Преимущества Татарстана в глэмпинг-бизнесе
Развитие инфраструктуры, создаваемой вокруг глэмпингов, гостеприимство и сервис — таковы конкурентные преимущества Татарстана при развитии природного и экологического туризма. Данный рынок бурно развивается в нашей стране, весомый вклад в это движение вносит наша республика. Здесь созданы уникальные объекты: «дома на дереве», треугольные и двухуровневые строения, «геокуполы», в разработке стеклянные шары на воде. Об успешных примерах инвестирования в области природного и экологического туризма в России и Татарстане рассказала президент Ассоциации глэмпингов России Жанна Кира.
«Глэмпинг зародился 15 лет назад в Британии, этому бизнесу в России 6 лет. Сейчас в нашей стране насчитывается 150 глэмпингов, ежегодный прирост составляет 100%. Глэмпинги заполняют всю территорию мира, такой прирост обусловлен тем, что они довольно-таки быстры в возведении, на постройку требуется три-четыре недели. В следующем году мы ждем в России прирост на 100-150 глэмпингов, и, конечно, среди них будем рады видеть глэмпинги Татарстана»Жанна Кира
Ежегодно Ростуризм выделяет 1,2 млрд рублей на развитие внутреннего туризма, 60% этих средств в минувшем году пришлось на глэмпинги. Предприниматели просили средства на санитарные блоки, модули и благоустройство. Этот грант будет ежегодным. Это даст возможность предпринимателям легкого финансового входа в проект по сравнению с экоотелями и гостиницами и быструю окупаемость.
«Окупаемость глэмпинга в четыре раза быстрее, чем экоотеля. Один предприниматель, который строит глэмпинг, может запустить целый экономический процесс, включая земли, проектирование, строительство, продажи, управление. Хорошо, что в Татарстане уже есть такие предприниматели. В регионе глэмпинги потрясающего качества, у вас есть огромный потенциал. Вы умеете делать хорошо и можете тиражировать этот опыт не только на территорию России», — сообщила участница встречи.
Но мало построить домики на природе, нужно ими эффективно управлять. Необходимо создать единую систему услуг на весь Татарстан, чтобы предпринимателям, которые организовывают глэмпинги, было легче продавать свой продукт, считает спикер.
Согласно ее данным, строительство глэмпинга на 20 модулей обойдется в 20 млн рублей, включая землю, инфраструктуру, сети снабжения. Такой проект окупается примерно за 16 месяцев. Бывают всесезонные и летние глэмпинги. Ценообразование зависит от природной территории, на которой развивается экопроект. Чем более она уникальна, тем выше стоимость. В качестве примера успешных кейсов в России эксперт назвала такие проекты, как «глэмпинг под небом», «urman» и «лес».
Глэмпинг — это турпродукт. Поэтому всё то, что построено рядом, — тот актив, который предприниматель покупает вместе с землей. Также возможно возведение вокруг искусственной инфраструктуры — ферм, веревочных парков, детских площадок, бассейнов и пр. В создании такой инфраструктуры у Татарстана есть серьезное конкурентное преимущество.
«Если сравнивать с Байкалом, Карелией или Краснодарским краем, то там территория прекрасная. Но вы очень сильные в сервисе и гостеприимстве. Я рекомендую делать акцент именно на этой части. Каждый проект нужно делать уникальным, с изюминкой. Вы можете выделить свой проект за счет архитектурных форм, благоустройства, освещения, коворкинга в лесу или за счет формата»Жанна Кира
Спикер привела успешный пример экопроекта в селе Мирген на территории Татарстана. Там создан целый кластер глэмпингов. Четыре локации связаны между собой дорожно-тропиночной сетью с разными концепциями. Вокруг каждой локации нарастает инфраструктура — агрокомплекс, пчеловодство и пр.
Инвесторы готовы инвестировать в быстрорастущий и понятный рынок. Созданная инфраструктура способствует развитию внутреннего туризма и дает социально-экономический эффект, создаются новые рабочие места. Вокруг одного глэмпинга ежегодно развивается инфраструктура, формируется новое сообщество предпринимателей, создается новый бизнес-климат, отметила Жанна Кира.
Отметим, что в Ассоциацию глэмпингов России сейчас входит 870 человек. Ассоциация настоятельно рекомендует регионам проводить обучающие мероприятия не только для предпринимателей, занимающихся развитием экотуризма, но и для работающего в данной сфере персонала.
