Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Застольный период», black box сцена и спектакли-старожилы: какие тайны скрывает закулисье Казанского государственного академического русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова

«Застольный период», black box сцена и спектакли-старожилы: какие тайны скрывает закулисье Казанского государственного академического русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова
Сколько костюмов задействовано в одном спектакле, сколько времени потребуется, чтобы загримировать одного актера, почему Малая сцена в театре черного цвета? Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал за кулисами Казанского государственного академического русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова и выяснил, какая команда работает над созданием спектаклей.

Гримерка – дом артиста в театре

В здание КАРБДТ им. Качалова мы заходим сегодня не через привычный для нас главный вход, а через служебный. За множеством, казалось бы, обычных, ничем не примечательных комнатушек в длинных коридорах происходит настоящая магия – здесь создаются спектакли. У входа нас встречают помощник художественного руководителя по литературной части, заслуженный работник культуры Татарстана Диляра Хусаинова и PR-менеджер Александр Чернов. Сегодня они станут нашими проводниками в таинственный закулисный мир.

Первым делом по пути к сцене мы попадаем в гримерные комнаты. Здесь артисты готовятся к репетициям и спектаклям, делают несложный грим и отдыхают. 

«Гримерка – это дом артиста в театре. Они приходят сюда перед репетициями, готовятся, проводят время между репетицией и спектаклем, переодеваются, гримируются. Какую-то часть грима они могут делать и сами, но когда сложный грим, сложные прически – они идут в гримцех, и там с ними работают профессиональные гримеры», – рассказала Диляра Хусаинова. 

После реконструкции гримерные комнаты театра им. В. Качалова стали комфортнее – большие зеркала с подсветкой, диваны и даже душ с туалетом. 

Ожидать своего выхода на сцену артисты могут и в специальной комнате отдыха возле сцены. Здесь для них обустроена небольшая библиотека, на экране – видеотрансляция спектакля. Так актеры могут наблюдать за ходом действия и не пропустить свой выход на сцену. 


Благодаря строительству black box сцены в театре не потеряли связи со зрителями 

Спектакли в КАРБДТ им. Качалова идут на двух сценах: большой и малой. Зрительный зал, в котором расположена большая сцена, вмещает 505 человек. Это огромное светлое помещение, украшенное лепниной, тремя большими люстрами и атласными струящимися занавесками, завораживает. 

«Для драматического театра это очень хорошее количество – где-то порядка трехсот мест в партере и чуть больше ста в бельэтаже. Зал, как и все здание, после реконструкции приобрел архитектурное стилистическое единство», – прокомментировала Хусаинова. 

Малую сцену построили перед закрытием основной сцены театра – масштабная реконструкция проходила здесь с 2011 по 2014 год. 

«И это нас очень спасло: мы не потеряли связи со зрителями на эти три года. Иначе нам пришлось бы раз в месяц играть на какой-нибудь съемной площадке, а это неизбежно бы отдалило нас от зрителя, которым мы дорожим», – заметила заместитель худрука театра. 

Малая сцена в КАРБДТ им. Качалова – это трансформируемая площадка европейского типа, так называемый black box. Здесь проходят различные камерные постановки, экспериментальные спектакли, мастер-классы, творческие встречи, офф-программа Качаловского фестиваля, реализуются экспериментальные творческие проекты. Особенность площадки и отличие ее от основной сцены не только в размерах и количестве мест в зале, но и в том, что это сценическое пространство формируется в зависимости от творческого замысла. Вместимость зала всегда варьируется в зависимости от расстановки зрительских рядов, в среднем здесь вмещается порядка 150 человек. 

«Сейчас в репертуаре Малой сцены уже восемь спектаклей. Есть зрители, которые Малую сцену любят больше, чем большую, за полудомашнюю атмосферу, за близость к артистам», – добавила Хусаинова. По ее словам, черный цвет сцены – обычная практика для театров. Это самое нейтральное пространство, на фоне которого легче всего выстраивать образ действия спектакля. 


Над созданием спектаклей в театре трудится порядка 200 человек 

Над спектаклем в театре трудятся обслуживающие и производственные цеха, рассказала наша собеседница Диляра Хусаинова. Производственные цеха работают над созданием материальной части спектакля: в пошивочном цехе шьют костюмы, в бутафорском и столярном делают реквизит, осуществляют все художественные работы по изготовлению декораций. 

Обслуживающие цеха работают непосредственно на проведение спектакля. Монтировочный цех устанавливает на сцене декорации, осветительский цех – направляет свет. «Эти два цеха готовят сцену к спектаклю и работают во время его проведения: осветители по программе ведут световую партитуру, монтировщики осуществляют все технические перестановки», – добавила Хусаинова. 

Помимо этого, с артистами работают костюмеры – они хранят, готовят и гладят костюмы, а также разносят их по гримеркам и помогают надеть их артистам. В реквизиторском цехе готовят реквизит. 

Ведет спектакль помощник режиссера. Он присутствует на репетициях, знает все особенности выходов и технических передвижении, изменения в тексте, следит за тем, чтобы спектакль шел в соответствии с замыслом режиссера. 

«У нас порядка 200 человек работает в театре. И все мы так ли иначе делаем одно дело, работаем на одно – на выпуск и прокат спектаклей. И административный состав, который продает билеты, встречает зрителей, рассаживает, обслуживает, – это тоже работа над спектаклем. И костюмеры, и гримеры, и бутафоры, и столярка, и уборщицы, и водители, которые развозят артистов после спектаклей, и те, кто занимается материально-техническим обеспечением спектакля и обслуживанием здания, – все это работа над спектаклем», – заключила Диляра Хусаинова. 


В одном спектакле участвует около ста костюмов 

Следующим пунктом нашего путешествия по закулисью театра им. В. Качалова стала театральная костюмерная, где висят костюмы с действующих спектаклей. В театре есть и хранилище для старых костюмов, а самые дорогие и раритетные, например костюм самого Василия Качалова, хранятся в театральном музее. «У нас ничего не утилизируется, не сдается в прокат, как в других театрах. Это все когда-нибудь станет музейной историей», – рассказал PR-менеджер театра Александр Чернов. 

Все костюмы изготавливают в пошивочном цехе, а после отдают на хранение в костюмерную. В театре также есть и свой цех по пошиву обуви – здесь все изготавливают вручную из натуральных материалов. Работу мастеров контролируют художник по костюмам и лично режиссер спектакля. 

«Перед каждым спектаклем или репетицией костюмы актерам разносят по гримеркам. В них нельзя есть, и рекомендуется надевать только со вторым звонком», – добавил Александр. Сейчас в театре 27 действующих спектаклей, в каждом из них участвует около ста костюмов. 

Завершающие детали образа актерам добавляют в гримерном цеху – здесь им делают сложный грим, подбирают парики, усы, бороды и бакенбарды. «У каждого артиста есть своя коробочка, такого, что артист наденет чей-то бакенбард, не может быть», – подметил Чернов. 

Для того чтобы загримировать одного артиста, гримерам нужно примерно 15 – 30 минут. Больше всего им приходится потрудиться перед такими спектаклями, как «Трехгрошовая опера», и детскими сказками – для этих постановок необходимо большое количество грима. 


Спектакли в театре создают в «застольный период» 

Сейчас в КАРБДТ им. Качалова так называемый застольный период – режиссер и актеры работают с текстом пьесы. На суд казанского зрителя вскоре представят постановку «Дракон» Евгения Шварца. 

«Но это всегда работа не только с текстом, это еще и тщательный, кропотливый разбор обстоятельств, характеров. Без хорошего разбора не бывает хорошего спектакля. Мы размышляем, о чем пьеса, о чем будет наш спектакль, почему этот материал интересен нам и чем он должен быть интересен нашему зрителю, какие вопросы будет перед ним ставить», – отметила Диляра. 

Параллельно в театре идет работа над музыкальным материалом, над изобразительной составляющей спектакля: костюмами и декорациями. 

«Это всё – от создания эскизов до воплощения – происходит параллельно с репетициями. Это взаимосвязанные процессы, тут нет поэтапности. К «Дракону» сейчас начинают закупать ткани для костюмов, шить обувь, варить декорации. Что-то в процессе создания преобразуется по сравнению с первоначальным замыслом. И это нормальное явление, это живое творчество», – добавила наша собеседница. 

Когда заканчивается работа над текстом пьесы, труппа переходит в репетиционный зал либо сразу воплощает задумку на сцену – это зависит от работы режиссера. 

Параллельно с выпуском новых спектаклей в театре идет прокат текущего репертуара.

«У нас спектакли живут очень долго. Например, 26 марта мы отпраздновали 300-й юбилейный спектакль "Вишневый сад". На самом деле это не очень часто встречается в театральной практике. Но они идут не потому, что мы принуждаем их жить так долго, а потому, что они востребованы, любимы», – отметила спикер. 

Спектакль «Вишневый сад» появился в репертуаре театра им. Качалова в 2004 году – 15 лет назад. Также среди спектаклей-старожилов: «Скрипач на крыше» – играть его труппа начала в 1998 году, «Пиковая дама» – идет с 1999 года, а спектакль «Роковые яйца» переживает уже вторую редакцию – премьера состоялась в 1997 году, в 2011-м спектакль вышел в новой редакции. 


Подлинный костюм Качалова и серебряная ложечка с монографией актера

В фойе красуется памятник российскому и советскому актеру Василию Качалову, чье имя и носит театр. Это излюбленное место театралов, которые любят фотографироваться со знаменитым артистом перед спектаклями. Кроме того, теперь у зрителей КАРБДТ им. Качалова есть возможность познакомиться с историей храма искусства – в феврале здесь открыли Музей истории театра.

«Мы таким образом начали Год театра. Для нас это очень важное событие. Теперь наши зрители, которые приходят на спектакли, знают и любят наше настоящее, могут познакомиться и с нашей богатой историей, узнать о тех, кто был до нас», – отметила Диляра Хусаинова, добавив, что с учетом богатой истории театру мало и двух этажей музея.

Заведующий музеем Роман Копылов рассказал корреспонденту, что в музей может прийти любой желающий театрал, но можно также и заказывать отдельные экскурсии. «Перед спектаклем в пять часов у нас открываются двери, и любой зритель может прийти в музей, также можно приходить и во время антрактов», – добавил молодой человек. 

В музее хранится множество интересных вещей. Особенно гордятся в театре личными вещами Василия Качалова, переданными Московским художественным театром и родственниками. Например, здесь можно увидеть серебряную ложечку с монографией актера, копию его записной книжки, пенсне и даже его подлинный костюм. 

 «Важнейший, уникальный экспонат, который у нас во всей экспозиции есть, — это, конечно, костюм. Он был подарен нам в 70-е годы, когда была открыта первая экспозиция в театре. Это подлинный костюм Василия Качалова, в котором он играл роль Чацкого на сцене МХАТа», – подчеркнул Роман. 

Нам не удалось побывать во всех закулисных цехах – в театре в этот момент шли репетиции, а также работа над постановкой «Дракон» Евгения Шварца, которую вскоре казанцам представят на сцене КАРБДТ им. Качалова. Однако нам удалось увидеть, насколько большая команда работает в театре и насколько это трудоемкий и сложный процесс – создание спектакля.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев