Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Забыть невозможно»: о войне в Афганистане глазами ее участника и о судьбе памятника воинам-афганцам в Казани

«Забыть невозможно»: о войне в Афганистане глазами ее участника и о судьбе памятника воинам-афганцам в Казани
15 февраля в России отметят 30-летие вывода советских войск из Афганистана. За десять лет той войны СССР потерял около 15 тысяч солдат. ИА «Татар-информ» пообщалось с ветераном Афганской войны, а также выяснило, где находится старый памятник воинам-афганцам и когда в Казани появится обещанный новый памятник воинам-интернационалистам.

Сегодня Михаил Основ – председатель Республиканской общественной организации «Объединение ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск в РТ». Практически мальчишкой сразу после окончания университета он попал в Афганистан. Спустя десятки лет он говорит о том, что месяцы, проведенные на войне, стали для него судьбоносными.

– Михаил Федорович, расскажите, как вы попали в Афганистан.

– После института в 1979 году меня призвали в армию на срочную службу на полтора года. После распределения я попал в Тоцкое в 108-ю мотострелковую дивизию, там даже выиграл первенство дивизии по борьбе. Должен был готовиться к всесоюзным соревнованиям, а тут Афганистан начался.

Прошло 39 лет, а я до сих пор помню: в программе «Время» показали, как наши войска вошли в Афганистан.

В Тоцком была перевалочная база – со всех округов прибывали военнослужащие и их формировали в эшелоны.

17 января подъем по тревоге. Все, что было положено солдатам, – от подворотничка до матраса – выдали и отправили на построение. Помню, на улице было минус 35 и слова командира в этот день: «Торжественный марш отменяю, не до жиру, быть бы живу».

Через пять суток мы приехали в Термез. А там – солнышко, зеленая трава и плюс 20 градусов тепла.

Пришли на плац целым эшелоном. К нам подошли, как мы называли, «покупатели» – офицеры, которые формировали новые части. Спрашивали, есть ли определенные специалисты, а потом: «Ты и ты вышли из строя!» – так я и оказался в автомобильном батальоне в Афганистане.

– Каковы были задачи вашего батальона, чем вы занимались?

– Мы занимались доставкой всех грузов, всего имущества для дивизии, для армии. На своих же плечах не понесешь это всё – везли на автомашинах.

– Как долго вы прослужили в Афганистане?

– До конца своей службы. Мне оставалось 14 месяцев, когда я попал в Афганистан. Для меня эта служба была тяжелой: ночью себя охраняешь, днем мешки таскаешь. Помимо этого, машины сопровождаешь.

– Страшно ли было там находиться? Что ощущает человек, когда попадает на войну?

– Страшно всем. Но это же служба, кто-то же должен там быть. Ты должен знать, за что ты отвечаешь. За Родину!

Каждый вечер капитан нас инструктировал. Рассказывал, как где-то ушел солдат, как где-то кто-то пропал. И так было каждый день. Я со своего солдатского окопчика могу сказать, что половина погибла по своей глупости или по глупости ближнего.

Вспоминаю еще Чечню, когда в 1996 году были в окружении. Полтора часа сидели и думали: выживем или не выживем. Воды нет, рядом раненые и убитые лежат. А 9 августа в России был объявлен траур по тому, что нас якобы уничтожили. Вы не представляете, каково это услышать или увидеть по телевизору, что нас похоронили. Это страшно.

– Перед тем как попасть в Афганистан, солдаты проходили боевую подготовку?

– Солдаты проходили курс молодого бойца. Лично я успел пройти подготовку на полигоне.

– Как был устроен быт солдат в батальонах? Как вы жили?

– Это забыть невозможно. Мы как будто из цивилизации попали в Средневековье. Там помимо жаркого лета, оказалось, есть и зима. Там даже на перевалах снег до конца не сходит. А так у нас всё было привозное: дрова, топливо. На машинах и на самолетах всё доставляли.

Жили в палатках, там же спали на матрасах, кто-то на носилках даже. Но это в первое время.

Потом быт налаживался, строили бараки. Еда была привозная. Крупы, масло, вода – нам выдавали горный паек.

– Когда вы служили в Афганистане, вы сталкивались с населением страны? Насколько известно, между советскими солдатами и афганцами были дружелюбные отношения.

– Я служил в самом начале, в 1980 году. Тогда еще не было такого. Там была сплошная нищета, голытьба. В холод в минус 10 градусов идет мальчишка в галошах на босую ногу, в коротких штанах и в хлопчатобумажной курточке. Им что внушали, то они и делали. В нас кидались камнями. Сами мы не стреляли. Пытались держаться колоннами, иначе если двигались в одиночку, то стреляли в нас.

– Вам рассказывали о местной культуре? Знакомили ли вас с бытом и жизнью жителей Афганистана?

– Единственное, что я мог знать о стране, – это то, что показали в фильме «Жарким летом в Кабуле». Знал, что Афганистан – это первая страна, заключившая соглашение и дипломатические отношения с Советским Союзом. Ну и то, что там жарко.

Нам некогда и некому было что-то рассказывать. Время уходило на то, чтобы сформировать, укомплектовать батальоны, технику.

– Были ли дезертиры? Из ваших сослуживцев кто-то пытался бежать?

– Нет, а куда бежать? Конечно, не все выдерживают. У кого-то поехала крыша от того, что страшно. Бывало, что солдаты падали в обморок. Правда, случалось, кто-нибудь уходил в кишлак, в горы и там пропадал без вести.

– Оглядываясь назад, как вы думаете, стоила ли эта война тех потерянных 15 тысяч солдат?

– Стоила. Что мы сейчас имеем? Тогда, в 80-х годах я не знал, что такое наркотики, а сейчас ребята о них знают и спокойно говорят.

Несколько лет назад Владимир Путин сказал: «Ребята! Вы на десять лет международный терроризм и наркотики от границ страны отодвинули».

Мы думали за страну, чтобы рубежи Родины были в безопасности.

– Вы делитесь своими воспоминаниями о войне?

– Меня часто приглашают в школах выступать. Всегда все 45 минут молча сидят и слушают.

– Поддерживаете ли общение с сослуживцами?

– Не с кем общаться. Я после службы только двоих земляков из Татарстана видел. Но так и не удалось с ними наладить связь.

Нашел одного через сына в соцсетях. Живет в Серпухове. Созвонились, выяснилось, что у него тоже семья, дети. Нашли друг друга по телефону.

– Как изменилась ваша жизнь после службы в Афганистане?

– Афганистан стал для меня судьбоносным. Меня забрали 21-летним мальчишкой. Я был учителем в школе. Только своего ребенка забрал из роддома. Еще ничего не понимал. А когда вернулся из Афганистана, у меня было обостренное чувство справедливости. «Съехала крыша», – как я тогда говорил.

Решил пойти в милицию работать, честных людей защищать. Так и стал инспектором уголовного розыска Вахитовского района Казани. Занимался раскрытием преступлений, совершенных несовершеннолетними.

За десять лет службы столько девчонок и мальчишек прошло… Проводил с ними долгие душещипательные беседы. Убеждал, что лучше покаяться в содеянном. Сейчас многие из них мне говорят спасибо. За то, что вовремя остановил, поймал, изобличил.

– Где вы собираетесь в годовщины начала войны и вывода войск?

– Мы всегда в декабре собирались в день начала Афганской войны. Возлагали цветы, чтили память о погибших.

После того как убрали памятник, в администрации города нам обещали, что 15 февраля будет закладка камня у Вечного огня в парке Победы.

К памятнику должны добавить еще три фигуры. К 40-летию с начала войны должны его полностью восстановить.

О судьбе памятника воинам-афганцам

Памятник воинам-афганцам, который долгие годы находился рядом со зданием «Татмедиа» на улице Декабристов, демонтировали весной 2018-го.

В марте 2017 года на имя руководства республики поступило обращение от председателя Союза ветеранов РТ Ахата Юлашева и начальника Казанского суворовского военного училища Валерия Миронченко с просьбой перенести и расширить памятник.

«Имеющийся в Казани памятник воинам-интернационалистам на сегодняшний день уже не учитывает чаяния ветеранов, принимавших участие в боевых действиях в других странах и на территории РФ, и требует дополнения», – говорилось в обращении.

ИА «Татар-информ» сообщало, что ветераны боевых действий предложили установить в дополнение к имеющемуся памятнику стену с именами погибших. Установка дополнительных элементов к памятнику на улице Декабристов была бы затруднительна. В процессе обсуждений была предложена территория парка Победы.

В феврале 2018 года на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» военный комиссар РТ Сергей Погодин сообщил, что новый памятник появится в Казани к 15 февраля 2019 года в парке Победы.

Однако на запрос ИА «Татар-информ» в мэрии Казани сообщили, что цветы в честь 30-й годовщины вывода советских войск из Афганистана в этом году планируется возлагать к Вечному огню в парке Победы. К слову, этот момент, по информации мэрии, согласован с воинами-интернационалистами.

В настоящее время, как говорится в ответе мэрии, работу по обсуждению и утверждению эскиза нового памятника ведет республиканская комиссия. В которую вошли представители Министерства культуры РТ, исполкома Казани и сами бывшие воины-афганцы.   

«Участники боевых действий неоднократно указывали на неудобные подъездные пути к памятнику и на отсутствие парковок. После этого возникло решение о переносе памятника воинам-интернационалистам на территорию парка Победы недалеко от входа в парк со стороны проспекта Ямашева и расширении его. Памятник был демонтирован подрядной организацией и в настоящее время находится у нее на ответственном хранении. Работа с ним будет продолжена после утверждения эскизного проекта памятника», – сообщили в пресс-службе мэрии Казани.

Кроме того, в мэрии ответили: где именно будет располагаться новый памятник, определит исполком.

Как будет выглядеть новый памятник

ИА «Татар-информ» пообщалось с председателем правления регионального отделения ветеранов войны в Афганистане Евгением Кабышем. Он входит в состав той самой комиссии, которая занимается разработкой нового памятника воинам-интернационалистам. Он показал корреспонденту агентства эскизы будущего памятника.

«Хотелось бы, чтобы к декабрю этого года памятник установили. Душа болит. Нам все обещают, обещают начать работы. Изначально было согласование с администрацией города. Решили, что памятник перенесут в парк Победы», – рассказал собеседник агентства.

По словам Евгения Кабыша, небольшие проблемы с восстановлением памятника начались тогда, когда начали создавать его эскизы. Старый памятник хотели немного переделать и добавить дополнительные фигуры.

Работа по эскизам выполнялась совместно с ветеранами Афганской войны и скульпторами. Правда, они долго не могли прийти к единому мнению.

«Эскизы памятника, которые сначала предоставили, нас не устроил. Мы постоянно дискутировали. Ведь скульптор творческий человек, многие изображения не были связаны с тем временем», – рассказал Евгений Кабыш.

В итоге новый памятник дополнят тремя статуями воинов, он будет находиться недалеко от Вечного огня в Парке Победы. На отдельной стене будут указаны 39 фамилий воинов-афганцев. Вид на памятник будет открываться со стороны проспекта Ямашева.

Работы по восстановлению памятника, по словам Кабыша, будут проводиться в течение 2019 года. А ветераны войны в Афганистане надеются на скорое возвращение памятника, у которого они смогут собраться и почтить память своих сослуживцев.

«Мы очень надеемся, что президент республики возьмет восстановление памятника под свой контроль. Тогда и работа вся начнется», – с уверенностью отметил Евгений Кабыш.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев