Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Замок на воде: ждет ли новая жизнь старый волжский водозабор

Замок на воде: ждет ли новая жизнь старый волжский водозабор
Краснокирпичные постройки старого водозабора Казани десятилетиями привлекали взгляды казанцев, проплывавших мимо на речных судах. Архитекторы, как выяснилось, уже не раз предлагали проекты возрождения памятника архитектуры, а в этом году объектом всерьез заинтересовался крупный инвестор – «Холдинговая компания «Ак Барс».

О том, как вдохнуть новую жизнь в уникальный образец старинной промышленной архитектуры, – в материале «Татар-информ».

Загадочный замок на воде

Если из Казани отправиться в речную прогулку в сторону острова Свияжск, вскоре после выхода из порта, напротив Адмиралтейской слободы, на небольшом, почти незаметном среди водной глади островке, можно увидеть несколько изящных, но основательных строений, выложенных из красного кирпича. На островке они оказались с наполнением Куйбышевского водохранилища в 50-е годы прошлого века.

«Проект в разработке. Без комментариев», – ответили в пресс-службе холдинговой компании «Ак Барс» на редакционный запрос «Татар-информ» о планах современного использования этих построек.

Как пояснил информ-агентству известный архитектор-краевед, в прошлом руководитель центра разработок генплана Казани Сергей Саначин, насосная станция 1-го подъема (главный корпус старого водозабора) до затопления Куйбышевского водохранилища стояла на незатопляемой сезонными разливами Волги возвышенности. В комплекс входят два служебно-технических блока с машинным отделением, соединяемые арочными переходами, и центральный 8-гранный корпус с береговым колодцем в середине. Из оголовка, который находится в русле Волги и увенчан красивой башенкой, по трубам в водозабор самотеком поступала вода. Все корпуса были отстроены в едином «кирпичном» стиле и декорированы искусной пластикой фасадов с применением тесаного кирпича. Сейчас здания внутри сильно руинированы, наружные стены сохранились гораздо лучше. Уцелела и металлическая винтовая лестницы, ведущая вниз колодца.

По сведениям Сергея Саначина, старый водозабор был построен предположительно на рубеже XIX – XX веков, затем перестраивался не менее двух раз, а также горел. Достоверно архитектор проекта неизвестен. Можно лишь предположить, что это был либо архитектор Порохового завода Иван Петрович Котелов (водозабор обеспечивал водой Пороховой завод и заречную часть Казани), либо Константин Савинович Олешкевич. До затопления пойменных лугов разлившимся водохранилищем вдоль берега сохранялись контуры набережной. На материковой части (улица Поперечно-Боевая в Игумнове) и сейчас остаются здания станции водоподготовки и очистных сооружений старого водозабора.

Музей Волги, яхт-клуб или «Театр стихий»?

В 2015 году Сергей Саначин направил в Министерство культуры РТ предложение по постановке водозабора на госохрану.

«Возможное использование: Музей реки Волги (Куйбышевского водохранилища). В нем показываются история реки, история водохранилища, уникальные пункты на реке, шлюзы; причал, прочее», – указывал он тогда в примечаниях.

Как рассказал архитектор Саначин корреспонденту «Татар-информ», тема старого волжского водозабора, как и все, касающееся Порохового завода, закрыта для обсуждений. Можно предположить, говорит он, это «связано с наличием, как в Нижнем Новгороде, штольного (секретного?) канала, идущего от водокачки». Все же комплекс зданий старого водозабора вместе с более новым «Крибом», построенным по проекту ленинградских архитекторов 1936 года, внесен в список выявленных объектов культурного наследия Республики Татарстан в марте 2015 года.

В последующие годы появилось несколько идей приспособления комплекса. Предложение использовать их под имиджевый для города яхт-клуб даже презентовали Президенту РТ.

Это культурное наследие, которое мало кто видит, а проблема в том, что его подмывает. Лет пять назад я была там сама, как студентка КГАСУ. И уже тогда был виден фундамент зданий. Краснокирпичную промышленную архитектуру XVIII – XIX веков строили с такой же любовью, как и жилую. Не было такого понятия, что это здание для жизни, а это для работы – архитектура была вся красивая. В целом это очень красивое место, которое очень не хочется потерять. Строение полностью техническое, поэтому поражает, что при этом оно очень детализировано – там много дорогих элементов фасада. Мы с моим преподавателем делали тогда подробный проект для Президента РТ – размещали там яхт-клуб», – рассказала архитектор, в недавнем прошлом преподаватель детской архитектурно-дизайнерской школы «ДАШКА» Виктория Строй.

Сейчас, подчеркнула она, здание уже не может выполнять техническую функцию, но можно и нужно сохранить его. Проект яхт-клуба остался только на бумаге, а Виктория, став преподавателем в детской архитектурной школе, предложила продумать идею использования старого водозабора Казани своей ученице Анастасии Чертилиной. Несмотря на то, что это работа не профессионального архитектора и даже не студенческого уровня, идея ученицы школы «ДАШКА» была отмечена этой весной среди конкурсных работ Всероссийского фестиваля «Архнаследие», который проходил в Казани. Проект «Реконструкция Казанского водозабора. “Театр Стихий”» был отмечен в номинации «Преобразование» дипломом третьей степени.

