Закон о «суверенном Рунете» призван сформировать на территории России дублирующую резервную инфраструктуру, которая должна помочь обеспечить бесперебойную работу отечественного сегмента Сети в случае возможных угроз извне или других нештатных ситуаций. Координировать «функции обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования Интернета» должен будет Роскомнадзор.
Некоторые уверены, что инициатива направлена на защиту интересов граждан и никак не отразится на обычных пользователях сети. Другие же сравнивают нововведение с цензурой информации в Китае. Подробнее об этом — в материале ИА «Татар-информ».
Защита от внешних угроз
С 1 ноября вступает в силу так называемый закон о суверенном Рунете, призванный сформировать на территории России дублирующую резервную инфраструктуру, которая должна помочь обеспечить бесперебойную работу отечественного сегмента Сети в случае возможных угроз извне или других нештатных ситуаций.
В том числе в законе прописываются правила маршрутизации трафика на территории РФ и порядок контроля за их соблюдением. Координировать «функции обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета» должен будет Роскомнадзор.
Информация, распространение которой запрещено в России, уже блокируется согласно процедурам, прописанным в законодательстве, пояснял председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
«Закон предусматривает переход на более технологически совершенный уровень, который обеспечит выполнение требований законодательства об информации более точными инструментами работы с интернет-трафиком, использование которых не должно отражаться на качестве и скорости доступа к интернет-сервисам для граждан и компаний», — говорил он.
Также закон предусматривает учения, в рамках которых будет проводиться контролируемое «отключение» российского сегмента от мировой Сети. Проводиться они должны будут не реже раза в год на федеральном и региональном уровнях.
Минцифры РТ: Закон о «суверенном Рунете» нельзя сравнивать с китайским фаерволом
Абсолютно некорректно сравнивать закон о «суверенном Рунете» с системой фильтрации содержимого Интернета в Китае, которую называют Великим китайским фаерволом. Об этом ИА «Татар-информ» рассказали в пресс-службе Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ.
«Проект „Золотой щит“ (неофициальное название проекта в Китае — прим. Т-и) предусматривает гораздо более жесткие меры по отношению к своим интернет-пользователям. Мы по-прежнему сможем заходить на иностранные сайты, проверять ленту в Facebook и Instagram. Основной посыл в том, что создаются меры подстраховки, чтобы в случае отключения от Всемирной сети мы с вами не остались в информационном вакууме. Может быть, это никогда не произойдет, но план Б должен быть всегда», — сказали в Минцифры РТ.
Минцифры РТ положительно относится к нововведению, так как закон направлен на защиту интересов граждан. Федеральный закон не направлен на ограничение операторами связи или организаторами распространения информации доступа к информации в Интернете, добавили в пресс-службе.
«Закон нужен, чтобы эффективнее контролировать трафик в российском Интернете»
С мнением министерства не согласились в SearchInform (российский разработчик средств информационной безопасности). Многие эксперты сходятся в том, что закон нужен, чтобы эффективнее контролировать трафик в российском Интернете. «В плане мотивации закон можно сравнивать с китайским фаерволом», — рассказал агентству руководитель отдела аналитики компании Алексей Парфентьев.
Все меры, перечисленные в законе, не решают проблему устойчивости российского сегмента Интернета, потому что самой проблемы нет, уверен специалист. «Законотворцы отсылают к опыту Сирии, где в ноябре 2012 года из-за внешней блокировки доступа к серверам два дня отсутствовал Интернет. В отличие от Сирии в России есть свои DNS-сервера, которые обеспечивают маршрутизацию и создают основу для российского Интернета», — пояснил Парфентьев.
Более того, и сейчас лишь незначительная часть запросов проходит через корневые DNS. Резервных же серверов несколько сотен, и лишь меньшая их часть находится на территории наших «вероятных противников», продолжил он.
«Так что все отечественные сервисы — от ВКонтакте до Яндекс-почты — продолжат работать, даже если представить, что нам кто-то действительно решит перерубить „оптику“, идущую через Атлантику», — подчеркнул собеседник агентства.
Эксперт КФУ: пользователи не почувствуют на себе действие закона
Обычные пользователи не почувствуют на себе действие закона, ведь все сайты останутся доступны, а цена на Интернет не подскочит. Об этом ИА «Татар-информ» рассказал директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Сергей Мосин.
«Закон не несет никаких угроз для российских пользователей. Наоборот, он ориентирован на то, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу сети Интернет. Многие считают, что это попытка ограничить свободы пользователей. Но Интернет достаточно четко регламентируется протоколами и стандартами, дальнейшая работа будет осуществляться на их основе. Поэтому все те свободы, которые были, полностью сохранятся», — заверил эксперт.
Пока рано говорить о новых тарифах на Интернет или дополнительных налогах, считает эксперт. «Этот закон не определяет никаких дополнительных сборов, налогов, привлечения финансирования. Наоборот, это основа для того, чтобы инициировать федеральный проект, наверное, с привлечением средств спонсоров и компаний, которые заинтересованы в российском сегменте Интернета», — рассказал Сергей Мосин.
Угроза перебоев и эхо Телеграма
Тем не менее реализация закона может вызвать проблемы у малых компаний, которые в работе используют общедоступные продукты, выразил опасения Алексей Парфентьев. Например, если бизнес размещает корпоративную почту на Gmail, использует облачную CRM и т.д. «Большинство крупных и средних бизнесов предпочитают IT-сервисы реализовать внутри компании. „Выдерни провод“ — они продолжат работу», — сказал он.
Но есть опасения, что могут быть перебои, как это происходило, когда Роскомнадзор пытался справиться с Telegram и блокировал целые подсети IP-адресов, через которые шел трафик мессенджера.
«Это привело к перебоям в работе и других популярных сервисов: Viber, платежных систем, сервисов регистрации на авиарейсы и т.д. За 10 дней Роскомнадзор получил 46 тысяч жалоб. Такие последствия сложно предсказать, поэтому подготовиться к ним нельзя», — предупредил аналитик SearchInform.
«Есть надежда, что закон вызовет бум разработки российских интернет-сервисов»
Что касается преимуществ, есть надежда, что закон вызовет бум разработки российских интернет-сервисов, которые будут призваны заменить западные аналоги в случае введенных ограничений, продолжил Парфентьев.
«Но в IT-рынке создание привилегий для российских разработок не считают лучшим вариантом стимулирования рынка. В случае реализации сценария закона „Яндекс“ или Mail.ru Group окажутся в положении монополистов, а это в принципе всегда плохо сказывается на конкурентных качествах товара или услуги», — добавил он.
Свою выгоду может получить также небольшой круг подрядчиков, который возьмет на себя административно-техническую работу по реализации мер, прописанных в законе, подытожил эксперт.
Операторы связи хранят молчание
Согласно закону, все операторы связи в стране должны установить на свои сети специальное оборудование, предоставленное Роскомнадзором. В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования Интернета ведомство сможет управлять маршрутизацией трафика через это оборудование. Указанное оборудование также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ пользователей к запрещенным на территории России ресурсам.
В пресс-службах МТС, «Ростелекома» и «Мегафона» отказались комментировать эту тему. В Beeline проигнорировали запрос агентства. По информации РБК, на сетях операторов пока не установлено оборудование, предназначенное для централизованного управления трафиком и его фильтрации (Deep Packet Inspection; DPI). Пока оно проходит тестирование. Лабораторные испытания различных систем фильтрации трафика начались еще в августе 2018 года на сети «Ростелекома».
Согласно данным национальной программы «Цифровая экономика», расходы на реализацию закона должны составить более 30 млрд руб., 20,8 млрд из которых должно пойти на закупку оборудования.
«Не с чего будет в Рунет зайти»
Закон о «суверенном Рунете» не имеет перспектив и будет неэффективным, заявил в беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» ветеран ФСБ, генерал-майор и председатель центрального исполкома организации «Офицеры России» Александр Михайлов.
«Прежде чем нас отключат от Интернета, нам заблокируют все смартфоны и компьютер. И с чего мы войдем в наш Интернет? Мы же не выпускаем свои гаджеты. Да и то, что выпускали, было на китайской элементной базе. Да и качество... Разрекламированный Йотафон умер, не успев родиться. Любая война начинается с разрушения системы связи управления. Сегодня не надо посылать диверсантов, чтобы обрывать телефонные провода. Во всех средствах связи, особенно американских iPhone и MAC, давно прописана возможность дистанционного отключения. И если что-то не дай бог случится, в первую очередь будут вырублены системы связи. Не с чего будет ни в какой Рунет входить», — пояснил он.
«Мы даже не представляем уровень коллапса в таком случае. Мы даже адресов нужных не знаем. А городские телефоны давно отключили... Ни “Скорой” не вызвать, ни полиции, ни такси», — отметил ветеран ФСБ.
Кроме того, противникам страны нет смысла отключать российский сегмент Сети, продолжил Михайлов. «Мировая сеть потому и мировая, потому что она может существовать при подключении огромного числа потребителей. Никому невыгодно нас отключать. Они утратят контроль над ситуацией в России. Поэтому мне иногда эти забавы, которые нас сотрясают, кажутся надуманными», — добавил собеседник агентства.
«Я считаю, что если и грянет что-то, то никакое отношение Интернет к этой теме иметь не будет. Чтобы контролировать страну противника, нужно все время быть в сети этого противника», — подытожил генерал-майор ФСБ.
Нет комментариев-