Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Здесь не копала рука человека: археологи ПФО против отмены исторической экспертизы застраиваемых земель

Здесь не копала рука человека: археологи ПФО против отмены исторической экспертизы застраиваемых земель
Министерство культуры Татарстана провело семинар археологов и хранителей культурного наследия ПФО со скучным, на первый взгляд, названием «Сохранение объектов археологии: практические и правовые вопросы». Однако в этом году одной из ключевых тем встречи, которая проводится вот уже третий год, стала инициатива Минстроя России отменить обязательную историко-культурную экспертизу земельного участка перед началом строительных работ.

Представители десяти регионов Поволжья встретились, чтобы совместными усилиями доказать ее необходимость на стройплощадке и не допустить упрощения согласования проектов и получения разрешений на строительство.

Поправки в законодательство, отменяющие археологические исследования на территориях, по которым нет информации, что на них находятся объекты культурного наследия, уже готовятся Министерством строительства России для внесения на рассмотрение в Госдуму.

По мнению археологов, представителей исследовательских институтов, ученых Российской академии наук, региональных министерств культуры такая инициатива может привести к утрате неизвестных к настоящему времени, но ценных объектов истории и культуры.

Последние недели этот вопрос беспокоит всех. 19 марта состоялось заседание Комиссии Правительства России (по законопроектной деятельности – прим. Т-и) под председательством Дмитрия Козака, на котором обсуждались вопросы реализации закона «Об объектах культурного наследия», земельных участков, подлежащих освоению. Предлагается историко-археологическую экспертизу исключить из процесса согласования строительной документации с целью устранения административных барьеров. Толчком тому послужило нашумевшее письмо губернатора Московской области Воробьева. Там эта процедура мешает активной застройке. Скоро эти поправки, вносимые Минстроем России, поступят в Госдуму. Наша задача – адекватно отреагировать и сформулировать свои мысли, которые могли бы лечь в основу меняющегося законодательства. А то, что оно будет меняться, – это точно. Сейчас только от нас зависит, чтобы нам позволили развивать дело сохранения археологического наследия, продвигать культуру и науку вперед», – обратился к собравшимся ведущий специалист отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Александр Работкевич.

При этом он обратил внимание на то, что проблема до определенного времени не выявленных или не внесенных в реестры объектов культурного наследия остается крайне актуальной. Так, если от предыдущего руководства Московской области в реестре находилось 20 объектов культурного наследия, то новой администрации на учет приходится ставить уже около 200. При этом, по его мнению, на неисследованных территориях Подмосковья, например, могут находиться в том числе и постмонгольские поселения.

По словам одного из участников семинара, консультанта Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Андрея Гонозова такая формулировка поправки Минстроя РФ в целом «ставит крест на государственной историко-культурной экспертизе».

С ним согласился и заведующий научно-исследовательским отделом археологии МарНИИЯЛИ Алексей Михеев, уверенный, что «письмо Воробьева выросло из непонимания региональным органом значения государственной экспертизы земельных участков».

Должен быть разработан особый режим использования. Мы должны обеспечить физическое сохранение объекта. Совсем недавно при строительстве энергомоста в Крыму (ноябрь 2015 года – прим. Т-и) было обнаружено древнее городище эпохи ранней Византии V века до нашей эры. А ведь сейчас для обследования территорий можно использовать новые технологии, например, горизонтальное бурение. Комбинируйте», – порекомендовал Михеев.

Он также подчеркнул, что уже многие из Поволжского округа написали протестные письма, которые позволили отложить принятие решения. При этом посоветовал и дальше направлять в Минстрой России предпочтительно индивидуальные обращения (засчитывается количество обращений, а не количество подписавших каждое обращение), которые помогут археологам отстоять правовую необходимость историко-культурной экспертизы.

По его мнению, при строительстве на территории необходимо вводить специальный наблюдательный режим, особенно на участках, где проходит тяжелая техника и стоят подсобные строения для рабочих. При обнаружении каких-либо артефактов – автоматически режим наблюдения менять на режим раскопок.

Заместитель министра культуры РТ Светлана Персова в своем докладе отметила резонность дополнения прописанных законодательно видов инженерных изысканий основаниями для проведения мероприятий по защите объектов культурного наследия. Такие поправки в градостроительный кодекс и 87-е постановление (о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию – прим. Т-и) позволят законно включать эти работы в сводные расчеты по затратам на проект.

«Если посмотреть на проблему несвоевременного обеспечения сохранности, ее реализацию и отсутствие действий, проблему земельных участков, которые так мешают жить и нефтяникам, и в целом всему строительному комплексу, то, возможно, поправками мы сможем нивелировать их недовольство. Экспертиза земельных участков, не исключая территории, подлежащие хозяйственному освоению, необходима», – резюмировала Персова.

В интервью «Татар-информ» заместитель министра культуры РТ пояснила, что в настоящее время любые действия по охране памятников археологии или архитектуры воспринимаются как препятствие для развития территорий, строительства новых объектов. В этой ситуации попытка Минстроя России принять поправки об отмене историко-культурной экспертизы до начала строительства – способ снизить прессинг на бизнес, убрав обременение процедуры, влекущей увеличение и затрат, и времени.

«Все сообщество, которое занимается охраной объектов культурного наследия, видит в этом риск их утраты и, в первую очередь, риск утраты объектов археологического наследия, которые еще не обнаружены, которые еще только предстоит выявить. Если мы исключим процедуру экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, то при строительстве линейных объектов или объектов капитального строительства и вообще при хозяйственном освоении территории (мелиоративные работы, работы касающиеся разведения лесов и т.д.) велик риск потерять все те памятники и ту информацию, которую они в себе хранят», – резюмировала Светлана Персова.

Александр Работкевич пояснил «Татар-информ», что смысл обращений и возражений археологического сообщества и органов охраны культурного наследия не в категорическом протесте по отмене историко-культурной экспертизы, а в изложении своих вариантов видения разрешения ситуации.

Мы сейчас говорим скорее не о том, что мы категорически будем протестовать, а будем собираться, как сейчас, и обсуждать те поправки в законодательство, которые этот процесс направят в нормальное русло. Возможно, действительно, наши идеи снизят административные барьеры в части сокращения процедуры или сроков, но которые при этом не будут устранять сам институт экспертизы или самое главное не освободят от необходимости предварительно проведения археологических изысканий на земельном участке, который предстоит осваивать. Мы будет предлагать варианты и озвучивать наши аргументы. И у нас есть все основания считать, что мы будем услышаны», – сказал Александр Работкевич.

Проект поправок, нивелирующих историко-культурную экспертизу, Минстрой России, по его словам, должен внести в Правительство РФ уже на этой неделе. После комиссии по законопроектной деятельности документ направят в Государственную Думу, которая начнет его готовить ко второму чтению. Тогда по поводу поправок будет шанс высказаться у тех, кто стоит на страже археологических ценностей и объектов культурного наследия.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев