Когда правоверный помогает ближнему, находящимся в нужде, в обществе устанавливается социальная справедливость. Вот почему закят – это не милостыня или любезность. Закят - это обязанность мусульманина.
Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня. Когда мусульманин выплачивает из своего имущества установленную Шариатом часть и отдаёт её своим братьям и сёстрам по вере, находящимся в нужде, – в обществе устанавливается социальная справедливость. Это становится основой обеспечения мира, справедливости, братства и любви среди рабов Аллаха.
В Куръане закят, как и намаз, упоминается 27 раз. Сегодня по всему миру открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Например, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан много лет активно работает Благотворительный фонд «Закят». На собранные деньги фонд оплачивает лечение тяжелобольных детей и помогает материально неимущим людям.
Закят (как и пост) был вменен в обязанность во втором году хиджры.
Это ежегодная выплата человеком, считающимся с точки зрения религии богатым, 1/40 части своего имущества в пользу бедных и нуждающихся.
Условия обязательности выплаты закята:
1) быть мусульманином;
2) быть разумным;
3) быть достигшим совершеннолетия;
4) быть свободным;
5) считаться богатым с точки зрения религии (обладать нисабом имущества);
6) должен пройти один лунный год с того момента, как имущество достигло нисаба.
Кому выплачивается закят?
1) кто с точки зрения религии считается бедным;
2) нищим и неимущим (тем, у кого вообще ничего нет);
3) должникам;
4) тем, кто находится на пути Аллаха;
5) путникам, оставшимся в пути (не имеющим средств вернуться на родину).
Закят может быть выплачен и родственникам: братьям, племянникам, дядям и тетям, если с точки зрения религии они считаются бедными и нуждающимися.
Кому закят не выплачивается?
1) родителям, родителям родителей и так далее по восходящей;
2) детям, внукам, правнукам и так далее по нисходящей;
3) тем, кто с точки зрения религии считается богатым;
4) также закят не выплачивается мужем жене и
наоборот;
5) тем, кто не является мусульманами.
Размер нисаба при выплате закята
Расчет нисаба: если после вычета всех долгов у человека имеется имущество в размере нисаба (имущество человека, не являющееся торговым имуществом, не принимается в расчет), то такой человек считается богатым с точки зрения религии, и по истечении одного лунного года выплата закята с этого имущества становится для человека фардом (в этом случае не имеет значения уменьшение и увеличение имущества в течение года).
Закят выплачивается с 8 видов имущества:
1) Золото: размер нисаба составляет 96 или 80.18 грамм.
2) Серебро: 595 или 561 грамм.
С других драгоценных металлов и с драгоценных камней закят не выплачивается.
3) Деньги: эквивалент стоимости нисаба золота.
4) Торговое имущество (предназначенное для торговли): также рассчитывается, исходя из нисаба золота.
С этих четырех видов имущества ежегодно выплачивается закят в размере 1/40 части, или 2,5%.
5) Бараны-козы: нисаб составляет 40 голов (в виде закята дается один баран или одна коза).
6) Быки-буйволы: нисаб составляет 30 голов (в виде закята дается один бык, достигший года).
7) Верблюды: нисаб составляет 5 голов (в виде закята дается один баран).
8) Сельскохозяйственная продукция: нисаб составляет 5 веск (950 или 653 килограмма).
Если полив осуществляется механизированными средствами, то в качестве закята выплачивается 1/20 часть урожая.
Если же полив происходит естественным путем (дождь и так далее), то в этом случае размер закята составляет 1/10 часть урожая.
Закят с полезных ископаемых составляет 1/5 часть.
Харис бин Вахб сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подавайте милостыню, ибо, поистине, настанут для вас такие времена, когда человек будет искать, (кому бы подать) её, но не найдёт никого, кто бы её принял, а тот, (кому он станет предлагать это,) скажет: “Если бы ты принёс (свою милостыню) вчера, я бы принял её, а сегодня я в ней не нуждаюсь”». К сожалению, описанные в этом хадисе времена, когда закят не нужен никому, пока не наступили. Мы по-прежнему наблюдаем социальное расслоение, которое приводит, разумеется, к недовольству в обществе. Так торопитесь творить добро - Аллах воздаст благом!
Нет комментариев-