О своих «нескучных» производственных буднях Татьяна Водопьянова рассказывает журналу «Татарстан».
Другие меры
Да, мне всегда хочется договориться, но еще в детстве поняла: когда человек берет силой и хамством, с ним трудно выстраивать диалог – нужны более жесткие меры. Это случилось в пятом классе. Пришлось вступиться за одноклассниц – был у нас один отпетый хулиган. Обнаружив, что словесные аргументы в отношении его не работают, переполненная эмоциями, перешла к действию: взяла за шкирку и так сильно толкнула, что он упал. Долго ждала «страшной мести», но неожиданно хулиган присмирел…
К счастью, драк в моей жизни больше не было, но примеры непорядочности, заставляющие перейти от диалога к мерам, есть. Прекрасно помню свои переговоры с 28-летним собственником кафе. Один из его работников получил серьезную производственную травму. Конечно, ЧП это должным образом не оформили, и на руках у парня остался лишь больничный лист. В конечном итоге судьба привела его к нам. Я тогда решила лично встретиться с директором. Циник высшей степени в выражениях не стеснялся. Мои доводы услышаны не были, зато я услышала многое из того, что нарушает законодательство. Что ж, есть у нас и другие подходы к таким «хозяевам жизни». Например, дополнительные проверки в рамках наших соглашений с Гострудинспекцией РТ, Прокуратурой, Росприроднадзором. К сожалению, подобные руководители, особенно в сфере малого бизнеса, не редкость. Все, что связано с интересами сотрудников, у них уходит на самый последний план.
Выстраивая диалоги
В профсоюзной деятельности сложных вопросов возникает немало. Были в нашей истории и 90-е, и не один кризис. В такие времена люди ведут себя по-разному. Кто-то под давлением обстоятельств вынужден идти на сокращение и задержку зарплаты, но ищет пути выхода из ситуации, а кто-то действует под их прикрытием – в своих интересах. Вопрос лишь в социальной ответственности руководителя. Только она подвигает его искать варианты, только в этом случае с ним можно договориться. Вспомните КАМАЗ и его сложные времена. В рамках диалога с администрацией находились возможности, позволяющие поддерживать людей в сложных жизненных ситуациях. Или Завод имени Серго, который в свое время «просел», оказавшись без гарантированного оборонного заказа. Директор с председателем профкома ходили по цехам и разъясняли ситуацию. Эта открытость тогда сняла массу вопросов и ослабила социальную напряженность в моногороде.
Считаю, что промышленному сектору республики с руководителями повезло. Мощный директорский корпус сформировался еще в советские времена. Но и за молодую плеяду я тоже радуюсь. У многих есть осознание того, что предприятие – живой организм, а не только производственные показатели. Пример – Ренат Мистахов, руководитель Зеленодольского завода имени Горького. Ему еще и сорока не было, когда он возглавил предприятие – надо сказать, в сложные времена. Сегодня там принимаются серьезные социальные меры, направленные на оздоровление работников, улучшение их жилищных условий, повышение качества жизни пенсионеров и даже сохранение рабочих мест сотрудников, ушедших в армию. И перечень таких руководителей можно продолжать!
Впрочем, есть и другое явление: собственники и руководители частных компаний, в том числе с иностранным капиталом, которые всячески препятствуют профсоюзной деятельности. Есть примеры, когда люди, попытавшиеся создать там профсоюз, были вынуждены уволиться. Для этого им создали все условия! Да, мы можем вмешаться и повлиять на ход событий с точки зрения правовой защиты интересов работников, но, к сожалению, есть другие и факторы. Например, психологическое давление – далеко не все способны его выдержать.
Не меняя курса
Помню, как сидела и нервничала перед каждым новым посетителем: какой еще каверзный вопрос он мне задаст? И самого первого из них прекрасно помню. Мужчина – работник речпорта. Он был уверен, что с ним неправильно рассчитались за период плавания. Случай не из легких, а для меня и вовсе настоящий стресс. Постоянное ощущение, что не знаю почти ничего – такой была моя студенческая практика в юридической консультации профсоюзов республики. Количество обращений тогда было большое. Вопросы сыпались из разных областей, а у меня – ни интернета, ни компьютера, только огромные стенды с папками документов, законов, постановлений… Благо, люди, сидевшие рядом, были настоящим кладезем знаний. Несмотря на стресс, такая разноплановая работа мне нравилась, поэтому без сомнений после университета вернулась в профсоюз. И вот уже 40 лет не меняю этого курса.
Сегодня работа в профсоюзах стала еще более разнообразной. Зарплата, охрана труда, дополнительные соцгарантии, соблюдение законодательства – сама жизнь подсказывает вопросы! Что сегодня волнует людей? Оздоровление детей или… ЖКХ? Помню, с переходом на новую систему оплаты коммунальных услуг возникло много конфликтных ситуаций. На нас буквально сыпались обращения людей, и мы с головой ушли в эту тему. Проводили круглые столы, встречи с должностными лицами, разъясняли правовую базу, старались корректировать проблемные зоны... Добились немалого. В том, что сегодня рост стоимости коммунальных услуг не превышает уровня инфляции, есть и наша заслуга.
Волшебное слово «Надо!»
На вопрос «Как живешь?» отвечаю: «Не скучно!». Плотный график, множество командировок и встреч… Если чувствую перегруз, прохожу несколько километров, и голова вновь становится легкой. Так получилось, что центральным словом для меня стало «Надо!». За это благодарна своим родителям и спорту. Своего тренера по легкой атлетике мы уважали за преданность делу. Когда тебе тринадцать, частенько накатывает лень. Но в спорт приходят не с настроением – здесь все всерьез. И выплывает это слово «надо», а все эти «хочу – не хочу» даже не обсуждаются. Часто вспоминаю Юрия Михайловича Красильникова с благодарностью за его вклад в мой характер. К счастью, таких людей в моей жизни было достаточно: первая учительница Антонина Ивановна Кокурина, первый руководитель в профсоюзах Ришат Файзрахметович Забиров и другие, у которых я многому научилась.
Ломая стереотипы
Помню, как вышла в компании нескольких женщин после одного делового мероприятия. Весна! Мы стоим на улице, продолжая начатый разговор, как вдруг Нэлла Матвеевна Прусс, ректор ТИСБИ говорит: «А давайте к нам – на чашечку чая!» Это была «первая ласточка». Так сложилась наша женская компания руководителей. С тех пор прошло десять лет. Гульнара Сергеева, Аделя Конюшева, Евгения Даутова, Людмила Китайцева, Людмила Кузьмина – горжусь нашим общением. Это прекрасная эмоциональная разрядка и возможность не только поговорить, посмеяться, но и посоветоваться.
С некоторых пор в Татарстане появилась добрая тенденция: женщин на руководящих постах становится все больше. Помню я и другие времена, когда в плеяде руководителей уровня Кабмина была лишь одна Зиля Валеева. Радуюсь переменам. Конечно, они произошли не сразу. Сначала мы вошли в Госсовет РТ – в третьем созыве было двенадцать женщин-депутатов. А сегодня женщины на высоких постах уже и не редкость. И никто не подвел! Это ломает сложившиеся за долгие годы мужские стереотипы.
Как-то я выступала с докладом о гендерном равенстве на Совете Федерации независимых профсоюзов России. Рассказывала, что мы у себя в Федерации профсоюзов республики реализовали идею гендерного равенства – сегодня половину наших членских организаций возглавляют женщины. «Мы убедились, что это было правильным решением, и эту тенденцию надо продолжать», – в завершение сказала я. После доклада ко мне подошло сразу несколько человек – убедиться, не приукрасила ли. Да, другие регионы наш опыт пока еще удивляет!
Татьяна Водопьянова – в профсоюзы пришла сразу после окончания Казанского государственного университета. «Разве что только машинисткой не поработала», – говорит она о своей карьере. Федерацию профсоюзов РТ возглавляет с 2000 года. Была депутатом Госсовета РТ третьего и четвертого созывов. Кандидат социологических наук, заведует кафедрой социально-трудовых отношений и основ профсоюзного движения Казанского филиала Академии труда и социальных отношений. Президент благотворительного фонда «Энием – Мама». В 2015 году награждена орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Справка
Орденом “За заслуги перед Республикой Татарстан” награждаются за выдающиеся заслуги в развитии государственности РТ, обеспечении прав и свобод граждан, развитии экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, искусства и спорта, а также за проявленные отвагу и мужество при охране общественного порядка. Знак ордена выполнен из серебра 925-й пробы.
Нет комментариев-