Насущные проблемы людей и предпринимателей
Три проблемы, волнующие татарстанцев, которые необходимо устранить при развитии экотуризма, назвала руководитель Департамента «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» Фонда «Институт развития городов РТ» Оксана Саргина.
«Природа — наше общее достояние, и главная стратегическая задача — сделать ее доступной для всех жителей Татарстана с помощью современных объектов экотуризма. Это позволит нам внести вклад в оздоровление и рекреацию населения, оживить сельские поселения, сохранить природное достояние благодаря формированию правильного подхода к неорганизованному туризму, комплексно управлять территориями с высокой рекреационной привлекательностью», — сказала она.
Согласно данным спикера, в топ-10 новых интересов местных жителей входит создание экотроп, трекинговых маршрутов, площадок для йоги, медитаций и экотерапевтических практик. Помимо запросов и ожиданий люди выделяют проблемы.
«Большинство говорит о том, что уже популярные природные территории замусорены. Люди отмечают, что отсутствие базовой инфраструктуры — туалетов и душевых комнат может нанести ущерб природе. Третья проблема заключается в том, что до самых красивых мест очень сложно добраться, нет организованного транспорта», — подчеркнула Саргина.
В регионе существуют не только проблемы с мусором. Пока в сфере экологического туризма недостаточно развита инфраструктура. При этом есть заинтересованные предприниматели и интересные проекты. Да вот беда — у них от идеи до запуска проекта в жизнь порой уходят годы.
«Парадокс заключается в том, что, казалось бы, такой легко организуемый вид бизнеса очень сложно организовать. Как выглядит путь предпринимателя, который создает загородный объект? Это схема из шести шагов, которая легко реализуема, если у тебя есть средства и желание. Однако существуют стандартные бюрократические проблемы и ограничения»Оксана Саргина
Специалисты департамента проанализировали путь предпринимателей в республике, которые создают, создали либо намерены воплотить в жизнь экопроекты. Они увидели, что цикл от идеи до запуска проекта в реальной жизни занимает от 1,5 до 2,5 года. На каких-то этапах этот путь вообще может прерваться. К примеру, когда предприниматель проиграл торги и потерял инициативу. Львиная доля проблем касается земельных вопросов — от выбора участка до заключения договора.
«Дирекция предлагает бросить все силы на помощь предпринимателям для ускорения процесса запуска проектов, выступать неким медиатором между властью и бизнесом. Необходимо создать для предпринимателей каталог земельных участков для ведения экопроектов», — отметила Оксана Саргина.
Спикер считает, что «снять административные барьеры на пути у предпринимателей поможет “зеленый коридор”». Для этого необходимо закрепить ответственных сотрудников в профильных ведомствах и муниципальных образованиях, чтобы «эффективно ускорять процедуру, требующую долгого согласования». В конечном итоге путь предпринимателя, который создает объекты отдыха на природе, должен сократиться до 6 месяцев.
Возрождение баз отдыха
В своем выступлении руководитель Департамента «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» Фонда «Институт развития городов РТ» также предложила возродить некогда популярные, а сейчас всеми забытые и заброшенные базы отдыха.
«Они созданы в лучших местах, уже подведены коммуникации и дороги. Испокон веков это развивающиеся бренды, которые не утратили привлекательности у местных жителей. Необходимо провести инвентаризацию всех заброшенных баз отдыха, передать их предпринимателям на реновацию и управление», — подчеркнула спикер.
Оксана Саргина предложила создать «некие централизованные зоны отдыха» под рабочим названием «курортные». К примеру, в Камском Устье, на Голубых озерах, в Билярске, Рыбной Слободе, куда уже государство частично вкладывает свои средства. Спикер считает, что в республике нужно «давать небольшие территории предпринимателям для того, чтобы они развивали свои проекты».
По поводу озвученных предложений высказался Рустам Минниханов. Он отметил, что при создании каталога земельных участков для предпринимателей нужно четко определить, где «проект полетит, а где нет».
«Человек, который в этом не разбирается, построит и обанкротится. Если мы будем иметь этот каталог, то можем создать оптимальный механизм через инвест-совет. Мы можем эти проекты быстро оформлять. Эта тема очень важная»Президент РТ
Он также предложил «сделать каталог лучших практик для начинающих» и детально проработать вопрос подведения необходимых коммуникаций к объектам экотуризма.
Проигранные торги за землю у Меши
О своем неудачном опыте при получении земельного участка в целях рекреации собравшимся рассказал управляющий палаточным кемпингом «Шторм» Сергей Тимонин. Он «столкнулся с фактической невозможностью освоения новых территорий при реализации проекта». В 2019 году бизнесмен обратился в администрацию Пестречинского района для выделения земли под палаточный семейный кемпинг.
