Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Забытый каретный двор и сбитые вазоны на чердаке: волонтеры Казани первыми в стране допущены к возрождению памятников архитектуры

Забытый каретный двор и сбитые вазоны на чердаке: волонтеры Казани первыми в стране допущены к возрождению памятников архитектуры
Предстоящим летом волонтеры движения за сохранение исторического облика городов «Том Сойер фест» займутся фасадами двух образцов деревянного зодчества Казани – домов Богородского и Беркутова. Прежде работать с объектами культурного наследия законы разрешали только аттестованным компаниям. ИА «Татар-информ» рассказывает о том, что под силу добровольцам, когда речь идет об архитектурных памятниках.


Памятники – волонтерам!

Татарстан станет первым регионом России, который официально допустит волонтеров к реставрации объектов культурного наследия. Возможность появилась после принятия 18 декабря прошлого года поправок к федеральным законам «Об объектах культурного наследия» и «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». 

Дом профессора химии Алексея Яковлевича Богородского, сбор денег на восстановление которого волонтеры «Том Сойер феста» начали еще в 2017 году, является объектом культурного наследия регионального значения. Дом Беркутова, где жил врач 5-й полицейской части Казани – бесплатно помогавший бедным людям Николай Беркутов, находится в статусе памятника архитектуры муниципального (местного) значения. Для организации работ на нем (изготовление утраченного аттика – резной декор по фасаду у кровли) также понадобилась финансовая спонсорская помощь

После принятия поправок к законам ТРО ВООПИиК (Татарстанское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, является координатором движения – прим. ред.) потребовалось детально обговорить участие самих волонтеров в работах по воссозданию исторического облика домов с Комитетом РТ по охране объектов культурного наследия. Регламентов привлечения волонтеров к таким работам пока не разработано.

«Мы решали всероссийскую проблему, потому что 30 городов уже [в движении “Том Сойер фест”], но [пока законодательно] не разработан порядок [работы волонтеров на таких объектах]. Глава Комитета (Иван Гущин – прим. ред.) высказал озабоченность насчет того, что сейчас [некоторые] будут прикрываться волонтерским движением, гастарбайтеров нанимать… В общем, комитет беспокоится, что мы им памятники испортим. Основываясь на законах, мы подготовили письмо в Правительство РФ и в ЦС ВООПИиК (проектное положение по привлечению волонтеров)», – рассказала заместитель председателя ТРО ВООПИиК, архитектор, эксперт Минкультуры России Фарида Забирова на собрании организации.

Очистку и обработку поверхности фасадов, замену водостоков, дымников, благоустройство и докомпоновку архитектурных деталей, в том числе из камня (кладку) – такие не сложные и не требующие высокой квалификации работы предлагают доверить волонтерам татарстанские реставраторы. 

Отрабатывать алгоритм привлечения волонтеров к работам над объектами культурного наследия начали уже сейчас. Возможно, будет одобрено их включение в процесс по согласованным спискам с уведомлением Комитета РТ по охране наследия или оформление в качестве стажеров лицензированной на реставрацию компании-партнера движения. Закрепление за объектом аттестованных специалистов-контролеров позволит привлекать добровольцев к разрешенным им видам работ с соблюдением всех юридических норм.




Жемчужина Юнусовской площади

Предложение по реставрации фасадов дома Беркутова представила архитектор-реставратор Анастасия Анцигина (проект разрабатывает известный казанский архитектор Ирина Карпова).

Дом находится в Старо-Татарской слободе на площади Юнусова по адресу: ул. Фатиха Карима, 11. Если сравнивать исторические фотографии с более поздними, легко понять, что здание со временем лишилось декоративных элементов. Исчез красивый навес, нет аттиков, которых когда-то было три. При этом дом по-прежнему является жилым и находится в хорошем состоянии. В нем проживают несколько семей, которые поддерживают его – ранее они самостоятельно чинили крышу здания.

«Утрачены многие декоративные элементы, но в целом декор (резной карниз, деревянные наличники, красивые лопатки…) сохранился. Когда мы были на чердаке, обнаружили вазончик на тумбе (такие раньше украшали крышу), он пойдет в работу как свидетель эпохи. В целом общая концепция читается, и если восстановить эти красивые элементы, то они как раз подчеркнут парадность этого домика, который стоит на главной площади в Старо-Татарской слободе», – пояснили проектировщики.

Анастасия Анцигина также представила цветовые решения фасадов, сразу оговорившись, что они еще будут корректироваться. Возвращение же по контуру кровли резного аттика из древесины – дело решенное. Обследовав балки и стены, архитекторы убедились, что они выдержат массивную конструкцию.

«После такого преображения градостроительная значимость этого объекта на площади будет совершенно другой. Это как раз и есть пример акупунктуры, когда минимальными условиями получаем максимальный эффект», – подвела итог презентации Фарида Забирова.

От Управления архитектуры и градостроительства Казани уже получено техническое задание на проект реставрации фасада дома Беркутова.



Швейцарское шале коллекционера из перечня Эрмитажа

Об исследовании дома Богородского и планах по его обновлению рассказала архитектор Екатерина Еремина, чей дипломный проект в КГАСУ под руководством Ирины Карповой был посвящен этому объекту.

Архивных чертежей дома найти не удалось, но по семейному фотоархиву получилось выяснить, что когда-то у него были балкон и веранда. Сейчас декор фасадов частично утрачен, отсутствует чердачное заполнение (оконный проем), нет шпилей, частично на пластиковые заменены окна. Вокруг всего дома нет отмостки – вода подтекает под стены, в некоторых местах бревна сильно повреждены биопоражением (плесенью и водорослями).

«Самое важное – гнилая крыша. Биопоражение огромное: берешь бревно, и рука в него проваливается. С этим надо что-то делать... Какой-то строитель продырявил крышу для антенны (это старая антенна), чтобы пробить ее в квартиру, задел балку перекрытия, выдолбил ее – в квартире под этим местом, когда был косой дождь, текла вода. Вокруг шпиля, вокруг печей, вокруг всех вертикальных элементов, которые выступают с крыши, нет никакой гидроизоляции, все течет внутрь», – с сожалением констатировала Еремина. 

Она подчеркнула, что восстанавливать по декору потребуется немного, а с крышей и отмосткой придется принимать серьезные меры. Чердачное заполнение восполнят, а балкон и веранду воссоздавать не планируют – функционально в современном городе это не оправдано.

Интересно, что дом никогда не был окрашен – с момента постройки его отличал естественный цвет дерева. Как пояснила Фарида Забирова, это тип так называемого швейцарского дома – шале. При воссоздании облика, поскольку состояние обшивки сильно разнится и где-то даже потребуется локальная замена бревен, коллегиально было решено выровнять цвет, но сохранить его естественным с помощью современных обрабатывающих составов. При этом, чтобы акцентировать декоративные элементы, есть возможность сделать их чуть темнее.

Одна из явных проблем дома – современные пластиковые окна, которые некоторые жильцы самостоятельно установили в 2017 году, потеряв надежду на расселение в новое жилье. Кроме того, для утепления дворовые фасады были обшиты сайдингом и фальшбрусом.

«Если мы внимательно посмотрим, видим, что окна очень сильно изменили главный фасад. Они не только пластиковые, они еще и белые!.. По второму этажу старые деревянные остались», – обратила внимание помощник Президента РТ Олеся Балтусова на искаженную геометрию оконных проемов.

«Извините», – одновременно застенчиво и саркастически произнес кто-то из присутствовавших на собрании жильцов дома.

«Если мы найдем такого оконного партнера, который согласится поменять эти окна, как вы к этому отнесетесь как хозяева?» – спросила Балтусова.

Жители одобрили идею, упомянув, что и сами хотели поначалу поставить деревянные, но они оказались вдвое дороже пластиковых окон.

Работы по дому Богородского было решено разделить на два этапа. В первом смогут участвовать волонтеры, а второй (ремонт крыши требует привлечения лицензированных организаций) придется инициировать собственникам квартир. При этом, по словам Фариды Забировой, поскольку дом исторически не был окрашен, не придется согласовывать его цветовое решение в связи с обновлением фасадов. Активисты «Том Сойер феста» надеются, что это позволит получить разрешение на работы быстрее – не как на проект реставрации, а как на ремонтные работы по фасадам.



Забытая усадьба

Архитектор Екатерина Еремина дополнительно сообщила, что при обследовании двора дома был обнаружен каретник – сильно обветшавшее, с признаками разрушений строение. Она поинтересовалась у заместителя председателя ТРО ВООПИиК, как можно включить эту постройку единой некогда усадьбы в перечень объектов культурного наследия, которым пока считается только жилой дом Богородского.

«Для нас очень важно, что это усадьба. Мы сейчас делаем концепцию устойчивого развития Казани и выявляем такие усадьбы, где есть дворовые литеры. Как разработчики в своих комплексных исследованиях вы можете обратить внимание на то, что есть сохранность усадьбы, и предложить этот дворовый литер как выявленный, чтобы поставить его на охрану. Тогда мы в свою очередь можем его взять как ЦГФО – ценный градоформирующий объект. В этом случае он тоже будет под госохраной – такой же, как у исторического поселения», – пояснила Фарида Забирова.

Представитель создающегося в Казани Музея старообрядчества Роман Царевский обратил внимание собравшихся, что у дома Богородского «более богатая история», чем отражена сейчас в названии этого памятника архитектуры. «Понятно, что потомки профессора Богородского до сих пор живут в этом доме, но еще когда для первого “Том Сойер феста“ мы с Сергеем Павловичем (Сергей Саначин – известный архитектор и краевед Казани – прим. ред.) поднимали архивные документы, обнаружили, что этот дом прежде принадлежал Федору Тихоновичу Васильеву. Это очень известный меценат, благотворитель, член Общества истории, этнографии и археологии Казанского университета, который упоминается как известный коллекционер в списке Эрмитажа. Это огромная величина истории нашего края, которую забывать не стоит», – подчеркнул он.

Этими сведениями решено было дополнить название памятника архитектуры при рассмотрении вопроса о представлении его в перечне объектов культурного наследия как единого усадебного комплекса.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев