Для чего форуму Попечительский совет?
Всемирный форум татарской молодежи реализует многие проекты. Для их осуществления нужны и консультации, и какие-то ресурсы, и знакомства. У молодого человека этого может и не оказаться, а у тех, кто в рядах форума много лет и перешагнул тридцатилетний рубеж, есть социальный капитал, связи. Кто-то в бизнесе и работает с бизнесом – этот капитал можно использовать в пользу молодежного движения.
Многие наши активисты, понимая, что уже вышли из категории молодежи, уходят из движения, и их капитал остается неиспользованным.
Я думаю, что Попечительскому совету нужны и ветераны движения, и бизнесмены. Мы уже давно хотели ввести такую практику – собирать молодежь один раз в году и делать фестиваль проектов. Если у молодого человека есть хорошая идея, он может ее предложить и получить финансовую поддержку от попечителей на реализацию своего проекта.
Всемирный форум татарской молодежи: раньше и сейчас
Форум развивается. Увеличивается и спектр работ, и объемы – поэтому появилась необходимость сформировать исполнительный орган, который работает на постоянной основе. Создание исполкома форума – это значит, что мы берем на себя ответственность. Теперь мы считаем, что форум должен что-то делать. А ведь здесь никто не получает зарплаты. У меня из-за дел форума иногда не остается времени даже на основную работу.
Те, кто на зарплате, – это сотрудники молодежного отдела конгресса (Всемирный конгресс татар – ВКТ). Сейчас перед нами стоит еще одна большая задача – перейти на новый уровень или хотя бы удержаться на данном уровне.
Возрастные границы в Уставе
Молодое поколение не обращает внимания на формальные документы. Хотя формально в Уставе указаны возрастные ограничения, в наших мероприятиях могут участвовать все. Вокруг проектов собираются дети школьного возраста. Проект «Мин татарча сойлэшэм», например, проходит в школах, и мы через него для школьников провели «Гыйлем фест».
По закону 16 лет – это возраст детских организаций. Скажем, в «Сэлэт» идут с 12–14 лет, и там отдельные условия. Среди наших активистов тоже есть не достигшие 18-летнего возраста ребята и девчата – они работают у нас волонтерами. И в Совете есть пара таких человек.
У нас и для организаторов возрастных ограничений нет. В деятельности любой организации бывают исключения. Если начнем делать документы под каждое из них, проводить собрания по каждому случаю и писать протоколы, мы утонем в собраниях.
Заместителей председателя Форума избирает Совет. Статусы облегчают ведение деятельности. Ты высказываешься как личность или как представитель форума – это разные вещи. В некоторых случаях я говорю от своего имени, некоторые вещи согласую с форумом. Например, позицию против установления памятника Ермаку, Екатерине II мы высказали через форум. Активно действовали в период подготовки Госдумой РФ закона по преподаванию родных языков. На то, что были приняты не самые худшие нормы этого закона, я полагаю, в том числе повлияла и наша деятельность.
Мы не только выражаем позицию, но участвуем в создании концепций.
У нас была своя концепция по “Шаян ТВ”
И по детскому татарскому телеканалу “Шаян ТВ” у нас была своя концепция. Некоторые наши идеи были использованы в формировании концепции канала, но большая часть не вошла – жаль. Мы провели ряд мероприятий по татарской школе, также сделали исследования о том, как вопрос с национальными школами решается в разных странах. По итогам создали презентацию объемом 50–60 страниц и распространили через СМИ, передали Госсовету РТ и Минтимеру Шаймиеву. Это тоже наверняка стало одним из толчков к созданию полилингвальных школ в Татарстане.
20-летние девяностых и нынешние 20-летние не одно и то же. Разница в условиях
Мир меняется, условия становятся более сложными. Например, в 90-х годах, если человек хотел провести мероприятие, то ему могли дать площадку. А сейчас тебе никто просто так Дом культуры не предоставит. В те времена не было необходимости одно мероприятие согласовывать через тысячу разных бумажек, достаточно было уведомления. Сейчас для всего нужны разрешительные бумаги. Это создает бюрократию, я не согласен с таким явлением, но ты должен действовать по этим правилам.
Условия 90-х годов очень отличаются от нынешних. Сейчас люди не выходят на политические мероприятия. Боятся. У человека есть внутренняя цензура. В те времена Татарский общественный центр создавали люди старше тридцати, молодежное движение «Азатлык» образовалось позже. Если брать какие-то серьезные вещи, их и в те времена делали люди постарше.
Не знаю, когда начнутся времена более свободные, но сейчас надо действовать согласно нынешним условиям.
О Стратегии
Я обижен на старшее поколение – они пытаются критиковать, не понимая нашу деятельность. Объясняешь им – есть вот это, это, говорят: «Да? Значит, вот в чем дело».
Римзиль абый Валеев винит молодежь в неучастии в создании Стратегии развития татарского народа. Во-первых, мы участвовали в рабочих группах. Во-вторых, было также и отдельное мероприятие. В-третьих, еще до того, как Президент Татарстана сказал о необходимости создания Стратегии, наш прошлогодний форум прошел под лозунгом развития татар до 2050 года. На эту тему первыми заговорили мы.
Современное молодежное движение – это не комсомольская организация
Отношение старших к молодежному движению напоминает отношение к комсомолу. То есть они не отошли от советской парадигмы. Будто мы должны писать какие-то резолюции и работать по составленным планам. То есть надо создавать филиалы, и они должны действовать по приказу. Старшие нашу деятельность видят так. Но ведь мир изменился. Это не мир иерархии. И уровень ответственности молодежи меняется. Я не говорю, что ее стало меньше. Молодежь по-другому смотрит на деятельность, которая ведется. Если им это неинтересно, они не делают. Просто орущих лозунги про нацию и родину молодых людей – единицы.
В неполитичное время молодежи нужна интересная работа. Не можешь ее заинтересовать – они не участвуют. Это не обвинение в адрес идущего за нами поколения – условия другие, есть ограничения. Сейчас и свобода слова по-другому, ты сейчас сто раз подумаешь – правильно я сказал об этом человеке, не наношу ли оскорбление по национальному признаку и так далее.
Наше поколение еще пытается объяснить старшим, а следующее поколение такое вообще не воспринимает.
Мы вынуждены называть себя молодежью
Обвинять нас в инфантильности – это или обман, или незнание нашей деятельности и нежелание знать.
В 26 лет я был генеральным директором организации, под моим руководством работали люди 40–50 лет. Во время кризиса приходилось и увольнять людей – поэтому волосы и поседели. Радиф Кашапов тоже в течение нескольких лет был главным редактором «Собака.ру». Среди нас есть те, кто был директором, завучем. Хоть они и собрались здесь, это люди, которые в большой жизни ведут большую деятельность.
Мы вынуждены называть себя молодежью. Если старшее поколение не особо хочет видеть нас в конгрессе, мы не сильно обижаемся. Нам намного удобнее действовать под молодежной организацией.
Сколько молодых делегатов было в съезде конгресса в 2017 году – знаете? Их очень мало. Три-четыре человека из Совета форума. Табрис Яруллин, я, и пара человек из регионов. Я пытался разузнать у Казанского отдела конгресса, как избираются делегаты из Казани, но никто не смог точно ответить. В таких условиях как стать делегатом – очень большой вопрос. Меня, после того как я стал высказывать критику, взяли, как будто чтобы я просто перестал говорить. И то лишь на освободившееся место не приехавшего из Якутии делегата.
Каким должен быть Конгресс?
В Конгрессе должны быть не только территориальные делегаты, но и представители организаций. Форум – это одна из многочисленных организаций. Представители форума должны участвовать в деятельности конгресса. Там должна быть возможность предлагать своих кандидатов при избрании исполнительного комитета и национального совета «Милли шура».
Список был озвучен только в рамках конгресса, возможность выйти к микрофону и высказать свои предложения была на уровне нуля. Это мероприятие, которое идет по очень точному сценарию. На какие-то обсуждения могут выделить буквально по пять минут. В таких условиях что-то предлагать пока невозможно. Можно, наверное, кричать, бороться. Мы не считаем это нужным.
Как участвовал башкирский совет «Милли шура» в Курултае в Башкортостане! Конечно, это смелые люди. Но мы, видимо, не организованны до такой степени. Среди нас нет желающих действовать таким образом.
За форум не держимся, но здесь удобнее
Мы не держимся за форум, но делать мероприятия, находясь под крылом форума, намного легче. Если ты приходишь с идеей как частное лицо, мне кажется, это сложнее. Возникает вопрос: «Ты кто?» Новую организацию надо регистрировать. Провести собрание. Мы хотим показать, что мы достойные, но не через борьбу, а своей деятельностью. Создавать организации – это требует много сил и времени, а мы хотели бы эти силы направить на конкретный проект. Всемирный форум татарской молодежи – это не просто молодежная организация, это команда единомышленников. Кто-то участвует во многих его проектах, кто-то входит в его органы, советы, кто-то просто помогает – например, на многие мероприятия зовем Ильдара Аюпова (программист, дизайнер, автор татарских IT-проектов. – Ред.), он приходит. Действует.
От культурных мероприятий больше эффекта
В настоящее время у культурных мероприятий эффект сильнее. Человек пришел на культурное мероприятие, что-то показал, семья поучаствовала. Аудитория растет. А на митинг, например, человек просто пришел и ушел. Была ли принята резолюция, будет ли в дальнейшем результат – большой вопрос.
В экономике есть понятие «мультипликативный эффект». Например, строится дом. У строительства мультипликативный эффект очень большой. Потому что там надо разнести коммуникации, инфраструктуру, нужны отделочники, они тоже покупают какой-то материал. У отделочников есть субподрядчики, у субподрядчиков есть другие субподрядчики. Сколько связей возникает. Для строительства, к примеру, девятиэтажного дома, сосредотачивается большое количество фирм. И каждый получает свой доход. Если здесь тоже применить этот экономический термин, то у культурных мероприятий мультипликативный эффект больше. Человек недолюбливает политику. Человеку намного комфортнее в дружественной культурной среде.
В районах человеческого капитала немного
Возьмем для примера Камско-Устьинский район. Население 11–13 тысяч человек, 15% из них – молодежь. Это 2–3 тысячи человек молодежи. Больше половины из них работает в Казани. Получается, молодое население района – примерно 1 тыс. человек. Что-то ожидать от такого количества людей очень сложно. Если скажу, что сегодня человеческий капитал в районах очень низкий, пусть это не прозвучит как обвинение. Молодежь сосредоточена в Казани, в городе. Деятельность больше надо направлять в города. В районах и так, слава Аллаху, есть татароязычная среда, они участвуют в мероприятиях.
В прошлом году провели форум Заказанья. Участвовали около 60 человек из 10–11 районов. Надо продолжить деятельность таких форумов. Просто не хватает сил на всё. Я не работаю с районами, поэтому не все знаю. Я езжу в регионы. Даже когда еду по своим делам, звоню в молодежную организацию и предлагаю провести лекцию. И такие лекции они действительно проводят. Была лекция по истории, собирались и обсуждали какие-то идеи.
Раньше не было понятий «дети» и «молодежь»
Говорю как историк – 150 лет назад не было понятия «молодежь», а 200 лет назад и понятия «детство» не было. К ребенку относились как к еще не созревшему маленькому человеку. Феномен молодежи начал появляться 120–130 лет назад. Выделение понятия молодого человека – это один из этапов развития человечества.
Мы сейчас и среди пенсионеров видим разные группы. Период их активной жизни рассматривается отдельно, например говорят: «Университет третьего возраста», и бывают Советы аксакалов. В человечестве стали кристаллизироваться возрастные границы. Это свойственные всему миру вещи. Я это вижу и как профессиональный спортсмен. Раньше юниорский возраст заканчивался в 20 лет и человек вставал в один ряд со взрослыми спортсменами. Но человек в 20 лет еще физически не окреп для некоторых видов спорта, например лыжного, велосипедного. Поэтому после двадцати они выпадали из спорта.
И только в 2000 годах спортсменов в возрасте 20–23 лет стали выделять в отдельную категорию, как молодежь.
Нет комментариев-