Жители села Ильбухтино Малошильнинского поселения Тукаевского района Татарстана просят сохранить историческое здание, в котором 117 лет назад открылась земская школа. Его решили разобрать, а на этом месте построить современный общественно-культурный центр. Жители считают, что для нового здания можно найти и другое место. Об этом «Татар-информ» рассказал местный краевед Сергей Морозов.
Защитник Порт-Артура и русская бригада во Франции
Надо отметить, что Сергей Морозов, потомственный казак и историк-общественник, многое сделал для восстановления истории села Ильбухтино. Ему удалось выяснить, откуда пошло название села и кем были первые жители поселения. По одной из версий, поселение появилось благодаря выходцам из Уфы под предводительством Илбакты Юкачеева в 1635 году, официально Ильбухтино получило юридический статус в 1650 году.
Краевед также на протяжение многих лет тщательно изучает судьбы ильбухтинцев, отдавших жизнь за родину. Так, например, ему удалось установить, как его односельчане проявили себя в русско-японской войне в начале ХХ века: матрос Василий Чекалов погиб в последнем бою знаменитого крейсера «Варяг», Василий Казанцев пал в штыковой атаке при обороне крепости Порт-Артур.
Интересна и судьба ильбухтинца Афанасия Раздьяконова, который во время Первой мировой войны был мобилизован в особую русскую бригаду, базируюшуюся во Франции. Героически сражался и получил медаль «Георгий храбрый». После возвращения на родину попал в подразделение Деникина, но в первом же бою перешел на сторону красных и стал бойцом армии Буденного.
Довольно яркой, хотя и короткой оказалась жизнь гвардии младшего лейтенанта Николая Вичина, который сгорел в танке в центре Берлина в 1945 году. Его однополчанин, который приезжал к родителям Николая в Ильбухтино, так и не решился рассказать, какой мучительной оказалась смерть их сына. Он поведал им историю, как Николай выбрался из танка и погиб, сраженный автоматной очередью… Солдат решил, что так родителям будет легче смириться с потерей.
«Удивительно, но подобный эпизод есть в известном художественном фильме „Освобождение“ режиссера Юрия Озерова. Там танкист выходит из машины возле берлинского зоопарка, и его сражает вражеская пуля. Николай Вичин тоже погиб возле немецкого зверинца. Просто скопированный эпизод получился».Сергей Морозов
И таких материалов в архиве Морозова — огромное количество. В каждом — яркий эпизод из жизни села или его жителя.
Был в истории села Ильбухтино и свой «пожар века»: в 1913 году в огне, раздутом сухой бурей, сгорело 124 двора. Об этом чрезвычайным происшествии ярко рассказал Морозову другой местный краевед, который считается летописцем истории села Ильбухтино, Василий Лапочкин. «Железная крыша дома Иннокентия Раздьяконова от огня разорвалась, а ее железные листы развеяло ветром как бумагу. Налетела буря, и за два часа там, где стояли дома, остался пустырь», — написал он позже в своих исторических заметках.
Новогодняя елка в школе и гибель талантливого ученика
Тогда уездное земство организовало в местной школе столовую для погорельцев. Помощь пострадавшим активно оказывала учительница Елизавета Зорина, которую сельчане считают одной из ярких личностей в истории своего поселения. Ее имя навсегда связано с земской школой, которую пытается сохранить как историческую реликвию краевед Сергей Морозов.
По словам любителя истории, земскую школу в селе Ильбухтино открыли в 60-х годах XIX века. Потом, в 1893 году, ее обновили, а позже разобрали и перевезли в Батраково.
Свою судьбу с земской школой в Ильбухтино Елизавета Григорьевна связала в1899 году. Это было старое здание с подпорками, но училось там рекордное по тем временам число детей — до 120 человек одновременно. В 1903 году земство построило новое здание — с большими окнами, широко открывающимися дверями, хорошими классами и даже с комнатой для проживания учителей. Оно-то и сохранилось до наших времен.
Елизавета Зорина, надо отметить, имела за плечами лишь семь классов образования, которые закончила экстерном. Затем земство направило ее на Бестужевские курсы в Санкт-Петербург, даже назначило ей стипендию в размере 300 рублей в год. Однако получить высшее образование Елизавета Григорьевна так и не смогла — после смерти отца на ее попечении остались мать, младшие брат и сестра. Но учительница неоднократно посещала краткосрочные курсы в Санкт-Петербурге.
Зорина известна тем, что отчаянно боролась за каждого ученика, которого родители переставали пускать в школу, «потому что по хозяйству помогать надо». Таков был ее личный вклад в борьбу с безграмотностью.
Ильбухтинская учительница первая в этой местности организовала новогоднюю елку в школе, что, по тем меркам, можно считать революционным событием, поскольку отмечать праздник в традиционном понимании тогда могли позволить себе только богатые люди. А сельская учительница поехала в Елабугу к известному купцу и благотворителю Николаю Стахееву и выпросила на воплощение своей фантазии целых 25 рублей — огромные деньги по тем временам. На них она закупила для села коробку елочных украшений и подарки, а сельчане из леса принесли пушистую елку.
Елизавета Григорьевна также привлекала учеников к созданию «живых картинок» — сейчас бы их назвали театральными представлениями. Зорина возила школьников на пароходе в Казань, учила их играть на балалайке, сама музицировала на скрипке, готовила одаренных учеников по программам гимназий. И мало кто догадывался, что Зорина была еще связана с большевистским подпольем — помогала перевозить нелегальную литературу.
Годы двух революций, гражданского противостояния красных и белых наложили глубокий отпечаток на историю Ильбухтино и на сознание молодого педагога.
Село захватывали то красные, то белые. В поселении шли расстрелы, кровавый террор был беспощаден. Этому отрезку истории Ильбухтино можно посвятить целый роман, и он будет не менее драматичным, чем «Тихий Дон» Михаила Шолохова, считает Морозов. По его словам, это были страшные времена, в том числе из-за самосудов, когда из-за кражи лошади могли избить человека до смерти. В одном из таких эпизодов один из «палачей» дал топор в руки 12-летней девочке, чтобы та покарала убийцу своего отца. Об этом стало известно Елизавете Зориной, она через сельсовет попыталась добиться наказания для преступников, но не смогла, хотя самосуды прекратились.
Позже Зориной стало известно об еще нескольких преступлениях. Так, она узнала, что ее любимый талантливый ученик 17-летний Костя Казанцев был расстрелян большевиками как заложник, поскольку его дядя скрылся у белогвардейцев. Мать парня потом сошла с ума, а Зорина навсегда потеряла веру в «светлое будущее», построенное большевиками, и не стала вступать в партию.
Потом был голод, рассказывает Морозов, и в 20-х годах земская школа стала местом спасения детей. Здесь варили в семиведерных котлах еду, чтобы накормить учеников и детей из ближайших сиротских домов.
За свою 62-летнюю педагогическую деятельность Елизавета Зорина воспитала сотни прекрасных людей, рассказывает местный краевед.
Земская школа попадет под снос?
«Я собрал богатый материал об истории села и края. Пока он находится в моем частном музее. Но очень хотелось бы, чтобы он лег в основу настоящего краеведческого музея района», — говорит Сергей Владимирович. Лучшим местом для этого могло бы стать здание бывшей земской школы, считает краевед.
«Здание хорошо сохранилось. Хотя капремонт в нем никогда не проводился. В 60-х годах прошлого века ее „перекатали“ или, проще говоря, перебрали, гнилые бревна заменили новыми, и всё. В остальном строение осталось прежним. Я сам в этой школе учился. Тогда она еще отапливалась печкой, стоящей в коридоре. Для того чтобы тепло проникало в классы, двери держали открытыми. Вот такое было „центральное отопление“. Позже в Ильбухтине открыли новую школу. А в этом здании разместили сельский клуб».Сергей Морозов
«Однако мне стало известно, что здание хотят снести. Такое решение приняли в муниципалитете: на его месте решили построить современный общественно-культурный центр. И вот это, я считаю, будет большой ошибкой. На днях мне позвонили и попросили забрать мемориальные доски. Но здание сносить нельзя, поскольку в Тукаевском районе вообще нет ни одного краеведческого музея! Что само по себе странно. Ведь в нашем крае историей дышит буквально каждая пядь земли», — уверен Морозов.
«А новый общественно-культурный центр можно построить рядом. Там 40 соток по соседству „гуляет“. Для всего места хватит», — убежден он.
Жители села Ильбухтино направили администрации района обращение с просьбой придать зданию сельского клуба статус музея.
P. S. Как нам стало известно, после придания огласки планов местной администрации по поводу сноса здания бывшей земской школы в селе Ильбухтино побывала комиссия Комитета по охране культурного наследия РТ, после чего был введен мораторий на снос объекта.
Нет комментариев-