Закон направлен на выявление, сохранение, изучение, использование и популяризацию объектов нематериального культурного наследия народов Татарстана. К видам таких объектов относятся народные знания, верования, обычаи, традиции, произведения фольклора; уникальные формы словесного, вокального, инструментального, танцевального исполнительства; технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта; народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, и др.
Этот закон уникальный. Он входит в перечень опережающего законодательства, поскольку такого федерального закона нет. Подобный закон есть только в трех субъектах России, но не в такой фундаментальной форме, как у нас», – сказал на пресс-конференции в Госсовете РТ председатель Комитета парламента по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев.
В республике специально была создана рабочая группа по подготовке проекта закона. Кропотливая работа над текстом документа продолжалась в течение полутора лет. Законопроект размещался для общественного обсуждения на портале «Открытый Татарстане». «Не было ни одного отрицательного отзыва», – заметил депутат.
«Было непросто подготовить проект закона, аналога которому нет на федеральном уровне, но еще сложнее будет его реализовать», – считает Разиль Валеев.
Говоря о планируемой работе по реализации закона, замминистра культуры РТ Гузель Шарипова сообщила, что будет сформирована концепция реестра объектов нематериального культурного наследия, включающая в себя научное обоснование, типологии и категоризации объектов, исследование их жанровой специфики, этнотерриториальных особенностей культурного ландшафта республики.
«Запланировано создание электронной платформы реестра на базе выявленных во время научных исследований особенностей объектов нематериального культурного наследия.
Кроме того, будет проводиться экспертиза объектов, предлагаемых для включения в реестр. Для экспертизы будут привлекаться самые авторитетные эксперты в сфере традиционных культур различных народов. Мы уже внесли в Кабинет Министров РТ предложение о составе экспертного совета, – рассказала замминистра. – Все это необходимо для получения качественной информации о наличествующих и исчезающих объектах нематериального культурного наследия, для последующего информирования населения и передачи будущим поколениям этих сведений».
Гузель Шарипова напомнила, что еще в 2013 году Министерством культуры РТ было принято решение об организации первичного мониторинга объектов нематериального культурного наследия в муниципальных образованиях республики. К 2016 году в проектном реестре объектов нематериального культурного наследия, который вел Республиканский центр развития традиционной культуры при Минкультуры РТ, значилось уже 200 объектов из 26 муниципальных образований.
По ее словам, на данный момент первичный реестр объектов нематериального культурного наследия сформирован, но пока находится в закрытом доступе. «К 2018 году мы сможем создать электронную платформу реестра», – поделилась она планами.
Объекты нематериального культурного наследия будут вноситься в реестр после заключения экспертов. «Сейчас разрабатываем нормативные подзаконные акты. И гражданское лицо, и институт могут направить свои предложения в Министерство культуры республики о внесении того или иного объекта в этот реестр. Мы получаем предложение и направляем в экспертный совет, который будет утвержден. Совет на своих заседаниях принимает решение о том, кто будет осуществлять экспертизу. В течение года должно быть принято заключение по включению объекта в реестр. При положительном заключении он вносится в реестр и становится общедоступным», – проинформировала замминистра культуры.
Разиль Валеев добавил, что объекты нематериального культурного наследия для включения в реестр должны соответствовать определенным критериям. «Это историческая и культурная значимость, степень укоренения в культурной традиции или истории культуры этнической, социальной или конфессиональной группы, ценность в качестве уникального просветительства культурных традиций и риск исчезновения нематериального культурного наследия», – уточнил он.
Закон позволит регламентировать взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления, научно-исследовательских, образовательных культурных институтов и институтов гражданского общества. Также даст возможность создавать мастерские народно-художественных промыслов, информационные порталы, сайты, телевизионные программы для популяризации традиций народной культуры; поддерживать носителей объектов нематериального культурного наследия, осуществлять грантовую помощь, проводить научные исследования, формировать образовательные и просветительские программы, издавать книги.
В республике предусмотрены финансовые средства на реализацию закона о нематериальном культурном наследии внутри различных государственных программ, – подчеркнула Гузель Шарипова. – Для технической платформы реестра необходимо около 200 тыс. рублей. Это мы можем сделать в рамках тех средств, которые есть».
Стоит отметить, что в Татарстане 1960 домов культуры, более 8 тыс. человек работают в сфере организации культурно-досуговой деятельности; свыше 15 тыс. клубных формирований, действующих на площадках домов культуры. В клубных формированиях участвуют более 197 тыс. татарстанцев. На базе культурно-досуговых учреждений функционируют почти 900 вокально-хореографических коллективов разных народов. 501 коллектив имеет статус «народный» и представляет республику на всероссийских и международных мероприятиях.
Нет комментариев-