«Локацию предлагают преподаватели, а дети наполняют работу фантазией. Задача финального проекта – как раз научить детей исследовать город настолько, чтобы найти место, которое требует внимания. Для меня было важно предложить Насте место, где уже была проблема, а ей – где раскроется ее идея. Она предложила создать в этом пространстве театр с несколькими сценами. Это отличная идея, которая хороша тем, что предполагается общественный проект», – рассказала Виктория Строй.

По задумке Анастасии Чертилиной, под зданием самого водозабора можно расположить большой концертный зал, наверху – гримерки и мастерские для артистов. Плюс две сезонные сцены – плавающая (представляет стихию «вода») и лесная на дополнительной насыпи (представляет стихию «воздух»). Сами исторические здания при этом хорошо подходят под концепцию иммерсивного театра – то есть сами могут становиться декорацией для спектаклей, как Мергасовский дом, на фасаде которого прошлым летом состоялась подобная постановка.

«Это была моя дипломная работа по окончании детской архитектурно-дизайнерской школы. Предполагалось укрепить и немного расширить остров. А также организовать некий порт, чтобы можно было добираться к “Театру стихий” на лодках. Из нескольких предложенных зданий я выбрала именно водозабор, потому что он единственный расположен на воде и очень жалко, что такое красивое здание просто пропадает. Через несколько лет, возможно, оно окажется полностью под водой, ведь с годами остров размывается, водозабор разрушается. Я решила отдать дань уважения прошлому», – прокомментировала свою идею Анастасия Чертилина.

Ее наставница Виктория Строй отметила, что никогда человек не сможет скопировать здание, которому два века, даже если у него есть все чертежи, поэтому важно сохранять, а не перестраивать такие объекты. Настя сделала макет своего «Театра стихий», сняв подробно все размеры по имеющимся чертежам. Для водозабора, который уже много лет стоит без крыши, она придумала идеально подходящий, по мнению преподавателя, купол. Это современная конструкция под стекло из равносторонних треугольников, но с авторским наполнением – одна секция из равнобедренных треугольников.

«Только когда мы поставили эту крышу сверху макета здания, увидели, что неосознанно как бы добавили татарскую идентичность – такая крыша как бы напоминает татарскую шапочку. А кровля часто – половина облика», – оценила с профессиональной точки зрения работу ученицы Виктория Строй.

Однако она осознает, что в реальности под старым водозабором «никто не будет рыть огромный котлован, чтобы сделать там театр». Такие смелые идеи нужны для того, чтобы в итоге прийти к чему-то новому, но все же более реалистичному, сохранив историческое наследие.



Будущее прошлого

Как стало известно «Татар-информ» из собственных источников, инвестор предполагает сформировать у зданий старого водозабора Казани участок и проложить к острову дорогу, чтобы иметь возможность в дальнейшем развивать его. Однако с юридической стороны существуют важные нюансы, переплетающиеся с федеральным законодательством в сфере водных ресурсов. Их решение потребует много усилий и времени.

Комплексом старого водозабора мы со Светланой Персовой (в прошлом замминистра культуры РТ, сейчас заместитель руководителя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия – Ред), Сергеем Саначиным и Павлом Тиняевым озабочены давно и ставили его на охрану в условиях сопротивления. Довольно долго разбирались с балансодержателем, доступом, обследованием, затем наконец-то начали ставить на охрану. Но тут выяснилось, что структуры АБД («Ак Барс Девелопмент» – Ред.) планируют развитие острова с приспособлением этого здания под общественные функции. Приказ Минкульта РТ тем временем вышел, старый водозабор стал выявленным объектом культурного наследия.

Она подчеркнула, что реконструкцию сооружения целесообразно проводить в границах существующего контура с сохранением исторической целостности и достоверности строительных конструкций. А они были возведены в своё время с использованием самых передовых технологий.

«Дополнительные объемы на объекте возможны, если они будут обоснованы проектом и получены в ходе реконструкции, по согласованному проекту. Интересно было бы увидеть при жизни развитие этого объекта на острове, например, по принципу контрастного сопоставления с историческими фактурами и архитектурной деталировкой.

В позапрошлом году нам удалось договориться с компанией хотя бы об укреплении части острова от ежегодного ледохода. Архитектор Тиняев лично участвовал в процессе и вёл баржу подсыпать угол от размыва. Размытие временно остановлено. Но, к сожалению, дальше дело не продвинулось», – констатировала Олеся Балтусова. 


Берегоукрепление бетонными блоками острова со старым водозабором под руководством Павла Тиняева, ноябрь 2017 года. Фото Павла Тиняева


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев