Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Замминистра здравоохранения РТ: На следующий год 115 тысяч татарстанцев уже выбрали льготы в натуральном виде

Замминистра здравоохранения РТ: На следующий год 115 тысяч татарстанцев уже выбрали льготы в натуральном виде
Заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Фарида Яркаева рассказала «Татар-информ», почему федеральным льготникам стоит сделать выбор в пользу лекарственного обеспечения, а не денежной компенсации.

– Сколько в Татарстане федеральных льготников, которые могут воспользоваться правом получения социальной помощи в натуральном виде?

– Федеральная программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами реализуется уже с 2005 года, в республике около 350 тысяч человек имеют право получения социальной помощи в натуральном виде или денежной компенсации в размере 807 рублей. Такое право дано законодательством Российской Федерации. Свой выбор на 2018 год необходимо сделать до 1 октября текущего года. В нашей республике порядка 67 процентов из числа тех, у кого есть право выбора, являются отказниками от набора социальных услуг в натуральном виде и получают денежную компенсацию. Нас это никак не может удовлетворить, мы понимаем, что те небольшие денежные средства, которые выделяются пациенту при отказе от набора социальных услуг, никак не могут покрыть расходы, которые возникнут, если у пациента выявятся тяжелые заболевания или обострятся имеющиеся. 

Хочется привести цифры статистики - на сегодня за 10 лет заболеваемость онкологическими заболеваниями выросла на 50 процентов, при этом цифры одногодичной летальности уменьшились на 20 процентов, а пятилетняя выживаемость увеличилась на 13 процентов. Это яркое свидетельство того, что те препараты, которые пациенты имеют возможность получать, позволяют продлить жизнь. Кроме того, поддерживать ее качество, пациент может трудиться, полноценно жить. Не стоит забывать, что стоимость лечения доходит иногда до нескольких млн рублей. Как правило, бюджету семьи это недоступно. Тем не менее, более 40 процентов онкологических пациентов отказываются от набора услуг в натуральном виде.

– Какие в этом случае могут быть аргументы?

– На фоне приема препаратов наблюдается ремиссия, которая может длиться несколько лет. Подсознательно пациент хочет забыть о заболевании, но он может нуждаться во второй, третьей линии лечения в случае обострения, и каждая последующая значительно дороже предыдущей. При чем первая линия лечения, химиотерапия может быть не столь дорогой. Пациент думает: если что – я смогу купить лекарства, к сожалению, это не так. Или взять ситуацию по сахарному диабету – неинфекционной эпидемии XXI века. Цифры роста очень серьезные – с 2011 по 2017 годы рост числа больных составил более 36 процентов. Общее число пациентов с этим заболеванием составляет около 120 тысяч. Это коварная болезнь, которая страшна осложнениями, в первую очередь сосудистые риски, у этой группы значительно выше риск инсульта, инфаркта миокарда, сосудистых катастроф. Их можно с успехом предотвратить, если принимать нужные лекарства.

– А есть ли это понимание среди населения, что лекарства настолько необходимы?

– Сегодня в обществе уровень понимания того, что сахарный диабет — заболевание, при котором нужно постоянно принимать препараты, достаточно высок. В тоже время те же лидирующие места в структуре смертности занимают болезни системы кровообращения — инфаркты, инсульты, понимания, что при этих заболеваниях нужно постоянно принимать препараты, к сожалению, нет. Как правило, особенно среди мужчин, жителей сельской местности прием препаратов для лечения бывает эпизодическим. Но риски есть не только в момент повышения давления, если не пить постоянно препараты. Кроме того, приходится говорить о росте психических расстройств. Причинами этому могут служить урбанизация, высокий темп жизни. По сравнению с данными трехлетней давности уровень заболеваемости вырос более чем на 7 процентов. Психические заболевания занимают лидирующее место в структуре заболеваемости. В арсенале врачей есть огромное количество современных высокоэффективных препаратов, которые позволяют человеку обеспечивать необходимое качество жизни, ее привычный ритм. Возможности фармакотерапии таковы, что позволяют минимизировать очень многие заболевания, их риски и осложнения. Врачи понимают, что сегодня у пациентов есть возможность получать лекарства, и выбор пациента должен быть очень осознанным. И это не только его выбор, но и его близкого окружения.

– Почему важно сделать выбор в пользу натурального обеспечения?

– Программа функционирует по страховому принципу, норматив финансирования определяется федеральным законодательством. Дополнительно ежегодно правительством выделяются трансферты, которые ограничены определенной суммой. Пациент имеет право получить препарат на значительно большую сумму. Когда количество пациентов, выходящих из программы, увеличивается, соответственно, финансовая устойчивость программы нарушается. Пациенты нередко рассуждают: если, например, я не могу получить препарат по тем или иным причинам, его нет в аптеке, препарат не входит в федеральный перечень лекарств, не хочу получать заменители или хватает средств денежной компенсации купить лекарства, то, когда наступает катастрофа, выявляются тяжелые заболевания, законодательство не предусматривает возможности изменить решение. 

Очень часто сразу после наступления срока 1 октября, буквально со 2 октября приходят родители детей-инвалидов, дети, чьи родители в преклонном возрасте, с желанием вернуть лекарственное обеспечение, но после 1 октября законодательство этого не предполагает. Мы часто спрашиваем, критична ли сумма, раз делают выбор в пользу компенсации. Большая часть говорит, что сумма не критична и не принципиальна. Даже если человек сейчас не получает препараты, то это право является страховкой на непредвиденные случаи жизни. Когда пациент заболевает, ему требуется и дорогостоящее лечение, и уход, в этот круг вовлечены несколько человек, а не только больной. Нужно задуматься, имеют ли мои родственники право на такие льготы и сделали ли они правильный осознанный выбор?

– О каких категориях населения идет речь?

– 90 процентов из тех, кто имеет право бесплатного лекарственного обеспечения или получения денежной компенсации, – это инвалиды, сложно представить, что у них нет необходимости в лекарствах. Также это участники и инвалиды войны, воины-афганцы, те, кто принимали участие в боевых действиях, узники фашистских концлагерей, блокадники и другие категории. Хочется призвать к детям родителей преклонного возраста, чтобы они приняли правильное решение. Дети часто говорят о незнании того, что родители отказались от лекарственного обеспечения, что они бы этого не допустили.

– Куда нужно обращаться, чтобы сохранить льготу по получению лекарств за собой?

– Если в прошлом году человек выбрал натуральную льготу и он желает ее оставить, ему нет необходимости обращаться с заявлением. Если он хочет изменить решение и с денежной компенсации перейти на натуральные льготы, то до 1 октября нужно обратиться в органы пенсионного фонда Российской Федерации и сделать соответствующее заявление.

– Какая в этом вопросе тенденция по Татарстану?

– К счастью, цифры меняются, количество отказников сокращается. За четыре года снижение составило с 73 до 67 процентов. Но это не те цифры, которые бы нас удовлетворяли и могли реально изменить ситуацию. Вообще показатель должен стремиться к нулю. На следующий год 115 тысяч человек уже выбрали льготы в натуральном виде. Поэтому мы ставим перед собой задачу вести разъяснительную работу, рассказывать о возможностях получения лекарственной терапии. Прежде, чем отказаться от набора социальных услуг, нужно посоветоваться с лечащим врачом.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев