишман, в парке может появиться и верхняя прогулочная тропа, гуляя по которой посетители окажутся среди крон деревьев. Не называя цифр, помощник Президента РТ заметила, что для реализации задуманного могут потребоваться миллиарды рублей.

Напомним, о грандиозных планах по восстановлению системы озер, заключающемся главным образом в возвращении в них воды, было заявлено еще в августе 2016 года, когда официальный старт работам по реновации и благоустройству лесопарка дал Президент РТ Рустам Минниханов.  

1 июня этого года на 28 га (Светлое Лебяжье 9 га и Большое Лебяжье 19 га) из общих 36 (Малое Лебяжье занимает еще 8 га) были начаты работы по углублению до 4 метров, а затем и укреплению гидроизоляционными материалами в несколько слоев дна озер

Однако, если в начале лета представители администрации Казани, заручившись авторитетным присутствием  профессора КФУ, заведующей кафедрой природоустройства и водопользования Нафисы Мингазовой, наперебой заверяли в том, что после дноукрепления и наполнения водоемов водой последует обязательный этап биореабилитации (заселение по сути искусственного и безжизненного пруда различными аналогичными местным видами растений и животных с других водоемов), то открывая вентиль на трубе 9 октября, этапом биореабилитации называли проделанную к настоящему времени работу. 

Как пояснил в интервью «Татар-информ» один из непосредственных участников проекта и многочисленных экологических советов по данному вопросу,  руководитель Ассоциации ландшафтных архитекторов и дизайнеров РТ Сергей Мурзов, на протяжении десятков лет гидробиология водоема изучена доскональнейшим образом, видовой состав гидробионтов и высшей водной растительности, которая там была, давно известен.

Самое главное – мы получили природную воду с Изумрудного, что уже само по себе здорово. Это вода, где есть весь набор гидробионтов, потому что не дистиллированную и не из скважины воду мы запустили, а природную – это очень важно. В ней уже есть свой набор организмов есть – все запустится само собой, другое дело, что пройдут годы. Высшая водная растительность тоже появится, берега пустыми не будут стоять. Даже к концу первого года  все начнет зарастать и рогозом, и камышом, и всем остальным, что полагается.  Для ускорения этого процесса, чтобы за один год засадить озера миллиардами растений, да, можно потратить еще 250 млн. Но уже то, что вода живая вода – огромный плюс», – пояснил позицию разработчиков проекта Сергей Мурзов.

При этом он подчеркнул, что рисков неудачи проект не имеет, поскольку технология сибирского подрядчика, который выполнял гидроизоляцию дна, не раз и удачно опробована в других проектах по организации водоемов.

«Рисков, попросту говоря, нет вообще. Маты, которые уложены сегодня, апробированы на многих водоемах за многие годы. Тем более сверху на них лежит слой пленки, все зажато, укрыто, потом песок – тройная защита идет от протекания. Все сделано очень капитально. Следующая задача – это благоустройство. Очень красивый проект выполнен архдесантом под управлением Дарьи Толовенковой: там и лодочная станция, и кафешки, и зоны для детей, и набережные, и пирсы», – заверил Сергей Мурзов.

Однако Нафиса Мингазова, под чьим руководством несколько последних десятилетий в КФУ выполняются дипломные и диссертационные работы по водным системам и которая в момент запуска насосов в Лебяжьем находилась на всероссийской конференции экологов в Краснодарском крае, в очередной раз напомнила и предостерегла:

– Проект, который выполняется, воссоздает заново озера. Путь выбран сложный – создание искусственной котловины. Потребуется немало усилий еще, чтобы это довершить до конца. А именно биотехническая реабилитация: посадка растений, внесение илов, создание донных гидробиоценозов, чтобы были моллюски, черви, олигохеты, фитопланктон, зоопланктон – всем компоненты. Воссоздать экосистему – более сложная часть работы, чем просто вырыть котлован. Она, может быть, стоит намного меньше, но выполнить ее на самом деле непросто, ведь нужно учесть все взаимоотношения, которые должны быть в экосистемы. Это очень важный пусть, без которого это будут просто котловины искусственных водоемов со всеми вытекающими отсюда проблемами. В идеале экореабилитацию надо было начинать в конце этого года параллельно с запуском воды. Сейчас сделана самая трудная и самая тяжелая часть, а вот самая главная часть, чтобы было озеро, еще впереди.

Как напомнила профессор экологии, если этап биореабилитации не пройти, в результате  получится пруд, который с течением лет будет постепенно зарастать и заболачиваться.

«Это очень долгий процесс, который может занять и 15 лет, и 20 лет. Все это время из-за песка на дне в водоеме может стоять мутная вода, которая к тому же будет цвести», – обратила внимание Нафиса Мингазова.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев