Семейное хобби превратилось в бизнес
— Расскажите про свою голубятню. Правда ли, что она самая большая в Татарстане или, может быть, в Казани?
— В нашей голубятне живут три сотни голубей. В Казани это одна из самых больших голубятен. Наши коллеги в городе в среднем держат около 30–50 голубей, в редких случаях больше 100, потому что они держат в первую очередь для себя, как хобби. А мы же занимаемся этим профессионально.
— Как пришла идея разводить голубей?
— Идея эта далеко не новая. Раньше, в 1960–70-х годах держали голубей практически все. Во дворах стояли голубятни, на гаражах, на балконах люди держали. Сейчас очень мало кто этим занимается. А мы решили перевести хобби моего отца в бизнес. Он занимается голубями с раннего детства, уже больше 50 лет. Его отец, мой дедушка, поднял его на голубятню, когда ему было пять лет. А бизнес существует с 2005 года.
— Какая ваша основная деятельность? Приносите голубей на праздники или рекламируете?
— В основном у нас заказывают голубей на свадьбы. Голуби являются символом любви и мира, поэтому молодожены после регистрации запускают их в небо. Мы работаем в ЗАГСах, на выездных регистрациях, где у людей проходит торжество. А также голуби запускаются на 9 Мая, День города, на открытие мероприятий.
Голубиные приметы
— Запуск голубей — это древний ритуал. Как сейчас люди относятся к нему? Вкладывается ли в это какой-то сакральный смысл?
— Известный лично мне случай — это запуск семи красивых голубей. Семерка является цифрой семьи. И голуби даются молодоженам, родителям, символизируя, что две семьи отправляются в свободный полет. И седьмой голубь дается в руки ребенку — это символизирует будущее пополнение в семье. И когда на торжестве их красиво запускают, мы наблюдаем за тем, какой голубь полетит первый — у жениха или у невесты. По этой примете раньше определяли будущий пол ребенка. Я жениху всегда даю мальчика, а невесте девочку. И мы уже смотрим, кто у них будет первый.
— Еще есть похожая примета, в которой пол ребенка определяют по голубой и розовой ленточкам, привязанным к лапкам птиц. Вы так делаете?
— Мы сейчас этим не занимаемся, потому что это небезопасно для голубя. Ему некомфортно, он может запутаться. Даже при том, что это голуби наши, домашние, они возвращаются домой и мы можем дома их распутать. Они могут по пути запаниковать, и могут произойти какие-то непредвиденные ситуации. Поэтому мы стараемся так не делать. В редких случаях, когда люди действительно очень просят, мы вешаем очень маленькую ленточку и уже непосредственно в самой голубятне определяем, кто первый прилетел, если только так. Но такое почти не практикуется.
Детские мероприятия важнее государственных праздников
— На каких самых ярких, знаковых событиях вы с ними были? Не 9 Мая, а какие-то, может быть, республиканские праздники?
— Сейчас сложно сказать, их слишком много. На самом деле для меня более важны не столько коммерческие заказы, сколько благотворительные. Мне куда больше нравится привозить голубей детишкам из детдомов. В Дербышках (поселок в Казани. — Ред.) есть детский центр с детьми с небольшими отклонениями. Для них это был невероятный праздник, когда мы вместе с волонтерами привезли лётных ручных голубей. Мы не смогли раздать голубей одновременно всем, чтобы они их запустили вместе, потому что им тяжело было их держать. Но одному-двум ребятишкам мы давали их в руки, и они запускали, им очень понравилось.
— Как дети слушались, воспринимали это?
— Воспитатели и волонтеры помогали нам. Это происходило у «Чаши» (Центр семьи «Казан». — Ред.), и, когда я давал голубей каждому в руки, дети испытывали радость, потому что для них это было совершенно необычно. К тому же мы им сказали, что можно загадать желание перед запуском. Что они и сделали и очень радовались этому. Для меня такие мероприятия более значимы, чем государственные и региональные.
— Что вы объясняете людям перед тем, как вручить голубя? Как себя нужно вести с ним?
— На самом деле процесс довольно-таки простой. На примере одного голубя я показываю всем людям, что необходимо их держать снизу, придерживать нижние лапки. Держать их вертикально, чтобы не было форс-мажоров. Нельзя держать высоко, иначе голубям тяжело дышать. К сожалению, есть очень много видео на YouTube, на которых неправильно дают людям в руки голубей, и там происходит неприятные и непредвиденные ситуации. А поскольку это мои питомцы и я все-таки за них переживаю и отвечаю, то я показываю гостям и молодоженам, да и на любых мероприятиях, как это правильно делать. Обычно люди с первого раза все прекрасно понимают и правильно держат. Те скептики, которые до этого говорили, что голуби — это ужасно и им не нравится, подержав их в руках, не хотят их отпускать. Была невеста, которой родители подарили пару голубей. Я жениху и невесте даю их в руки. Невеста до этого говорила: «Нет, не хочу их держать. Это ужасно». Потом взяла в руки и сказала: «О, клево, не хочу отпускать». Уже у мужа спрашивает: «А можем ли мы дома завести голубей?» После того как люди возьмут в руки голубей, у них меняется восприятие и впечатление о них.
— Были ли случаи, когда люди покупали голубей и оставляли у себя?
— К сожалению, на моей памяти нет, потому что содержать голубей сложнее, чем котенка или собаку. То есть тут надо понимать, что если котенок или собака могут жить в квартире спокойно, то для голубя необходимо сделать хоть какую-то голубятню, где у них будут гнезда и возможность вылетать на улицу. Возможность спокойно сидеть на улице, не боясь упасть, потому что они любят летать. Если голубь целыми днями сидит дома, то он теряет возможность долго и высоко летать, что не хорошо для этих птиц.
Вольерные голуби умеют летать, но ленятся
— То есть они не как попугаи, которые могут сидеть в клетке и так жить?
— Нет, голуби свободолюбивые птицы, их нельзя держать в тесных клетках, в тесных условиях. У нас голубятня очень большая, даже при том, что там живет 300 голубей. Она состоит из трех больших секций, в которые человек может в полный рост входить и передвигаться. И если голуби в этот день не летают на улице, то они могут спокойно полетать в голубятне. Для них это не ограничение.
— Они у вас живут и в голубятне, и дома?
— Да, дома живут ручные голуби. Порода Павлины, они очень красивые. Это вольерные голуби, которые не летают, а живут в вольере. Заводчики держат этих голубей для красоты, просто для души. Они умеют летать, но они очень ленятся. Они редко летают даже внутри самой голубятни. Таких видов очень много.
— Таких голубей вы не запускаете?
— Нет, эти голуби ручные. Они нужны для фотосессий, для мероприятий. Например, в концертном зале выступают артисты, и в финале нужны голуби. Если мы дадим лётных голубей артистам, они их выпустят, а голуби начнут летать по залу. Потом их нужно будет ловить еще. Павлины сидят на руках у артистов и не улетают. Выходя со сцены, артисты отдают птиц мне руки, и все, голубь садится обратно в переноску.
— Какие у них могут быть болезни? Вы не боитесь чем-нибудь заразиться от голубей?
— Все голуби, которые работают с людьми, в обязательном порядке получают комплекс витаминов и лекарств. В первую очередь я не столько боюсь, что от них чем-то заражусь, сколько боюсь, что они от людей заболеют чем-то. Люди очень часто не моют руки, а после этого лезут к голубям, гладят их вокруг глаз. И, к сожалению, у моих ручных голубей раньше очень часто был конъюнктивит. Приходилось капать обычные человеческие капли голубям, и он у них проходил. Это нормальная практика. У голубей, что хорошо, температура тела выше, чем у нас. Многие вирусы не выживают у них. В тех редких случаях, когда моему отцу приходится оперировать голубей, не всегда есть необходимость в использовании антибиотиков. Потому что даже при операции иммунная система голубя, поскольку имеет высокую температуру, убивает вирусы. И положительный результат операции очень высок, выше 80 процентов.