«Сделали дизайн-проект, согласовали с главой района, получили хорошую оценку и запустили в работу. Нашли красивое место на берегу Меши с подъездными путями, отмежевали землю, поставили на кадастровый учет, потратили больше года и порядка 150 тысяч рублей, поставили объект на торги. Заявились крупные игроки, и мы проиграли. Но, даже если бы мы их выиграли, получили землю и начали там работать, это было бы незаконно, потому что нельзя вести рекреационную деятельность на земле сельхозназначения», — сообщил выступающий.
На что Рустам Минниханов отметил, что такие вопросы нужно решать не поодиночке, а комплексно, публично оформлять через инвест-совет.
«Сегодня такую работу можно систематизировать, у нас есть люди, которые за это будут отвечать», — сказал Президент РТ.
Как уточнил председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, пунктом вторым статьи 33.3 Земельного кодекса РФ предусмотрена категория объектов, которые можно через инвест-совет отдавать предпринимателям без процедуры торгов. Спикер предложил дополнить этот список объектами рекреации.
«Крутые дома» и проблема с дорогами
Сооснователь глэмпинга «Urman Camp» Ильнар Хамидуллин рассказал, что в мире есть классные дома на природе, которые бронируются на годы вперед. К примеру, на Бали есть виллы, куда приезжают звезды и блогеры со всего мира. В Норвегии есть стеклянные дома, которые стоят в ущелье и родника, они стоят дорого и бронируются на годы вперед. Поэтому главная цель предпринимательского сообщества из Татарстана заключается в создании «таких крутых домов, чтобы туда приезжали со всей России и даже всего мира».
Создавая объекты для отдыха в уникальных природных местах, предприниматели сталкиваются с отсутствием подъездных путей к ним. Грунтовые дороги размывает во время дождей и гости не могут приехать к месту отдыха.
На эту жалобу Президент РТ ответил, что «если проект получился, то он может найти поддержку». Однако на первых порах это может быть помощь в организации щебеночной дороги.
Дорогие кредиты и наезды экоактивистов
Директор глэмпинга «Best glamp» Рустам Аюпов сообщил, что рынок экотуризма еще достаточно молод, поэтому у профессиональных инвесторов не пользуется популярностью. Некоторых предпринимателей отпугивают высокие проценты при кредитовании.
На что министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов по видеосвязи ответил, что в республике существуют механизмы поддержки предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере туризма. Кроме того, возможно дополнительно проработать вопрос субсидирования процентной ставки.
Еще участники встречи жаловались на отсутствие нормативного порядка при создании и согласовании деятельности нестандартных объектов. К примеру, дома на дереве или стеклянного куба на воде. Поэтому предпринимателям бывает трудно договариваться с надзорными органами, направленными неугомонными экоактивистами. На встрече было принято решение о создании межведомственной комиссии для систематизации этой работы и выработки подходящих решений.
«Думаю, мы найдем решения. Если нужно, выйдем на федеральный уровень с нашими инициативами, выйдем на Минстрой, они часто вносят изменения. Давайте подготовимся: что нужно Татарстану и в целом в нашей стране» Президент РТ
В заключение встречи председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов предложил все обсуждаемые меры поддержки вынести в одну программу по развитию загородного экологического туризма. Однако Президент РТ поручил сначала детально проработать каждый вопрос, обозначенный на встрече. Он дал срок на проработку программы в три месяца. Минниханов также отметил природные красоты Татарстана, доступ к отдыху на которые должны получить местные жители.
«Вот вы говорите — Краснодар, Алтай, ну туда еще доехать надо. А здесь — пожалуйста, рядом Волга, Кама, Вятка, Голубые озера. Рядом миллионный город, все эти люди в субботу-воскресенье и праздники будут отдыхать, не тратя время на перелеты»Президент РТ
Он заметил, что обсуждаемая тема очень перспективная. Подобные проекты уже развиваются на территории двух экокластеров в Камском Устье и на Голубых озерах. Кроме того, специальные участки для отдыха для людей необходимо создать на берегах Казанки. Рустам Минниханов еще раз подчеркнул, что при выборе мест под глэмпинги и кемпинги важно учитывать географию участка, уникальность природной территории, — в общем, для успешной реализации проекта нужна изюминка. Таких уникальных природных мест в республике много, осталось лишь подготовить кадры и создать хороший сервис.
Нет комментариев-