О том, по какому сценарию пойдет республика, чем страшны тяжелые формы COVID-19 и почему важно соблюдать режим самоизоляции, корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал замминистра здравоохранения РТ — начальник Управления здравоохранения исполкома Казани Владимир Жаворонков.
Режим самоизоляции позволяет системе здравоохранения избежать пиковой нагрузки больных
Владимир Владимирович, как вы относитесь к различным прогнозам о развитии пандемии, и что нас может ожидать в действительности?
Во время борьбы с пандемией вопрос о том, что будет дальше, с чем еще мы столкнемся — один из ключевых. Здесь очень важно заниматься построением предиктивной модели. Это позволит рассчитать необходимые ресурсы, коечный фонд и так далее.
Но делать предсказательную модель при отсутствии каких-либо данных — это неправильный подход. Поэтому при создании предиктивной модели используются все возможные данные — начиная от Китая и заканчивая Италией. Эти два сценария — противоположные. Китай показал жесткие меры карантина еще в начале развития эпидемии. Италия этого сделать не смогла.
И теперь мы все можем увидеть, к каким итогам пришли эти две страны. Китай уже вышел из ситуации и начинает восстанавливать свою экономику, а итальянский сценарий до сих пор не закончен — продолжается заражение коронавирусом при значительном количестве смертей.
Россия и Татарстан, видя опыт зарубежных стран, с самого начала приняли ряд мер.
Сейчас эти меры отражаются на динамике заболеваемости населения. Когда стали ограничивать доступ населения на улицу — это было абсолютно правильное решение с точки зрения снижения числа заболевших. Оно позволяет системе здравоохранения избежать пиковой нагрузки.
Увеличиться ли количество заболевших?
Речь идет о том, чтобы система здравоохранения посредством различных математических моделей готовилась как сама, так и готовила население к тому, что нам предстоит. Так вот, действительно, сейчас могут быть какие-то ремарки со стороны по поводу того, что якобы небольшое количество инфицированных.
Однако мне бы хотелось обратить внимание на два фактора, первое: вернуться к этой модели, на ней очень четко видно, что мы в самом начале, в дебюте эпидемии, и посмотрев на цифры, которые будут далее и каким образом это будет развиваться, мы с вами сможем увидеть количество зараженных. То есть ни в коем случае в нынешнем состоянии нынешнее количество инфицированных не должно сбивать нас с курса очень четкой нацеленности на принятие мер, которые позволят справится с болезнью.
Я хотел бы обратить внимание на фактор динамики прироста инфицированных пациентов. Эта динамика нам очень четко свидетельствует о том, что пациентов будет значительно больше, и несмотря на то, что эти цифры не такие большие, любой эпидемиолог скажет вам, что количество заболевших будет больше и количество тяжелых форм заболеваний будет больше.
«От сознательности людей зависит, насколько быстро и с какими потерями мы победим коронавирус»
Что такое тяжелая форма в отношении коронавируса, чем она страшна?
Она страшна тяжелыми, иногда фатальными последствиями заболевания. Они результируются в течение нескольких часов, мы знаем об этом благодаря опыту Республики Татарстан в ведении тяжелых пациентов. В целом соматически тяжелый пациент не предъявляет значительных жалоб, но буквально в течение нескольких часов его состоянии значительно ухудшается.
Более того, если посмотреть на компьютерные томограммы легких, то, скажем, в начале дня мы видим одну картину, а в конце дня, когда происходит его ухудшение, картина совершенно другая. Легкие буквально теряют свою основную способность обеспечивать жизнедеятельность организма. Динамика, количество больных будет увеличиваться, соответственно, количество тяжелых форм заболевания также возрастет. Развитие болезни в ряде случаев имеет очень быстрое течение, и вот этого надо опасаться больше всего.
Мы видим, что сейчас есть неосознанная часть людей, которые нарушают режим самоизоляции. Какие есть варианты воздействия на общество, и как, по вашему мнению, эффективнее показать людям необходимость соблюдать предписанные меры безопасности?
Есть несколько вариантов воздействия на общество. Безусловно, вариант испугать — это самый простой и на короткой дистанции, вероятно, самый эффективный. Но нам принципиально важно показывать максимальную открытость и откровенность перед обществом. Мы рассказываем о тех вещах, которые происходят у нас в системе здравоохранения, в том числе, и по течению заболевания тяжелых пациентов.
Для того чтобы наши люди, жители нашей республики, понимали, зачем и для чего это делается. При достижении этого понимания, безусловно, эффект будет гораздо больше, поэтому у меня есть огромное желание обратиться к населению с точки зрения именно повышения самосознания жителей по поводу той проблемы, о которой мы сегодня с вами говорим. Это не шутки.
Вопрос здоровья каждого из нас, действительно, находится в руках каждого из нас. От того, насколько мы с вами себя будем вести правильно и выполнять все те предписания и рекомендации, которые сейчас видны на каждом экране и слышны из каждого аудиосообщения, будет зависеть, насколько мы быстро и с какими потерями выйдем из этой ситуации.
«Резервы системы здравоохранения Республики Татарстан просчитаны, мы готовы к любым сценариям»
Ранее руководитель направления бизнес-решений группы компаний InnoSTage представил прогноз. Из него следует, что если Татарстан пойдет по сценарию стран, которые наиболее тяжело переносят распространение коронавируса, то смертность от него может составить 200 человек в день. Что вы думаете по поводу этого прогноза?
Мы действительно ожидаем пика заболевания, однако цифры, которые были предоставлены нашими коллегами, нам дают повод для размышления и возможность подготовиться. Тем не менее, понятно, что это лишь прогноз, предиктивная модель, поэтому, как оно будет на самом деле, будет зависеть от эффективного взаимодействия власти и общества, насколько мы здесь сплотимся и очень четко сработаем для того, чтобы не допустить тех цифр, которые были в графике представлены.
Помимо этого прогноза, сейчас очень много различных сценариев развития инфекции. Какому вы доверяете больше?
Вирусологи и эпидемиологи по всему сходятся в едином мнении — для того, чтобы эта инфекция перестала для человечества представлять какую-то угрозу, должно переболеть порядка 70% населения. Исходя из этого мы понимаем, что большая часть нашего населения переболеет.
Наша основная задача сейчас заключается в том, чтобы не допустить резкого пика заболеваемости и резкого увеличения тяжелых форм болезни. Это важно для того, чтобы система здравоохранения более плавно справилась с поставленной задачей. Итальянский сценарий как раз и показывает всю проблему того, когда резко заболело огромное количество людей и система здравоохранения банально этого не выдержала. Поэтому карантинные меры чрезвычайно важны, чтобы заболеваемость равномерно распределилась по периодам времени. Поэтому мы продолжаем стоять на позиции, что изоляция — это один из сильнейших методов борьбы с коронавирусной инфекцией.
В Италии встречались случаи, когда врачи решали стоит ли помогать конкретному больному. Аппаратов ИВЛ не хватало и люди просто умирали, а кого-то спасали. Может ли такое случится у нас?
Я здесь не соглашусь с вами с точки зрения выбора. Я глубоко убежден, что такого выбора перед нашими специалистами не будет. Резервы системы здравоохранения Республики Татарстан просчитаны, мы готовы к тому или иному сценарному развитию.
Однако, вы абсолютно точно подметили, что сейчас все населения должно работать не по принципу «моя хата с краю», вопрос идет о нераспространении инфекции. Поэтому изоляция людей старше 65 лет, причем очень жесткая изоляция — это обязательное условие. Максимальная изоляция людей, которые могут себе позволить не выходить на работу, остаться в административном отпуске, по больничному листу, как это предписано согласно нормативным документам, — это очень важный элемент сохранения здоровья всех жителей республики.
Нет комментариев-