Напомним, Рашид Загидуллин оставил свою должность после того, как 5 сентября истек срок его трудового договора. Министерство культуры РТ не стало продлевать с ним контракт. Министр культуры Ирада Аюпова заявила, что ведомство планирует отказаться от должности главного режиссера для театра им. К.Тинчурина на два года.
Но может ли существовать государственный театр без главного режиссёра или художественного руководителя? Артисты Тинчуринского просят назначить им худрука.
«В свое время мы уже долго оставались без режиссера. Так не получается! У театра должен быть руководитель! Возможно, некорректное сравнение: без пастуха и стадо разойдется, и труппа не может существовать без руководителя. Театру необходим свой режиссер», - уверена «лицо» и символ Тинчуринского театра, народная артистка России и Татарстана Исламия Махмутова.
Молодые артисты театра на собрании коллектива так же высказались за назначение художественного руководителя. Попросили пригласить на эту должность штатного режиссера театра Резеду Гарипову. Но она отказалась, так как сейчас находится на декретном отпуске, а в будущем планирует уйти из театра.
Ранее Резеда Гарипова, комментируя возможность своего назначения на эту должность, высказалась так: «У театра есть свое направление – кому-то оно нравилось, кому-то – нет. Здесь дело не в том, что ушел режиссер, а в том, что в татарском театре формируется новое направление. Загидуллин новые направления не принимал. За 26 лет его деятельности на сцене никогда не было ни голых мужчин, ни секса, ни мата. Это было его видение татарского театра. С его уходом театр теряет это направление. Каждый приглашенный режиссер будет со своим новым видением, и не понятно, к чему это в конечном итоге приведет. То, что неизвестно, тоже немного пугает. Заменить высокопрофессионального режиссера, каким был Рашид Галеевич, просто на молодого режиссера — я считаю, это не самый правильный метод».
Позицию Министерства культуры РТ журналистам озвучила глава ведомства Ирада Аюпова. «Театр Тинчурина с сегодняшнего дня остался без режиссера. У нас пока нет кандидатуры на должность главного режиссера. Театр на два года возьмет тайм-аут, чтобы труппа могла поработать с разными режиссерами. В том числе к сотрудничеству будет приглашен и Рашид Загидуллин, если он будет готов поставить спектакль на сцене Тинчуринского театра. Пока самое важное: не будоражить ситуацию, надо его немного остудить. К вопросу о творческом руководителе Тинчуринского театра вернемся через два года».
Театру нужен человек, который определит его направление и сплотит коллектив – но получается, что на данный момент у Министерства культуры такой кандидатуры нет. Неужели действительно у татарской нации сегодня не найдется личность, способная взять на себя эту нелегкую ношу? Кто может стать творческим руководителем театра Тинчурина? Этот вопрос мы задали известным деятелям культуры и искусства.
Поэтесса Йолдыз Миннуллина: «С театром Тинчурина работать никогда не приходилось. В последнее время всего два раза там бывала. И то на оперных постановках по либретто Сюмбель Гафаровой и Рузаля Мухаметшина. Поэтому не имею права выражать какое-то мнение. Могу сказать только одно: там работают люди, которых я люблю, уважаю: Зульфия апа Валеева, Зульфат Закиров, Артем Пискунов, Резеда Гарипова... С ними приходилось встречаться в других проектах. А насчет художественного руководителя, у нас есть очень сильное театральное сообщество. Думаю, они смогут решить этот вопрос как-то и без участия поэтов».
Драматург Мансур Гилязов: «Театр без главного режиссера - ситуация ненормальная, однако не сказать, что это что-то необычное для нынешнего времени. Режиссеров не хватает. У театра должен быть руководитель. Неправильно думать, что директор будет вести театр. Для Тинчуринского театра должен появиться первоклассный молодой режиссер. Потому что на это место приходят надолго. Кто у нас есть из молодых режиссеров? В Москве учится молодой Бикчантай (сын Фарида Бикчантаева учится в ГИТИСе – Ред.). Было бы очень здорово, если бы молодой и старший Бикчантаевы вели два театра. Это было бы удивительное явление! Через сколько лет он закончит учебу? Потихоньку начинать ставить уже можно…
Других имен пока не видно. У Фарида учеников много. Он должен определять, в чьи руки передать руководство театром. Я так думаю. И жду Юсуфа».
Литературовед, доктор филологических наук Альфат Закирзянов: «Во-первых, Тинчуринский должен оставаться театром драмы и комедии – это уже вопрос бесспорный. Также надо понимать, что смена режиссеров в театре – явление естественное, это неизбежно, потому что бывают разные ситуации. В этом случае смена коллектива может стать на пользу и для самого Рашида Загидуллина. Все уже видели, что театр не может сохраниться в таком виде. Сложная обстановка внутри театра негативно отражалась и на коллективе, и на зрителе.
А что касается работы театра без режиссера в течение будущих двух лет – в этом вижу определенную трудность. Но чувствую также необходимость сделать паузу. Чтобы и артисты, и директор подумали, исходя из себя искали ответы на вопросы – что, как. С другой стороны, если после такого неспокойного периода появится человек, который соберет коллектив и коллектив будет ему доверять – мне кажется, это тоже может себя оправдать.
Кого я вижу на должности главного режиссера театра – в этом случае я затрудняюсь ответить. В СМИ прозвучало имя Ильгиза Зайниева, это хорошая кандидатура. Но он уже назначен главным режиссером театра кукол. Мне кажется, что Ильгиз ближе к Тинчуринскому. Его переводить, наверное, не станут. Чье-то еще имя сказать затрудняюсь».
Режиссер и драматург Ильгиз Зайниев: «Куда бы меня не звали ставить спектакли – я готов рассматривать предложения. Главное, чтобы это было общее решение директора и главного режиссера. Если нет главного режиссера – тогда директора театра».
Поэтесса Лейла Давлетова: «Конечно, очень жаль, когда талантливые люди уходят из театра. Это еще раз доказывает - никто и никакая должность в мире не вечны. Все должно меняться. Талантливой молодежи очень много: Нурбек Батулла, Ильгиз Зайниев, Радик Бариев... Много, наверное, и тех, кого я не знаю. Желаю театру удачи, процветания. Чтобы в репертуаре были спектакли, заставляющие думать, полезные, или хотя бы такие, чтобы люди с удовольствием отдохнули и повеселились. Талантливых артистов в Тинчуринском театре очень много, желаю, чтобы каждый получил возможность раскрыть себя по-новому».
Драматург и поэт Хабир Ибрагим: «Нельзя два года держать театр без режиссера. Рашид Загидуллин работал 26 лет. Был большим профессионалом! Но у него не было татарского менталитета. А без этого спектакли получаются безжизненные. Вроде бы и поставлено классно, все красиво, но души нет. С этой точки зрения актриса театра Исламия Махмутова, путь и не такого высокого уровня режиссер, но спектакли у нее «живые».
Главный режиссер нужен, чтобы сплотить коллектив, без него это будет тяжело сделать. Такие театры есть, мы видим – приезжают «шабашники», уезжают. Таких примеров у нас много. Но в то же время я не вижу пока человека, который мог бы заменить Рашида Загидуллина. Кто у нас режиссеров готовит? У Фарида Бикчантаева есть ученики, и у Рашида Загидуллина. Наверное, можно найти среди них. Пусть ставят молодых! Их надо развивать, поднимать. Очень хвалят спектакль «Тормышмы бу?» («И это жизнь?», спектакль театра Камала – ред.). Кто там был, молодой режиссер? Да, Айдар Зяббаров. Пусть его позовут!».
Директор Буинского театра Раиль Садриев: «С одной стороны я не могу давать какую-то оценку Тинчуринскому театру. Но, так как я и сам директор, художественный руководитель, могу сказать. Эта ситуация в театре Тинчурина идет давно. Здесь не просто противостояние между директором и главным режиссером – тут и артисты разбрелись по группам. А это очень плохо для театра.
А что касается ситуации с уходом (главного режиссера – Ред.) – это нормально, никто из нас не сидит в своем личном театре. Тинчуринский – расположенный в центре Казани, второй по значимости для татар театр. Здесь нужен художественный руководитель. Если сейчас появится главный режиссер, возможно, коллективу будет трудно его принять. Потому что труппа расколота, могут пойти интриги. С другой стороны, может и не надо его искать, просто поручить это Фанису (Фанис Мусагитов – директор театра Тинчурина – ред.). У Фаниса Мусагитова очень большой опыт. Он владеет и экономической ситуацией в театре, в то же время знает и его творческую жизнь. Он настоящий представитель своего народа, татарин до мозга костей. Артистов любит. Он давно уже вырос из шинели простого директора. Если сегодня Фаниса Наилевича назначить художественным руководителем, и работать с приглашенными режиссерами, думаю, за следующие пару лет можно сделать большой скачок».
Кинопродюсер Миляуша Айтуганова: «Практика работать без главного режиссера применяется во многих театрах. И в Татарстане такие есть. Например, Альметьевский. Но в этом случае ситуация очень сложная…»
«Главный режиссер не должен быть единственным»
Ситуацию, когда главный режиссер в театре – единственный режиссер, Ирада Аюпова назвала «болезнью» российских театров. «Есть проблема главного режиссера, кто в театре главный. Я считаю, что главный режиссер нужен, но он не должен быть единственным режиссером…».
Мы знаем, что в Татарстане есть театры, работающие довольно успешно и без главного режиссера. В действительности, лишь в четырех из десяти государственных театров, работающих на татарском языке, есть главные режиссеры. Это Камаловский, Кариевский, Атнинский театр и театр кукол «Экият». Татарские театры в Альметьевске, Челнах, Буинске не имеют главных режиссеров. Сейчас и в Мензелинском и Нижнекамском театрах единственный руководитель – это директор. В Мензелинске Дамир Самерханов снят с должности главного режиссера, единственный лидер Нижнекамского театра Рустам Галиев тоже остался только на должности директора – после завершения ремонтных работ в театр может быть принят новый режиссер.
Сумеет ли Тинчуринский обходиться без режиссера? Тут, видимо, надо согласиться с Альфатом Закирзяновым – нужна пауза, некоторое время, чтобы подумать и определиться. Но в театре жизнь не останавливается, есть задачи, которые требуют творческого видения и их надо решать сейчас, ежедневно. В перечисленных выше театрах, хоть они и без главного режиссера, в штате режиссеры есть. В Тинчуринском есть штатный режиссер Резеда Гарипова, которая в настоящее время находится в декретном отпуске. Она хочет уйти из театра. Это ее позиция и ее желание. Ее уход вызывает сожаление, но в то же время это достойный поступок.
Я, как человек, более-менее знающий репертуар Тинчуринского театра и его артистов, и который в какой-то мере следил за ситуацией, осмелюсь высказать свою версию. На мой взгляд, подходящая кандидатура на должность арт-директора – артист этого же театра Зульфат Закиров. Мне кажется, ему удастся не просто сохранить язык театра, но и самобытное его татарское составляющее.
Зульфату 30 лет. В театре работает седьмой год. Родился в Казани. Окончил Казанское театральное училище и ГИТИС в Москве. Талантливый, умный, харизматичный. Мыслит основательно, высказывает свое мнение без лишних эмоций. Преподает в Казанском театральном училище. Его ученики работают в театрах республики. Для будущих татарских артистов Тинчуринский театр мог бы стать учебной площадкой, студией.
Скоро в театре открывается новый сезон. Пожелаем театру успехов!
Нет комментариев-