В Республиканском доме ребенка воспитываются дети до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей и от которых в силу тех или иных причин отказались близкие люди. К тому же в учреждение чаще всего попадают дети с задержкой психоречевого развития, аутизмом и синдромом Дауна. Дом ребенка рассчитан на содержание, лечение и уход за такими детьми.
В учреждении также функционируют группы для детей, чьи родители находятся в трудной жизненной ситуации. Составляется трехстороннее соглашение между органами опеки, родителями и домом ребенка. Некоторые родители хотят, чтобы их ребенок попал в учреждение на реабилитацию, но малышей берут только на свободные койки, которые освободили основные дети.
Иногда дети попадают в дом ребенка из асоциальных семей. Комиссия по делам несовершеннолетних изымает детей у родителей, страдающих алкоголизмом и наркозависимостью. Таких малышей называют социальными детьми. «Настоящих сирот, у которых мама и папа погибли, считанные единицы», — сказала директор дома ребенка Алсу Надршина.
Дом ребенка относится к системе здравоохранения и состоит из четырех отдельно стоящих зданий, два из которых находятся в Казани и два в Набережных Челнах. Основное здание находится в Казани по адресу Х. Ямашева 88, а и рассчитано на 255 коек, из которых 15 выделены для палаты паллиативной помощи.
«Здесь мы даем детям то, чего они были лишены дома, а именно любовь, заботу, ласку и уважение», — поделилась директор дома ребенка Алсу Надршина.
Паллиативная помощь, ВИЧ-контактные дети и операции в Москве и Петербурге
В отделении паллиативной помощи находятся не только дети, изъятые из семей, но и дети, которым требуется обязательный круглосуточный медицинский уход. Порой такая помощь является разгрузкой для мам с особенными детьми.
Когда есть необходимость, то врачи дома ребенка договариваются об операции. «Потому что порой мамам из неблагоприятных семей все равно, нужно ли ребенку лечение, и они специально оставляют ребенка в тяжелом состоянии, чтобы получать деньги по инвалидности», — сказала директор. Поэтому сотрудники дома ребенка поправляют здоровье малышей, насколько это возможно. Если необходимо, врачи договариваются о проведении операций не только в Казани, но и в Москве или Санкт-Петербурге.
Также в отделении есть ВИЧ-контактные и ВИЧ-инфицированные дети, которые размещаются в отдельной группе. «Чаще всего это самые красивые дети, и мы их всех любим, и сейчас их чаще усыновляют, а раньше это делали с осторожностью», — признается Надршина.
Алсу Надршина: «Много ситуаций, когда нужно помочь семье, чтобы они не бросали собственных детей»
Одна семья, когда интеллигентные и воспитанные родители отказались от ребенка с синдромом Дауна сразу после его рождения. Они платили алименты за содержание малыша, но забирать его не хотели. Сотрудники учреждения работали с ребенком, провели медицинскую реабилитацию, привили ему навыки самообслуживания и умение ориентироваться в социуме. После неоднократного посещения родителями мероприятий, в которых их малыш принимал активное участие — рассказывал стихи и танцевал, они забрали ребенка назад в семью.
Другая обеспеченная семья с тремя детьми жила в большом частном доме. Отец семейства был военным и служил в Чечне, откуда вернулся с поврежденной психикой. После возвращения он начал злоупотреблять алкоголем вместе со своей женой. Семья перестала оплачивать коммунальные услуги, оба супруга не работали и не заботились о детях. В итоге по жалобе соседей детей изъяли из семьи. Работники дома ребенка проводили беседы с семьей, и в результате мама одумалась — развелась с супругом, прошла лечение, устроилась на работу и восстановилась в правах на своих детей. В настоящее время дети проживают с мамой.
«Много таких ситуаций, когда нужно немного помочь семье, чтобы они не бросали собственных детей. Бывает, что мамы отказываются от ребенка, а потом хотят его забрать», — поделилась директор.
Был в учреждении мальчик, от которого отказалось несколько кандидатов, потому что всех не устраивала его специфическая внешность. В итоге его усыновила испанская семья.
Еще одна история о девочке Амине с кудряшками из отделения паллиативной помощи. В дом ребенка поступила красивая девочка в вегетативном состоянии. Семья девочки-грудничка была пьющей, и ребенок подвергался физическому и психическому насилию со стороны родителей. «Блондинка с большими глазами, красивая неимоверно», — отметила Алсу Надршина, рассказывая о девочке.
Девочке повезло, ее удочерила приемная мама из Москвы. До этого у нее тоже был ребенок в вегетативном состоянии, который погиб. Приемная мама Амины делится фотографиями, на которых видно, что девочка растет в материнской любви и заботе.
Воспитательные беседы с родителями
Раньше директор дома ребенка относилась отрицательно к воспитательным беседам с родителями. После семи лет работы в доме ребенка она поменяла свое мнение и считает, что для родителей, которые заслужили общественного порицания, нужно перевоспитывать и разрабатывать для них специальные программы.
«Я много семей уже повидала, есть безнадежные, есть родители, которые оступились и им нужен шанс и помощь в реабилитации. Потому что родная мама для ребенка лучше, чем приемная. Если есть возможность, что дети вернутся в семью и будут там жить, это для нас основной приоритет», — сказала Алсу Надршина.
Порой мамы попадают в непредвиденные тяжелые ситуации и временно размещают детей в доме ребенка. За это время они решает свои проблемы, ищут жилье и трудоустраиваются.
В учреждении также есть дети с синдромом Дауна и тяжелые инвалиды, от которых родители отказались в силу диагноза. В учреждении работает и служба сопровождения для семьи, которая взяла ребенка.
Уникальность дома ребенка, группы и распорядок дня
Дом ребенка уникален тем, что в нем работает равное количество как педагогического, так и медицинского персонала. Такого количества педагогов нет в других учреждениях здравоохранения.
Доктора расписывают лечение для детей, оценивают тяжесть ситуации, обследуют и рассказывают маме всю информацию о ребенке и его заболевании. После этого начинается педагогическая работа с ребенком. В каждой группе работает постоянный состав сотрудников. Они являются близкими взрослыми и заменяют им мам и пап.
Детей в доме ребенка распределяют в группы по 6 – 8 человек, и если в учреждение попадают родные братья и сестры, то их не разлучают и размещают в одной группе, которым дают название, например «Пчелки» или «Лисички». Воспитатели гуляют с детьми, занимаются, учат их кушать и умываться.
У каждого воспитанника есть свой шкафчик с личными вещами, кровать, стульчик для одежды и умывальные принадлежности и собственный распорядок дня. В группах есть комната радости, где малыши с удовольствием проводят время, и свои веранды с цветником, где дети вместе с воспитателями занимаются выращиванием цветов.
Социализация детей в доме ребенка проходит в полном объеме. Дети посещают парки города, зоопарки, аптеки, театры, рестораны, и, например, во время похода в магазин каждый ребенок имеет возможность самостоятельного выбора понравившейся покупки.
История мальчика Лени, который одиннадцатимесячным попал в дом ребенка
Леня попал в дом ребенка, когда ему было около 11 месяцев. Он вырос на глазах воспитателей ласковым и добрым мальчиком. У него тугоухость, но через сурдологический центр ему уже установили слуховой аппарат. Леня разбирается в программах и приложениях смартфона и ноутбука, то есть он быстро может освоить обучающие игры.
Мы встретились с Леней в сенсорной комнате, где с ним занималась педагог-психолог Светлана Дубская. В сенсорной комнате проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, которые снимают эмоциональное и психологическое напряжение.
«Дети обычно попадают к нам практически с рождения и со сложными диагнозами, много недоношенных детей. Они отличаются от детей, которые живут в семье. Практически в каждом взрослом малыши хотят найти близкого себе человека, и если они его находят, то начинают быстрее развиваться», — сказала педагог-психолог Светлана Дубская.
Комната для обучения детей самообслуживанию по системе Монтессори
Далее Леня отправился в комнату Монтессори вместе с педагогом Евгенией Матухиной. В этой комнате детей обучают самообслуживанию. «Наши дети, независимо от возраста и диагнозов, достаточно хорошо развиты в плане самообслуживания — умеют одеваться и раздеваться, старшие помогают в уходе за младшими, отлично владеют культурно-гигиеническими навыками», — рассказала педагог Евгения Матухина.
Система Монтессори была изучена и применена итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори более 100 лет назад. Для детей с ограниченными возможностями она придумала особенные материалы, чтобы ребенок, играя, учился. В комнате Монтессори дети учатся пить чай, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, расставлять деревянные цилиндры в пазы, собирают розовую башню и т. д.
Сейчас у Лени хорошо пошла речь, и он может сказать все, что ему хочется и нравится, полноценно ответить на вопросы. К четырем годам мальчик освоил всю программу воспитания и обучения в доме ребенка.
Всем сотрудникам учреждения очень хочется, чтобы у Леонида появилась любящая его семья. Ему уже исполнилось 4 года, и дому ребенка придется в скором времени передать его в детский дом, откуда в семью попасть гораздо сложнее.
Как усыновить малыша из дома ребенка
1) Родители обращаются в органы опеки и пишут заявление, что они хотят усыновить ребенка.
2) Они должны предоставить весь пакет документов.
3) Проходят «Школу молодого родителя».
4) Потом родители должны встать на очередь.
5) Им предоставляют фотографии из базы данных.
6) Выбрав понравившееся фото, родители приходят и знакомятся с ребенком. Персонал рассказывает о здоровье малыша. Если будущие родители согласны взять малыша, его кладут в больницу для обследования, перед тем как он уйдет в семью.
7) Только после всех процедур ребенок попадает к приемным родителям.
«Сразу полюбить сложно, нужно быть готовым к разным ситуациям. Ребенок тоже не может сразу полюбить, потому что некоторые помнят своих родителей. Новые мама и папа должны быть к этому готовы», — сообщила Надршина.
Также ребенка могут усыновить и заграничные родители, но только в том случае, когда набирается большое количество отказов от малыша в России. Если для него не нашлись родители в РФ, его данные переходят в базу данных международного усыновления.
Для усыновления иностранные приемные родители должны пройти те же процедуры и не менее 10 раз увидеться с ребенком.
«Процент усыновления детей у нас высокий, и около 97% детей у нас уходят домой. Оставшийся процент — это дети, которые попали к нам из многодетных семей и по законодательству их не имеют права разделять», — добавила директор дома ребенка.
Как помочь дому ребенка
Помочь могут все, кто хочет. Однако по санитарным нормам в дом ребенка не берут поношенную одежду, потому что она даже постиранной может стать переносчиком инфекции. Детям из учреждения можно помочь в социализации, то есть купить для них билеты в кино, театр или дельфинарий. Для малышей с серьезным диагнозом желающие могут помочь приобрести дорогостоящий препарат.
Нет комментариев-