Гримерка – дом артиста в театре
В здание КАРБДТ им. Качалова мы заходим сегодня не через привычный для нас главный вход, а через служебный. За множеством, казалось бы, обычных, ничем не примечательных комнатушек в длинных коридорах происходит настоящая магия – здесь создаются спектакли. У входа нас встречают помощник художественного руководителя по литературной части, заслуженный работник культуры Татарстана Диляра Хусаинова и PR-менеджер Александр Чернов. Сегодня они станут нашими проводниками в таинственный закулисный мир.
Первым делом по пути к сцене мы попадаем в гримерные комнаты. Здесь артисты готовятся к репетициям и спектаклям, делают несложный грим и отдыхают.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/d1d1474195fe0cc0627ae52f757f2c51f7fa03880aef0134e269856ce0c4.jpg)
«Гримерка – это дом артиста в театре. Они приходят сюда перед репетициями, готовятся, проводят время между репетицией и спектаклем, переодеваются, гримируются. Какую-то часть грима они могут делать и сами, но когда сложный грим, сложные прически – они идут в гримцех, и там с ними работают профессиональные гримеры», – рассказала Диляра Хусаинова.
После реконструкции гримерные комнаты театра им. В. Качалова стали комфортнее – большие зеркала с подсветкой, диваны и даже душ с туалетом.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/7efd5ba2d6e895c73959de65497962feca191fb819d29cd4925210d908a0.jpg)
Ожидать своего выхода на сцену артисты могут и в специальной комнате отдыха возле сцены. Здесь для них обустроена небольшая библиотека, на экране – видеотрансляция спектакля. Так актеры могут наблюдать за ходом действия и не пропустить свой выход на сцену.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/aa39a37d58c3a1e45762bec7601d8d75884e1c31b27a3b82807457215242.jpg)
Благодаря строительству black box сцены в театре не потеряли связи со зрителями
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/a5ee5b0fe4f026b8366963d39f588cc1ad1235529b33b64e53544fc4bec0.jpg)
Спектакли в КАРБДТ им. Качалова идут на двух сценах: большой и малой. Зрительный зал, в котором расположена большая сцена, вмещает 505 человек. Это огромное светлое помещение, украшенное лепниной, тремя большими люстрами и атласными струящимися занавесками, завораживает.
«Для драматического театра это очень хорошее количество – где-то порядка трехсот мест в партере и чуть больше ста в бельэтаже. Зал, как и все здание, после реконструкции приобрел архитектурное стилистическое единство», – прокомментировала Хусаинова.
Малую сцену построили перед закрытием основной сцены театра – масштабная реконструкция проходила здесь с 2011 по 2014 год.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/493257e99b09e20f317df5fc2b55202b537f75efa40e27f6f1ddb1d91a42.jpg)
«И это нас очень спасло: мы не потеряли связи со зрителями на эти три года. Иначе нам пришлось бы раз в месяц играть на какой-нибудь съемной площадке, а это неизбежно бы отдалило нас от зрителя, которым мы дорожим», – заметила заместитель худрука театра.
Малая сцена в КАРБДТ им. Качалова – это трансформируемая площадка европейского типа, так называемый black box. Здесь проходят различные камерные постановки, экспериментальные спектакли, мастер-классы, творческие встречи, офф-программа Качаловского фестиваля, реализуются экспериментальные творческие проекты. Особенность площадки и отличие ее от основной сцены не только в размерах и количестве мест в зале, но и в том, что это сценическое пространство формируется в зависимости от творческого замысла. Вместимость зала всегда варьируется в зависимости от расстановки зрительских рядов, в среднем здесь вмещается порядка 150 человек.
«Сейчас в репертуаре Малой сцены уже восемь спектаклей. Есть зрители, которые Малую сцену любят больше, чем большую, за полудомашнюю атмосферу, за близость к артистам», – добавила Хусаинова. По ее словам, черный цвет сцены – обычная практика для театров. Это самое нейтральное пространство, на фоне которого легче всего выстраивать образ действия спектакля.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/35d74a7bc1b85f1441f66d68ebdd36afba4a7aad618fbc50eca0e03753ae.jpg)
Над созданием спектаклей в театре трудится порядка 200 человек
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/59a4b4de84074acf55015a548d6f69af4bbd02c0e013ce0ef65c0ffc37ce.jpg)
Над спектаклем в театре трудятся обслуживающие и производственные цеха, рассказала наша собеседница Диляра Хусаинова. Производственные цеха работают над созданием материальной части спектакля: в пошивочном цехе шьют костюмы, в бутафорском и столярном делают реквизит, осуществляют все художественные работы по изготовлению декораций.
