«Музей выделяет мне комнату, когда я останавливаюсь в Казани»
Наталия Панкина уже год работает заведующей Галереи современного искусства при Государственном музее изобразительных искусств Татарстана (ГМИИ РТ). Ради этой должности она переехала из российской столицы в Казань вместе с мужем, но спустя восемь месяцев перешла в режим «жизнь на два города».
«Это тот формат работы, который мне удобнее. У меня много договоренностей в Москве, и в личном контакте их проще осуществить. Там у меня есть возможность находиться внутри актуального дискурса, общаться с художниками, потому что объективно сейчас центр современного искусства находится в Москве. Это помогает не терять “глаз“», — сказала Наталия.
Все перелеты — за свой счет, а на жилье в Казани тратиться не приходится — музей выделяет Панкиной комнату на те две недели в месяц, которые она проводит в Казани.
«После открытия ГСИ мой режим будет зависеть от того, как мы договоримся с руководством музея, потому что для меня наиболее интересной частью является кураторская работа. Если это устроит руководство, то все продолжится вот так. Я буду готовить выставки московских и петербургских художников, а период подготовки удобнее проводить там, где работают художники. На период монтажа, создания выставки и открытия, проведения образовательных мероприятий мне комфортнее быть здесь», — рассказала Наталия.
ГСИ не откроется к чемпионату мира по футболу-2018
С прошлого года трехэтажное здание Галереи современного искусства (ГСИ) на Карла Маркса находится на реконструкции. Сейчас весь фасад затянут зеленой сеткой, а на сайте то и дело меняются даты окончания ремонта: то первый квартал 2018 года, то второй. О том, что же происходит в галерее, мы спросили у Наталии первым делом.
«Сейчас ведутся штукатурные работы, большая часть коммуникаций уже закончена. Думаю, что мы должны открыться в августе, то есть мы не открываемся к чемпионату мира. В конце июля ожидаем, что нам сдадут здание, соответственно, должно быть время до открытия», — объяснила заведующая ГСИ.
Немало делается в городе к приезду иностранных гостей на ЧМ-2018, но в вопросе реконструкции галереи решили не спешить. Панкина отмечает, что обновленный музей прежде всего нужен местным жителям.
«Важнее, чтобы те люди, которые живут в Казани впоследствии имели доступ к хорошо сделанному пространству. Это действительно важно: не "лишь бы сделать", а "сделать, как надо". Я разделяю такую позицию руководства», — сказала заведующая галереи.
Она реалистично смотрит на ситуацию: ЧМ, конечно, привезет огромный поток людей. Вероятность того, что большой процент этого потока жаждет в Казани увидеть музей современного искусства, не очень обоснована, считает Наталия. Она также считает, что вряд ли и без того высокий туристический потенциал Казани вырастет благодаря обновленной ГСИ.
«Говорить, что люди поедут сюда специально для Галереи современного искусства, я не буду, поэтому для нас важно в первую очередь общение с казанской публикой, важно показывать вещи, которых никогда не видели в Казани», — подчеркнула Панкина.
Она честно призналась, что точной даты не знают даже в руководстве. Дело в том, что есть трудности с ремонтом крыши, а в апреле шли дожди и снегопады, что создало дополнительные проблемы для рабочих.
«Сейчас мы не знаем точной даты в связи с крышей, потому что технически сложное здание, и крыша — одна из самых сложных частей. Если все пойдет хорошо, то открываемся к концу августа. Думаю, что больше никаких сюрпризов не возникнет», — выразила Надежду Панкина.
«Не все могут повесить пятиметровую работу, а ГСИ — может»
Она отмечает, что здание ГСИ имеет такие возможности, которых нет у многих региональных музеев.
«Редко кто обладает такими чисто физическими возможностями, например "повесить пятиметровую работу", а мы можем», — сказала Наталия.
В процессе ремонта концепция выставочного пространства, которое занимает 1500 кв. метров площади, несколько поменялась. Так, в ГСИ появятся залы-трансформеры. Их размеры можно корректировать временными перегородками под конкретные экспозиции.
«Мы приняли решение не делать статичные залы. У нас, с одной стороны, есть возможность делать супермасштабные выставки на два этажа из трех, а, с другой стороны, мы можем временными перегородками разграничить большие залы и делать камерные выставки. Количество залов у нас может несколько "плавать"», — пояснила Панкина.
На наш вопрос: «А есть ли в ГСИ как таковые стены», она ответила, что стены есть, но они образуют «настолько масштабные по размеру залы, что их можно разделять еще». В итоге у галереи будут «не какие-то каморки, а комфортные пространства для экспонирования выставок», — сказала заведующая.
Лекторий будет на третьем этаже ГСИ, а книжный магазин и кафе — на первом
По ее мнению, зазывать людей в музеи нужно разными способами. Например, с помощью образовательных программ. Для них в обновленной галерее выделят отдельное пространство на третьем этаже.
«Планируем, что там будет помещаться 50—60 человек. Если мы захотим собрать более крупную аудиторию, то сможем это делать в музейных залах, как это обычно и происходит. Выделять очень большое пространство под лекторий нерационально, так никто не делает, даже очень крупные музеи», — объяснила Наталия Панкина.
В будущем в ГСИ появятся кафе и книжный магазин, но это будет после открытия.
«И кафе, и книжный магазин будут со временем. Сначала мы сделаем это не магазином, а открытой библиотекой. Сейчас договариваемся с издательствами, с музеями, чтобы была подборка литературы по теории и истории современного искусства, актуального искусства. Можно будет приходить, полистать, почитать», — рассказала заведующая ГСИ
Фото: Динара Прокопьева
По ее мнению, важно сделать музейное пространство комфортным для посетителей. В ГСИ людям не должно быть некомфортно, а магазин и кафе будут способствовать раскрепощению публики.
«Приходя в музей, необязательно идти на выставку, есть и другие возможности. Например, библиотека. Надо, чтобы музей стал комфортным местом, чтобы человек не был здесь слишком напряжен, не боялся сделать шаг влево, шаг вправо», — отметила Наталия.
«Наш формат будет более академический академичным, чем у "Смены"»
По ее описаниям кажется, что ГСИ хотят превратить в Центр современной культуры «Смена». На первом этаже располагаются одноименный книжный магазин, кофейня «Диван», магазин пластинок «Сияние», а выставки и лекции проходят на втором и третьем, мансардном, этажах красно-кирпичного здания на Бурхана Шахиди. Заведующая галереи за время нашего разговора не раз отмечала заслуги коллег из «Смены», но подчеркивала: ГСИ — это совсем другая история.
«Наш формат будет более академичным, чем у "Смены", и сконцентрирован исключительно на искусстве. "Смена" может себе позволить, например, делать лекции про искусственный интеллект или про социологию смерти. Это все невероятно интересно и, более того, часто совершенно необходимо для понимания современного искусства. Мы же как музей будем, сконцентрированы в первую очередь на искусстве. С точки зрения выставочных проектов, возможно, и будет что-то отдаленно напоминающее конкуренцию. Если это получится, будет замечательно: наконец у тех, кто интересуется современным искусством в Казани, появится выбор и тема для дискуссии», — отметила Наталия.
Фото: Динара Прокопьева
«Дети более искренно реагируют на абстракцию, чем некоторые взрослые»
В обновленной ГСИ ждут не только взрослых, но и детей. На первом этаже хотят выделить отдельную зону для детских занятий, а в лектории для них и подростков будут проводить отдельные программы в лектории.
По мнению Наталии Панкиной, ходить с детьми в музей никогда не рано. Появиться с детской коляской в галерее в Европе — это обычное дело, потому что там «чуть меньше технических ограничений».
«Мне кажется, самое главное, приучить ребенка к тому, что музей это интересно. Дети реагируют на современное искусство, например, на абстракцию намного лучше, чем неподготовленные взрослые. У них нет какого-то порога знаний, который мог бы им помешать отнестись к произведению искусства без излишнего обдумывания. Дети на абстракцию реагируют очень искренне. Конечно, не нужно пятилетнему ребенку объяснять каких-то трансцендентных смыслов», — объяснила Панкина.
Она считает, что для каждого возраста существует свой формат разговора. В каком-то возрасте нужно рассказывать истории про художников, с детьми помладше можно исследовать формы и цвета на картине. Водить детей в музеи обязательно нужно с 4—5 лет, считает заведующая ГСИ.
«Самое главное, ходить с детьми в музей часто. Я иногда слышу, что человек говорит: "Я уже был в Третьяковской галерее 10 лет назад. А чего там? Ну висят Шишкин, Айвазовский". На самом деле в музее всегда все меняется. У российского человека со школьных экскурсий остается вязкое ощущение, что музей — это что-то скучное, что там по три часа рассказывают про "Девочку с персиками", которая висит в углу Третьяковки и всех уже замучила. На самом деле все не так. На наших лекциях, например, Сергей Хачатуров проводил удивительные параллели между Василием Верещагиным (выставка которого сейчас проходит в ГТГ) и Биллом Виолой: вот, к чему нужно стремиться, в первую очередь - к постоянному поиску», — сказала Наталия.
ГСИ выделит зал для коллекции авангарда из Музея ИЗО
С окончанием ремонта ГСИ начнется реконструкция главного здания Музея ИЗО Татарстана. Уже сейчас там закрыт второй этаж, где раньше экспонировалось западно-европейское искусство, гравюра. Все фонды сейчас находятся в Кремле, в галерее «Хазинэ». Из-за сложившейся ситуации появился план по переносу коллекции авангарда из главного здания Музея ИЗО в Галерею современного искусства.
«Так как посыл у ГСИ, это не contemporary art, а modern art, то есть в целом искусство XX—XXI века, то авангард — это наш базис, то, с чего мы начинаем по условному тайм-лайну», — пояснила заведующая ГСИ.
Эта выставка станет постоянной на протяжении реконструкции главного здания, но это будет не статичная экспозиция.
«Есть достаточно большая коллекция, и за время реконструкции главного здания мы могли бы проводить ротацию, чтобы показать максимальное количество работ. Очень грустно, когда потрясающий Кандинский 1913 года лежит в запасниках и никто его не видит», — рассказала Панкина.
«Мы планируем открываться выставкой Русского музея "Россия. Реализм. XXI век"»
У Государственного музея изобразительных искусств РТ (ГМИИ РТ), его подразделением является ГСИ, давние партнерские отношения с Русским музеем. Договоренностями такого уровня занимается директор ГМИИ Татарстана Розалия Нургалеева, отметила Панкина.
«Я всего год работаю здесь, но из истории наших выставок и общения с коллегами знаю, что у нас давний позитивный контакт с Русским музеем. Два раза в год привозим выставки из их коллекции второй половины, конца XIX века. Они проходят в главном здании. Стоит упомянуть, что недавно наш музей получил здание магистрата на улице Баумана. Там как раз откроется филиал Русского музея, так что у нас плотные связи», — сказала Наталия.
Совместной выставкой с Русским музеем откроется и Галерея современного искусства. Это будет первое сотрудничество татарстанского и петербургского музеев в области коллекции современного искусства, отметила Панкина.
«Мы планируем открываться выставкой Русского музея "Россия. Реализм. XXI век". Она прошла некоторое время назад в Русском музее. Я хочу отметить, что эта выставка не будет повторять выставку в Русском музее. Это будет, так скажем, вторая серия этого проекта», — сказала заведующая ГСИ.
По ее словам, выставка собирается конкретно для галереи. Будут как имена художников, которые уже выставлялись в первой версии выставки, так и новые.
«Привезем замечательные работы Дмитрия Грецкого. Это гиперреалистичные изображения детей очень большого формата. Они около пяти метров в высоту. Мы рады тому, что в отличие от большинства других региональных музеев мы можем их экспонировать. Они того достойны, а у нас есть девятиметровая стена в высоту. Звучит достаточно поверхностно, но зато честно - подобное пространство само по себе очень интересно, это челлендж»,— заметила Панкина.
По ее мнению, такой проект для открытия музея очень выигрышный, потому что это привычный зрителю медиум — живопись.
«Формально это реализм, который интуитивно кажется понятным даже неподготовленному зрителю. И все же, это другой реализм, в рамках выставки мы сможем говорить и гиперреализме, и, одновременно, например, о соц-арте, экспозиция будет действительно большая», — пояснила Наталия.
Одновременно из Русского музея приедет выставка, посвященная Тарковскому.
«Хочу сделать в ГСИ проект о местном художнике Игоре Вулохе»
ГСИ не собирается обходить вниманием творчество местных художников. У заведующей уже есть мысли, чьи работы можно выставить, и тем самым удивить казанскую публику.
«Мне очень интересно было бы сделать проект об Игоре Вулохе, которого недавно не стало (в ноябре 2012 года — прим. Т-и). Это художник нон- конформист, хотя его искусство не было политизированным. Его творчество — чистая абстракция второй половины XX века, что не так часто встречается в российском искусстве, тем более, на таком потрясающем уровне», — считает Панкина.
Вулох родился и вырос в Казани, окончил Казанское художественное училище. В 2014 году, после его смерти, большая ретроспективная выставка Вулоха прошла в Московском музее современного искусства.
«Мне кажется, было бы интересно заново открыть его имя, потому что в Москве он хорошо известен, а здесь я много кого спрашивала, но, кроме специалистов, его не знают», — сказала Панкина.
Хотя до открытия Галереи еще несколько месяцев, заведующая уже строит планы на будущее. Велика вероятность, что этой осенью в Казани покажут работы москвича Егора Плотникова.
«Егор делает выставку специально для нас, потому что важно не просто скопировать "Ctrl + C", "Ctrl + V", а делать проект именно для нашего музея», — подчеркнула Наталия.
«Проект Егора Плотникова будет отчасти сайт-специфичным (сайт-спесифик проект делается специально для определенного пространства и может существовать только в нем). Секретов пока раскрывать не буду, но я уже лично видела собранный Егором вручную макет нашего пространства, то есть планирование будет очень тщательным. Также хочу отметить, что это будет премьера: сделанные для нашего совместного проекта произведения нигде ранее не экспонировались», — сообщила Панкина.
Она отметила, что ГСИ работает в академическом поле, поэтому важно не заимствовать, а заниматься собственной научной работой, производить “продукт”, выводить художника на новый уровень.
За обновлением здания не последует создание нового сайта
Проще всего узнать о галерее, готовящихся выставках и прейскуранте можно на официальном сайте ГМИИ РТ. Панкина отмечает, что хотелось бы иметь отдельный сайт с более минималистичым дизайном, иначе подавать материал, но все упирается в деньги.
«Это вопрос бюджета, в первую очередь, мы понимаем, что ГСИ — часть государственного музея, и разработка современного сайта — это огромные деньги. Я не знаю, кто управляет бюджетами, но думаю, что найти деньги очень и очень непросто. Но надеюсь, что такая возможность появится. Я думаю, что мои коллеги это тоже понимают», — сказала заведующая галереи
Поскольку ГСИ — это не отдельный институт, у нее не может быть собственной айдентики, отметила Панкина. Поэтому она не может повлиять на изменение визуального ряда, подхода к ведению сайта.
«Социальные сети мы ведем самостоятельно, мотивируя это тем, что у нас достаточно разная публика в нашем Инстаграме и у “большого” музея. Но опять же — айдентика остается той же», — сказала Наталия.
Нет комментариев-