Врачи в ужасе
«Необходимо запретить “ватрушки”», – заявили татарстанские травматологи в конце 2017 года. Столь радикальное предложение связано с ростом количества пациентов в отделениях травматологии республиканских больниц с травмами, полученными на горках.
По данным медиков, во взрослые и детские больницы Татарстана «ватрушечники» поступают каждую неделю без исключений с конца декабря – как раз к этому времени снега нападало достаточно для образования естественных снежных горок.
«Именно с приходом зимних праздников, с 31 декабря по 9 января, в дни новогодних каникул резко возрастает количество пациентов в отделении. Только за эти праздники больше 12 человек было госпитализировано и прооперировано, и это мы еще не считаем амбулаторные травмы – пациентов, которым оказали помощь и отпустили на долечивание», – подчеркивает врач травматолог-ортопед городской клинической больницы № 7, врач высшей категории Андрей Лодвиков.
По словам врачей, «ватрушечники», как правило, калечатся на стихийных – не оборудованных горках, а таких в Татарстане не сосчитать. Проблемы на деле две: травмоопасные горки и небезопасные «ватрушки». Обе проблемы, отмечают специалисты, одинаково значимы.
К примеру, в Набережных Челнах 7 января 42-летняя женщина, катаясь на «ватрушке», сломала ребра. Как выяснилось, ее вынесло далеко на лед реки Мелекески. Из-подо льда на метр торчали две трубы. Женщина ударилась об них и переломала ребра. Вытащить со льда очевидцы самостоятельно ее не смогли и поэтому вызвали спасателей. На мягких носилках женщину вынесли на берег и передали медикам.
Спустя день, 8 января, в Советском районе Казани 20-летняя девушка, катаясь на привязанной к «Ниссану» «ватрушке», получила сотрясение мозга. История произошла на парковке напротив дома № 47а по улице Патриса Лумумбы. В какой-то момент водитель автомобиля резко затормозил, из-за чего девушка на тюбинге врезалась в иномарку.
2 февраля в деревню Черки-Бибкеево Буинского района приехала семья – женщина, ее гражданский супруг и ее дочь. Они решили вместе скатиться со снежной горы на одних ледянках. Стоит отметить, что это место для катания не оборудовано, оно имеет большие выступы и кочки. Спуск отпугивает жутким внешним видом. Его длина составляет около 160 метров. В какой-то момент ледянки наехали на кочку – все трое получили серьезные травмы, женщина спустя несколько дней скончалась в больнице.
«”Ватрушки” слабоуправляемые. Существует большой риск столкновений. Обычно напряженные группы мышц держат скелет в каком-либо положении. На ”ватрушке” же мышцы расслаблены, а следовательно, тело не защищено. И еще появилось много мест для катания, которые не соответствуют стандартам. Люди катаются где считают нужным, а не там, где это безопасно», – добавил Андрей Лодвиков.
А где кататься-то?
В Казани есть два официальных безопасных и обустроенных места для катания – в парке им. Горького и в Горкинско-Ометьевском лесу.
«Специализированные места для зимнего катания организованы в парке им. Горького и в Горкинско-Ометьевском лесу. Так, в центральном парке по проекту построена отдельно стоящая горка (между стадионом ”Трудовые резервы” и ”Густав Кафо”). Для обустройства горки на территории Горкинско-Ометьевского леса была произведена расчистка склона от валежника, построена деревянная лестница для подъема, укатана сама поверхность», – сообщили ИА «Татар-информ» в мэрии Казани.
В процессе подготовки этого репортажа мы заглянули в парк им. Горького. Аренда тюбинга здесь, естественно, платная – от 100 до 300 рублей в зависимости от размера «ватрушки», дня недели и времени суток. Однако и за само катание, даже на своей «ватрушке», придется заплатить – 50 рублей за полчаса.
Когда посетитель арендует «ватрушку», он подписывает так называемый талон: указывает свои данные, время, какой залог оставил. Отдельно желающие покататься на тюбинге подписываются под пунктом, который указывает, что ответственность за свои жизнь и здоровье несут сами.
Далее отдыхающий получает «ватрушку» и может идти куда угодно – сотрудники проката не отслеживают перемещения посетителей.
В том же парке им. Горького есть несколько естественных оврагов, в которых зимой образуются стихийные горки. Они никогда не пустуют.
Мы обратили внимание на ухабы, деревья и крутизну склона – все то, от чего предостерегают врачи.
В начале января 19-летний казанец скатился с одной из таких горок в парке и получил компрессионный перелом позвоночника.
В Горкинско-Ометьевском лесу платный только прокат «ватрушек», зато и альтернативных необорудованных мест для катания – море.
«Мы аккуратно, здесь не опасно. Все здесь катаются. Я его сажаю, вниз спускаюсь и ловлю. Тут ехать-то всего ничего, он даже до деревьев не доезжает. Ну а где еще ребенку кататься?» – объяснил Ярослав Димин – папа пятилетнего мальчика.
Одно время дети и взрослые катались даже со склонов, через которые проходит лыжня. Однако потом администрация горок поставила ограждения и повесила предупреждающие плакаты.
«Мы взяли “ватрушку” напрокат, все время катаемся. Про травмоопасность слышали, поэтому и ходим на оборудованные горки. А где ж еще кататься? Обычно в Горкинско-Ометьевском лесу и в Самаре еще – у бабушки, когда бываем. Там трасса на берегу реки, деревьев рядом нет – безопасно. Когда мы жили в Самаре, помню, девушка погибла во время катания на “ватрушке”» – отметила Виктория Грин.
Между тем опасными местами для катания в Казани можно назвать чуть ли не все стихийные горки.
А дети и взрослые против!
Безопасная, по мнению детей, горка находится в парке им. Урицкого – нет деревьев, склон пологий.
«На ватрушках круче, потому что они далеко ездят. Еще можно и на ледянках кататься, и на санках, здесь не страшно же, все катаются», – показывает на горку девятилетняя Даша.
«А я “ватрушки” больше люблю, как уж запретить их? Это глупо. Как могут запретить, я пойду вон в лес и буду кататься», – возмутился девятиклассник Олег.
Реакция на возможный запрет тюбинга у взрослых и у детей неоднозначная: часть взрослых поддерживают врачей, другая часть откровенно хохочет и утверждает, что «ватрушки» самые безопасные средства для катания с горок. А маленьких детей, к удивлению, ничуть не смущает идея травматологов: «Ну и что, у нас же есть санки, ледянки».
Тем не менее, несмотря на просьбы медиков, запретить «ватрушки» практически невозможно – товар даже не подлежит сертификации. То есть требований ГОСТа для тюбинга попросту не существует, хотя меры предосторожности порядочные производители указывают на упаковке и этикетках «ватрушек».
Как уберечь людей от травм?
Поскольку требований к самому тюбингу никаких нет, мы начали искать требования ГОСТ для снежных горок. По крайней мере, ГОСТ для горнолыжных трасссуществует с 2015 года, переиздан в 2017 году.
Так вот, по словам сотрудников горнолыжного комплекса «Свияжские холмы», у них есть специально созданная горка для катания на тюбингах, которая готовится по тем же правилам, что и лыжные горки.
«Трасса оснащается информационными знаками: указательными, предупреждающими и запрещающими. На трассах устанавливаются различного вида ограждения опасных объектов. Существует система “снежения” – искусственный снег, чтобы выровнять трасу, работает у нас и трактор-ратрак, который выравнивает трассы и так далее, там целый ГОСТ по работе горнолыжных комплексов», – сообщили ИА «Татар-информ» в курортном комплексе.
Появляется вопрос: почему бы не ввести ГОСТ для снежных трасс для катания на тюбингах? Необходимость международных стандартов поддержал и депутат Государственной Думы РФ седьмого созыва Ирек Зиннуров.
По его словам, ГОСТ нужен для официальных, обустроенных горок на зимних курортах и в местах народных гуляний. Привести в соответствие со стандартами стихийные горки вряд ли получится.
«Проблема действительно существует, потому что много людей – взрослых и детей – получают травмы во время катания на ”ватрушках”. Иногда эти травмы не совместимы с жизнью. Наверное, необходимо ввести требования на горнолыжных курортах и трассах. Там, конечно, есть свои правила, никто же не пустит на горнолыжную трассу желающих покататься на ”ватрушках”. Там специальные трассы под катание на ватрушках отведены. Ввести ГОСТ можно и для горок в тех парках, в которых организуются народные гулянья, ставят новогодние елки. Естественно, сюда не попадают стихийные горки. Люди ведь катаются там, где считают возможным. За такими горками невозможно следить», – предположил депутат.
Необходимо, по мнению Ирека Зиннурова, разъяснять опасность тюбинга людям, так же, как, к примеру, опасность купания в запрещенных местах.
«Возможно, нужно ставить указатели, вешать таблички с предупреждением об опасности катания на этих горках. Говорить об этом постоянно», – отметил Ирек Зиннуров.
Нет комментариев-