Обслуживающие цеха работают непосредственно на проведение спектакля. Монтировочный цех устанавливает на сцене декорации, осветительский цех – направляет свет. «Эти два цеха готовят сцену к спектаклю и работают во время его проведения: осветители по программе ведут световую партитуру, монтировщики осуществляют все технические перестановки», – добавила Хусаинова.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/5548005af7888bd33b4e5037e2fb9129596e8466970866b1b0ccc85f57d4.jpg)
Помимо этого, с артистами работают костюмеры – они хранят, готовят и гладят костюмы, а также разносят их по гримеркам и помогают надеть их артистам. В реквизиторском цехе готовят реквизит.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/cb64cb07adfaed6e9b2a01f95b2d1b252a017db58d937d0a3ba200496719.jpg)
Ведет спектакль помощник режиссера. Он присутствует на репетициях, знает все особенности выходов и технических передвижении, изменения в тексте, следит за тем, чтобы спектакль шел в соответствии с замыслом режиссера.
«У нас порядка 200 человек работает в театре. И все мы так ли иначе делаем одно дело, работаем на одно – на выпуск и прокат спектаклей. И административный состав, который продает билеты, встречает зрителей, рассаживает, обслуживает, – это тоже работа над спектаклем. И костюмеры, и гримеры, и бутафоры, и столярка, и уборщицы, и водители, которые развозят артистов после спектаклей, и те, кто занимается материально-техническим обеспечением спектакля и обслуживанием здания, – все это работа над спектаклем», – заключила Диляра Хусаинова.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/80e6f770e847083c07d58912178f8ec9d2ea519e4eafde2af4860d9ed0d9.jpg)
В одном спектакле участвует около ста костюмов
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b850f3aba37fdf32b99b3935453441f5b1fae74b739c753975dadc26ba75.jpg)
Следующим пунктом нашего путешествия по закулисью театра им. В. Качалова стала театральная костюмерная, где висят костюмы с действующих спектаклей. В театре есть и хранилище для старых костюмов, а самые дорогие и раритетные, например костюм самого Василия Качалова, хранятся в театральном музее. «У нас ничего не утилизируется, не сдается в прокат, как в других театрах. Это все когда-нибудь станет музейной историей», – рассказал PR-менеджер театра Александр Чернов.
Все костюмы изготавливают в пошивочном цехе, а после отдают на хранение в костюмерную. В театре также есть и свой цех по пошиву обуви – здесь все изготавливают вручную из натуральных материалов. Работу мастеров контролируют художник по костюмам и лично режиссер спектакля.
«Перед каждым спектаклем или репетицией костюмы актерам разносят по гримеркам. В них нельзя есть, и рекомендуется надевать только со вторым звонком», – добавил Александр. Сейчас в театре 27 действующих спектаклей, в каждом из них участвует около ста костюмов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/895ec0210f4bd88cc79235dad6dd0ae742444a51b90a0ad9d01f2b854db8.jpg)
Завершающие детали образа актерам добавляют в гримерном цеху – здесь им делают сложный грим, подбирают парики, усы, бороды и бакенбарды. «У каждого артиста есть своя коробочка, такого, что артист наденет чей-то бакенбард, не может быть», – подметил Чернов.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/6451cb488b72f2d3e47bfba540f385b6a374fbbd40ff0255691804d114f9.jpg)
Для того чтобы загримировать одного артиста, гримерам нужно примерно 15 – 30 минут. Больше всего им приходится потрудиться перед такими спектаклями, как «Трехгрошовая опера», и детскими сказками – для этих постановок необходимо большое количество грима.
Спектакли в театре создают в «застольный период»
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b3739da919f09ef37963bea54387f876a28d0048f6b09e250b4c9d7a0ada.jpg)
Сейчас в КАРБДТ им. Качалова так называемый застольный период – режиссер и актеры работают с текстом пьесы. На суд казанского зрителя вскоре представят постановку «Дракон» Евгения Шварца.
«Но это всегда работа не только с текстом, это еще и тщательный, кропотливый разбор обстоятельств, характеров. Без хорошего разбора не бывает хорошего спектакля. Мы размышляем, о чем пьеса, о чем будет наш спектакль, почему этот материал интересен нам и чем он должен быть интересен нашему зрителю, какие вопросы будет перед ним ставить», – отметила Диляра.
Параллельно в театре идет работа над музыкальным материалом, над изобразительной составляющей спектакля: костюмами и декорациями.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/f8dd53cb64a00b53098c3c1af0b818d7f41455a9614a0d9ca92d477b8a33.jpg)
«Это всё – от создания эскизов до воплощения – происходит параллельно с репетициями. Это взаимосвязанные процессы, тут нет поэтапности. К «Дракону» сейчас начинают закупать ткани для костюмов, шить обувь, варить декорации. Что-то в процессе создания преобразуется по сравнению с первоначальным замыслом. И это нормальное явление, это живое творчество», – добавила наша собеседница.
Когда заканчивается работа над текстом пьесы, труппа переходит в репетиционный зал либо сразу воплощает задумку на сцену – это зависит от работы режиссера.
Параллельно с выпуском новых спектаклей в театре идет прокат текущего репертуара.
«У нас спектакли живут очень долго. Например, 26 марта мы отпраздновали 300-й юбилейный спектакль "Вишневый сад". На самом деле это не очень часто встречается в театральной практике. Но они идут не потому, что мы принуждаем их жить так долго, а потому, что они востребованы, любимы», – отметила спикер.
Спектакль «Вишневый сад» появился в репертуаре театра им. Качалова в 2004 году – 15 лет назад. Также среди спектаклей-старожилов: «Скрипач на крыше» – играть его труппа начала в 1998 году, «Пиковая дама» – идет с 1999 года, а спектакль «Роковые яйца» переживает уже вторую редакцию – премьера состоялась в 1997 году, в 2011-м спектакль вышел в новой редакции.
Подлинный костюм Качалова и серебряная ложечка с монографией актера
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/4e6c9d91ba11fc598f5a18df0923539135d48a24023afd05d8b3dedbb54e.jpg)
В фойе красуется памятник российскому и советскому актеру Василию Качалову, чье имя и носит театр. Это излюбленное место театралов, которые любят фотографироваться со знаменитым артистом перед спектаклями. Кроме того, теперь у зрителей КАРБДТ им. Качалова есть возможность познакомиться с историей храма искусства – в феврале здесь открыли Музей истории театра.
«Мы таким образом начали Год театра. Для нас это очень важное событие. Теперь наши зрители, которые приходят на спектакли, знают и любят наше настоящее, могут познакомиться и с нашей богатой историей, узнать о тех, кто был до нас», – отметила Диляра Хусаинова, добавив, что с учетом богатой истории театру мало и двух этажей музея.
Заведующий музеем Роман Копылов рассказал корреспонденту, что в музей может прийти любой желающий театрал, но можно также и заказывать отдельные экскурсии. «Перед спектаклем в пять часов у нас открываются двери, и любой зритель может прийти в музей, также можно приходить и во время антрактов», – добавил молодой человек.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/34158d188399add173d3352a55e2217e4dafaa25bf1638cfa87a1187bee1.jpg)
В музее хранится множество интересных вещей. Особенно гордятся в театре личными вещами Василия Качалова, переданными Московским художественным театром и родственниками. Например, здесь можно увидеть серебряную ложечку с монографией актера, копию его записной книжки, пенсне и даже его подлинный костюм.
«Важнейший, уникальный экспонат, который у нас во всей экспозиции есть, — это, конечно, костюм. Он был подарен нам в 70-е годы, когда была открыта первая экспозиция в театре. Это подлинный костюм Василия Качалова, в котором он играл роль Чацкого на сцене МХАТа», – подчеркнул Роман.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/7d74f982f110edce396a7b27d191873c4c917c05b4fd7363659bddc66e9f.jpg)
Нам не удалось побывать во всех закулисных цехах – в театре в этот момент шли репетиции, а также работа над постановкой «Дракон» Евгения Шварца, которую вскоре казанцам представят на сцене КАРБДТ им. Качалова. Однако нам удалось увидеть, насколько большая команда работает в театре и насколько это трудоемкий и сложный процесс – создание спектакля.
Нет комментариев-