— А сами вы их прививаете? Как они получают витамины?
— Пока они маленькие, они получают большой комплекс витаминов с раннего детства. А уже во взрослом возрасте лекарства даются каждому голубю: засовывается в клюв и водой заливаются. Либо прививаются голуби, либо при общем отпаивании голубей в воду, которую пьют все голуби, добавляются специальные лекарства, необходимые всей группе голубей сразу. В летний период, когда возрастает вероятность появления блох в голубятне, голубятня обрабатывается специальными дымовыми шашками, с помощью которых все паразиты умирают. За голубями идет ежедневный уход, чтобы таких вещей у них не было.
Реальные сцены из фильма «любовь и голуби»
— Нельзя не вспомнить фильм «Любовь и голуби». Там есть сцены, в которых главный герой изо рта поит голубка. Это реально, так можно сделать?
— Я лично такое не практиковал, но папа мне в детстве такое показывал. «Любовь и голуби» — это его любимый фильм, и эта сцена мне знакома. Мне приходится выкармливать птенцов голубей, от которых отказались родители, но это происходит не таким образом. Мне приходится насильно в клюв вмещать корм и заливать воду. Это происходит не так красиво, как в фильме.
— Как часто бывает, что родители отказались от птенцов?
— С переменной вероятностью такое происходит либо из-за того, что его родителей забирает хищник, либо голубь умирает из-за возраста или болезни, либо что-то просто подвигло их. Но в этом году даже получилось четыре птенца, от которых отказались, и их приходилось выкармливать вручную.
— В этом же фильме было показано, как герой отпускает голубя, а голубка остается у него за пазухой, и он к ней камнем бросается вниз. Так тоже бывает?
— Вот это правда. У нас проходят соревнования, где голубеводы соревнуются в двух дисциплинах. Спортивные голуби прилетают с расстояний. Буквально вчера из Воронежа двое суток летели голуби. Один из способов подстегнуть самца лететь быстрее — это заставить его скучать по своей самке или заставить ревновать. Сделать именно так, чтобы он летел к ней. Это подстегивает голубя лететь дольше, на большие расстояния, с большой скоростью. Это действительно работает.
— Что это за соревнования?
— Среди заводчиков, которые держат голубей, есть два вида соревнований: первое — это выставка, когда присуждаются грамоты и награды заводчикам, чьи голуби являются лучшими показателями своего вида. То есть те, у кого эталон стойки, формы клюва и т.д. более правильный. То есть так же, как и у собак, и у кошек. Второе соревнование проходит таким образом, что у заводчика берется голубь из голубятни, на нем (на кольце) ставится определенный чип. И когда голубь прилетает в голубятню, фиксируется время его прибытия. Голубеводы отдают своих голубей на большие расстояния, вплоть до 800 км. И чей голубь прилетает быстрее и на большее расстояние, это переводится в балльную систему, и тем самым определяется победитель среди голубеводов. Это соревнование у нас проходит каждый год. И те, кто этим занимается, с надеждой каждый год отдают все новых и новых своих голубей на эти соревнования.
— Вы каждый раз участвуете?
— Мы нет. У нас основное направление — это все-таки белые голуби, которые ну вот именно «загсные». То есть большая часть моих голубей — это ручные, вольерные. У моего отца голуби породы бойные, то есть высоколётные, которые не летают на большие расстояния, но непосредственно над самой голубятней поднимаются очень высоко и имеют такое понятие, как «игра». То есть голубь зависает в воздухе и делает кульбит назад. Сложно объяснить, зачем он это делает, он просто это может. И является огромной ценностью, если голубь может это сделать несколько раз. То есть это показатель уровня самого голубя.
— Его этому специально учит человек?
— Нет, это заложено у него в генах. Птенец, который даже не знал, что так можно, от родителей не видел, начинает так делать. Единственная проблема в том, что из-за такого огромного количества голубей, как у нас, этот признак голубей начинает портиться, потому что многие голуби летают по кругу вокруг голубятни. Этот голубь пытается остановиться, сделать кульбит назад, но остальные голуби его тащат за собой. Из-за этого у него это теряется. И со временем он может перестать так делать вообще. Поэтому по правилам таких голубей нужно поднимать отдельно в воздух. Например, поднимается стайка бойных голубей, они держатся маленькой стайкой и начинают так делать.
Нападение на людей — из ряда фантастики
— Нападают ли когда-нибудь голуби на людей?
— Голуби только защищают свое гнездо. Они ни в коем случае не будут нападать на людей, пытаться клевать, даже если человек держит его в руках. Однако если попытаться посмотреть, вылупились ли птенцы у голубя, а для этого необходимо его приподнять, он будет делать всё, только чтобы я от него ушел: он будет бить крыльями, клевать, щипать, то есть он будет защищать свое потомство, это правильное поведение любого родителя. Но сам он никогда не будет нападать.
— И совсем маленьким детям тоже выдают этих ручных птиц?
— Да просто можно дать в руки ребенку более молодого птенца, поменьше, послабее, чем взрослая птица. У нас запускают голубей не только на выпускных в школах, но и на выпускных в детских садах, где маленькие детишки, которым 5–6 лет максимум. Им в руки даются голуби. Мы, конечно, просим родителям помочь детям, но в основном держат они сами и красиво запускают.
— А могут ли дети голубям навредить?
— Для этого там нахожусь я и контролирую, чтобы детишки не навредили птицам.
— Смотрели ли вы фильм «Птицы» Хичкока, в котором птицы напали на людей, и не боитесь ли вы теперь?
— Смотрел, но это из ряда фантастики. Как папа с раннего детства с голубями, так и я. И за эти годы могло что-то подобное произойти, если бы такое было возможно. А так нет, я не переживаю за это. Они спокойно живут у нас дома, они как у нормальных людей кошки и собаки. А у нас вот ручные голуби. Они могут выйти на кухню, в коридор, посмотреть, что происходит, спокойно вернуться обратно на балкон. В тех случаях, когда они хотят лакомство в виде семечек, они могут дойти до комнаты, добиться внимания и словно сказать: «Вот я здесь, посмотри на меня, отнеси меня на балкон и покорми нас семечками». Вот как раз этот голубь, который был в кадре, в основном так и делает. У него такая привычка.
Два имени на триста голубей
— А вы даете имена голубям?
— Звучит забавно, но из 300 голубей только у двух есть имена. Это Красавчик и Бурбур. Причем Бурбур — это лётный почтовый голубь, он белец, работает в загсе, насколько это можно отнести к голубю. Он хорош тем, что выполняет команды. Он может вернуться домой, перейти куда-то, то есть он понимает человеческую речь и вообще людей не боится. Можно выйти на балкон, погладить его и спокойно пойти дальше по делам. Другие мои почтовые голуби такого себе не позволяют. И его родословная, его родители, его дети являются показателями правильных генов. Самые маленькие птенцы еще неделю летают, а уже могут вернуться, скажем, с Казанки до улицы Вишневского, где у нас в квартире тоже голуби. Голубь еще маленький, а уже спокойно ориентируется. Это является высоким показателем среди голубей.
— То есть вы спокойно их отпускаете, зная, что они вернутся?
— Конечно. Пока они маленькие, мы их тренируем: берем большую стайку птенцов, которые уже недели две-три летают вокруг голубятни. Берем десять взрослых голубей и сначала отвозим их к кремлю, выпускаем около кремля, они возвращаются домой. Потом с Ленинской дамбы, оттуда тоже возвращаются. Всё ближе и ближе. Потом от «Чаши». Когда начинают с «Чаши» работать, они сначала летают через мост, потому что воды боятся, но чем старше и опытнее становятся, тем больше и больше сокращают путь через воду. В конечном итоге они просто летят через воду и не боятся.
Нет комментариев-